ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Американские санкции – удар по своим

12:17 26.02.2020 • Андрей Кадомцев, политолог

Ричард Савая (Richard Sawaya), вице-президент Национального совета по внешней торговле США опубликовал в издании The Hill статью, в которой рассказывает о значительном ущербе, который наносят санкции против России интересам американского бизнеса. Кроме того, уверен Савая, безоглядное использование санкций ставит под угрозу ведущую роль США «в международных финансах».

О пагубных последствиях односторонних санкций для самих США американские деловые круги и эксперты говорят, по меньшей мере, с 1990-х. Уже тогда речь шла о снижении доли Соединенных Штатов на ряде важных экспортных рынков, а также о потерях в заработной плате для работников американских компаний, достигавших 1 миллиарда долларов в год[i].

Дональд Трамп пришел к власти под лозунгом сохранения доминирующего положения США в мире, являющимся, по его мнению, ареной беспощадной конкуренции между государствами. С точки зрения Трампа, все страны, не готовые принять условия Вашингтона, тем более, проводящие самостоятельную политику, рассматриваются как «легитимная» цель для санкций всевозможного рода. К настоящему времени, санкционные удары наносятся по десяткам государств мира, в том числе целому ряду ведущих стран, не исключая и номинальных союзников в Европе. По мнению европейских комментаторов, политика ограничений обозначает заявку США на изменение расстановки сил в экономическом мире. Однако результат всё чаще оказывается противоположным.

К примеру, во многих случаях санкции бьют по американским внешнеполитическим интересам. Американские рестрикции против нефтяной индустрии Ирана или Венесуэлы не всегда наносят ущерб властям этих стран. При этом, отмечают западные СМИ, действия, предпринимаемые Вашингтоном, толкают вверх мировые цены на нефть, наполняя бюджет, а также стимулируя нефтяную отрасль другого оппонента Америки – России. А уж о том, как внешнее давление поощряет сближение Москвы и Пекина, что «совершенно не отвечает американским интересам», Трампу неустанно напоминают с момента обнародования его Стратегии национальной безопасности в декабре 2017.

Агрессивные финансово-экономические ограничительные меры, «раздаваемые» направо и налево Вашингтоном, всё больше пугают Европу. В Докладе, вышедшем в феврале нынешнего года в рамках подготовки в Мюнхене очередной международной конференции по безопасности, отмечается, что «по мнению критиков, США делают из проблем безопасности «дымовую завесу для собственных экономических интересов»». В результате, политика США угрожает распадом «Запада как единства стран, приверженных либерально-демократическим ценностям». «Мы — свидетели «распада Запада» как относительно сплоченной геополитической конфигурации», говорится в докладе. «Мир становится все менее западным. Но что еще важнее, менее западным становится сам Запад».[ii] На этом фоне, растет число европейских политиков, которые начинают осознавать, что развитие позитивных, добрососедских отношений с Россией отвечает приоритетным интересам «всех народов континента».

Наконец, политика санкций и финансово-экономического давления, взятая в последние годы на вооружение Вашингтоном, придала мощный импульс процессам формирования финансовой системы, не зависящей от Соединенных Штатов. Все больший интерес к этому вопросу проявляют Россия, Китай, Индия, Иран и Турция. Евросоюз также активизировал работу в направлении разработки путей нейтрализации финансовой гегемонии и обхода санкций США. Звучат предложения создать независимую систему финансовых расчетов - Европейский валютный фонд (аналог МВФ), а также "полностью независимые" от США финансовые инструменты.

Определенные успехи в вопросе создания независящих от США платежных механизмов уже достигнуты. Как отмечает британский The Economist, Китай целенаправленно работает над созданием собственной международной платежной системы на основе юаня. Выход США из иранской ядерной сделки, полагают другие западные эксперты, уже способствовал росту торговли фьючерсами на нефть, номинированными в китайской валюте, которая недавно началась на бирже в Шанхае. Наконец, хотя пока ни одно из существующих экономических объединений всё еще не обладает финансовой системой, сопоставимой с американской, уже формируются механизмы, позволяющих вести эффективные торговые операции с компаниями и странами, оказавшимися под ударом американских санкций. Так, именно европейские союзники Америки – включая Францию, Германию и Великобританию, стали инициаторами создания INSTEX - «специального механизма расчетов с Ираном». К концу 2019 года, к нему присоединились Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия и Швеция. Правда, пока эта система не заработала.

Значительные потери от санкций, вводимых против других стран Вашингтоном, несет и непосредственно американский бизнес. Яркий пример демонстрирует длящаяся уже несколько лет кампания против ряда высокотехнологичных корпораций из КНР, в первую очередь, против Huawei. Непонимание американскими политиками специфики глобального технологического рынка серьезно угрожает доминирующему положению Google на мировом рынке мобильных платформ. Google прилагает огромные усилия для того, чтобы убедить официальных лиц в Вашингтоне в крайне негативных последствиях от возможной окончательной потери рынка КНР. Тем более, от политики, которая подтолкнет Китай к созданию своих платформ и операционных систем для мобильных устройств и сетевой инфраструктуры. Если «появится альтернатива Android … многие страны ради собственной безопасности начнут политику поддержки конкурирующей платформы»[iii], - считают экперты.

В феврале нынешнего года стало известно о намерении китайских IT-гигантов Xiaomi, Huawei, Oppo и Vivo, поставивших на мировой рынок более 40 процентов всех мобильных телефонов в 2019 году, запустить проект «Глобального альянса разработчиков услуг» (GDSA). Платформа, запуск которой первоначально планируется в 9 странах, включая Индию, Россию и Индонезию, способна стать мощной альтернативой магазинам ПО для смартфонов и планшетов от американских корпораций Google и Apple. Основной ущерб может понести Google. По оценкам комментаторов, китайский проект способен серьезно подорвать позиции Google, в первую очередь, на развивающихся рынках, таких как Индия и Африка. Американский разработчик ПО может оказаться в заведомом проигрышном положении на рынках, совокупная потенциальная аудитория которых, если считать вместе Китай, Индию и Африканский регион, достигает четырех миллиардов пользователей.[iv]

На международном уровне, откровенные попытки США остановить развитие китайских высокотехнологичных компаний и даже разрушить их, уже сформировали у многих стран мира четкое понимание необходимости развития независимых разработчиков в области информационных технологий. Возможный сценарий развития событий включает запрет или ограничение сервисов, продукции, услуг американских компаний в других странах. Или, по меньшей мере, в таком важном секторе, как закупки для государственных нужд. Приоритетом для многих государств станет поощрение создания и развития национальных информационных продуктов, сервисов и программного обеспечения. В конечном итоге, растет угроза позициям ведущих компаний Силиконовой долины на мировом рынке. Причем усилиями в первую очередь недальновидных и самонадеянных деятелей в Вашингтоне. Кульминацией может стать «процесс дезинтеграции» глобального IT рынка, разделения стран на блоки и коалиции, ориентированные на «своих» производителей оборудования, ПО и собственные технологические стандарты.

Уже хрестоматийным примером стали события 2018 года. Тогда Америка ввела санкции против российского производителя алюминия, компании Rusal. «Нежелательные последствия» удара по одному из крупнейших экспортеров почувствовали на себе не только глобальные рынки. Цены на алюминий на внутреннем рынке США подскочили на десятки процентов. Значительные потери понесли крупнейшие компании американского авиапрома и машиностроительные предприятия. В результате, «американское министерство финансов начало осторожную работу по выведению компании из-под санкций». В том же году, в России был приостановлен целый ряд масштабных совместных проектов, в которых значимая доля принадлежала ведущим нефтяным компания Запада. «Особенно пострадали при этом американские фирмы»[v]. Так, ExxonMobil, понесла значительные убытки, после вынужденного разрыва контрактов с "Роснефтью", осуществлявшихся в Карском море.

В декабре прошлого года комитет по международным делам Сената США, поддержал проект «Закона о защите безопасности США от агрессии Кремля», известный по аббревиатуре DASKA. Между тем, как отмечает вышеупомянутый Ричард Савая, положения законопроекта DASKA «подняли непреднамеренный ущерб на новые высоты». Например, законопроект предусматривает запрет для американских компаний на участие в проектах в энергетической сфере, «в которых российским юридическим лицам принадлежит хотя бы миноритарный пакет акций». По оценкам Савая, «пострадают почти 150 энергетических проектов, осуществляемых в 50 с лишним странах. В рамках данных проектов работают тысячи людей, и они играют важную роль в системе поставок энергоресурсов на мировые рынки углеводородов. Любые перебои в работе за рубежом создадут цепную реакцию и нанесут ущерб многим малым и средним предприятиям в США».

Другое положение законопроекта устанавливает запрет для фирм из США на «операции с деноминированным в рублях российским суверенным долгом. По сути дела, это запрет на любые операции американских компаний в России». В случае реализации, предлагаемы меры нанесут удар по без малого трем тысячам «американских компаний, которые работают в рамках совместных предприятий с российскими фирмами». Им придется покинуть российский рынок и уступить свое место и прибыль конкурентам из других стран, в первую очередь, из КНР. «В целом же в условиях глобальной экономики с ее сложной сетью транснациональных цепочек поставок постоянное ужесточение американских санкций ведет к тому, что компании из США теперь считаются ненадежными партнерами».[vi]

Таким образом, представление Вашингтона о том, что масштабное применение санкций будет способствовать укреплению международных позиций США, на деле оказывается своей противоположностью. Желая «наказать» оппонентов, Вашингтон, прямо и косвенно, бьет по интересам целых секторов и отраслей американской экономики. При этом оппоненты Америки, всё чаще демонстрируют способность не просто изыскивать меры защитного характера по каждому из направлений санкционного давления США. Их ответные действия наносят существенный и долгосрочный урон финансово-экономическим и технологическим позициям Соединенных Штатов. Одновременно, Америка еще больше подрывает свое международное влияние, усиливая размежевание со многими ключевыми союзниками. На этом фоне создаются мощные предпосылки для консолидации против Соединенных Штатов всех стран, дорожащих своим суверенитетом – то есть большинства государств мира.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати