Фото: Суманеев Юрий
Несмотря на обострение отношений, США остается для России важнейшим экономическим партнером. Поэтому в интересах нашей страны если и не дальнейшее развитие имеющихся связей, то по крайней мере поддержание сотрудничества на текущем уровне, поскольку бессмысленная санкционная война не идет на пользу ни России, ни США. Более того, из-за противоречий между двумя ядерными державами в опасности находится все мировое сообщество, ведь история хорошо показывает нам, что экономическое противостояние легко может перерасти в военное.
Таковы были основные тезисы участников совместной конференции международного дискуссионного клуба «Валдай» и РССП (Российского союза промышленников и предпринимателей) при участии Российско-американского совета делового сотрудничества (РАСДС), прошедшей 13 марта в Москве. В конференции приняли участие известные бизнесмены и видные специалисты в области российско-американских отношений, геополитики и экономики.
Тема дискуссии была обозначена как «Экономическое сотрудничество России и США в условиях неопределенности». Ключевое слово здесь именно «неопределенность», которое не имеет ни положительного, ни отрицательного контекста. Действительно, текущее состояние российско-американских отношений уникально именно отсутствием конкретно выраженного противостояния или кооперации. Если посмотреть на историю взаимоотношений нашей страны и Соединенных Штатов, то можно выделить периоды, если не дружбы, то конструктивного взаимодействия, как например во второй половине 19 века, либо период откровенного противостояния, который, за исключением периода Второй мировой войны, длился весь 20 век. Многие эксперты полагают, что основных причин текущей «неопределенности» в отношениях РФ и США две: политические противоречия внутри самих Штатов, а также изменение вектора внешней и внутренней политики России.
На конференции было высказано мнение, что неопределенность – это вообще характеристика текущего состояния мировой политики и экономики, однако один из участников Андрей Быстрицкий, председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», справедливо отметил, что «именно такие страны как США и Россия создают и меняют мировой политико-экономический климат». Главный вопрос, который поставили перед собой эксперты, чтобы разработать правильные инструменты для возможного выхода для обеих стран из состояния неопределенности: что сегодня первично в отношениях между Россией и США - политика или экономика?
По мнению Александра Шохина, президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), текущая чувствительность экономики, ее зависимость от политических решений вызывает серьезные опасения. «Бизнесмены и промышленники России и США внимательно следят за лидерами обеих стран, ждут, что вот сейчас они начнут договариваться, гадают, какой повод для этого послужит: Сирия, Венесуэла. Без политических гарантий стабильности, инвесторы не пойдут в страну. Сегодня в России инвестиционный климат не для всех привлекателен. Компании и инвесторы бояться рестрикций и штрафов со стороны государственных структур, они бояться попасть в черные списки, бояться штрафов Минфина и так далее», - отмечает А. Шохин. Алексис Родзянко, президент Американской торговой палаты в России, привел пример: «В прошлом году я был на открытии трех заводов американских компаний в России. И во всех трех случаях руководства отказались приглашать представителей СМИ для освещения этих событий. Они не хотели огласки, не хотели попадаться на глаза правительствам обеих стран». А. Шохин согласился с этим, добавив: «Да, причем бизнесмены даже не знают, правительство какой из двух стран и по какому поводу может наложить на них санкции. Однако бизнес должен преодолеть эти страхи и идти своим путем, руководствуясь экономическими законами прибыли и целесообразности, улучшая и облегчая жизнь людям. Бизнес может подтолкнуть политику к правильным политическим выводам».
В своем докладе «Экономическое сотрудничество России и США в условиях неопределённости» Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ, показал, что, несмотря на огромное количество санкций и ограничительных мер, торговый оборот между Россией и США продолжает расти. Он сослался на официальную статистику. Так товарооборот между нашими странами в 2018 году составил более 25 млрд $, увеличившись на 7,87% по сравнению с 2017 годом. Объем прямых инвестиций США в российскую экономику составил в прошлом году 3,3 млрд $. Однако, по словам Д. Суслова официальная статистика не учитывает глобальный и многоуровневый характер современной экономической модели: «В статистике, например, не учтены транснациональные корпорации, оффшоры, посреднические схемы, аутсорсинг и другие механизмы современных финансовых инструментов, с помощью которых большой бизнес защищает себя от влияния как раз таки политических факторов. По моим данным реальный объем прямых инвестиций США в Россию в 2018 году составил 82,6 млрд $! Даже если мы урежем вдвое эту цифру – она не сопоставима с официальной статистикой». По словам эксперта, Россия и США слишком большие страны во всех смыслах слова, и их экономики слишком тесно переплетены как друг с другом, так и с экономиками третьих стран, поэтому полная блокада экономических связей невозможна в современных условиях. «Более того, если мы посмотрим на состояние дел на политической арене между нашими странами, то экономические связи – единственное живое измерение взаимного сотрудничества. Все остальное – мертво, благодаря политической воле отдельных людей», - приходит к выводу Д. Суслов.
Ряд зарубежных политиков и экспертов напрямую связывает спад в экономике России 2014 года с антироссийским санкциями США. По словам Д. Суслова это простое совпадение и тем более это очевидно за последние год-два, когда Россия начала выходить из рецессии и наращивать товарооборот с США, несмотря на то, что санкций становится все больше. Статистические данные подтверждают этот тезис.
Экспорт России в США в 2018 году составил 12,5 млрд $, увеличившись на 16,88%. Доля США во внешнеторговом обороте России в 2018 году составила 3,64 %.
По доле в российском товарообороте США занимают 7 место из более сотни торговых партнеров нашей страны и сопоставимо с торговым оборотом с Италией, опережая Турцию и Южную Корею, с которыми у нас гораздо более теплые отношения. По мнению Д. Суслова, даже официальная статистика хорошо показывает, что сегодня сохраняется прямая и косвенная взаимная зависимость между Россией и США по ряду стратегических направлений в экономике. «Во-первых, Россия принадлежит к так называемой «американской технологической базе»: основная составляющая в структуре импорта в нашу страну – это американские машины, станки, оборудование и транспортные средства (я имею ввиду прежде всего самолеты, специальная техника, буровые установки и автомобили). Это 44% от всего импорта из США в нашу страну. Также мы закупаем медицинское оборудование и лекарственные препараты, высокоточные приборы и так далее. В технологическом смысле мы напрямую зависим от Штатов и в обозримым будущем альтернатив этой технологической платформе нет. Давно говорят о «китайской технологической платформе», но, повторяю, это долгосрочные перспективы. На сегодняшний день, мы сильно связаны с США технологически. Что касается экспорта из России в США, то это прежде всего минеральное сырье, цветные металлы и изделия из них, например, титан, без которого не взлетит ни один американский Боинг, ядерное топливо, продукция химической промышленности и пресловутые ракетные двигатели. Конечно, в условиях санкций Штаты будут минимизировать экономическую зависимость от России, однако полностью свести на нет ее они просто не смогут: есть вещи, например, в сфере космических технологий, специального программного обеспечения, которые просто никто кроме нас не производит и производить скорее всего не сможет», - подвел итоги Д. Суслов.
Развивая тему взаимозависимости, Захар Смушкин, Председатель Совета директоров АО «Группы «Илим», отметил, что как российскому, так и американскому бизнесу необходимо адаптироваться к санкциям. «Мы живем в реалиях, где старые санкции не снимают, зато вводят новые – более точечные санкции против отдельных компаний и людей. Политики не так тесно связаны друг с другом, как бизнесмены, у них нет общих проектов, куда они вложили миллиарды. Зато они могут издавать законы, которые мешают бизнесу реализовывать эти проекты и приносить прибыль в виде налогов государственной казне, тому же правительству», - сказал З. Смушкин. Он также добавил, что бизнесу обеих стран необходимо постараться деполитизировать отношения. Также необходимо создать полноценные структуры в бизнес среде для противодействия санкциям, которые, по его мнению, имеют однозначно политическую природу. «Бизнес разных стран более взаимосвязан и взаимозависим, чем политические структуры этих стран. Это объясняется логикой и природой экономических связей между странами, компаниями и людьми. Связи в бизнесе более приземленные, но и более объективные, а в политике – они субъективны, поскольку там есть место субъективным показателям, например, оценкам тех или иных событий с точки зрения национальных интересов. И санкции, как политический инструмент, работают прежде всего на достижение политических целей – целей национальных интересов в общем», - добавил эксперт.
Второй основной доклад, представленный Иваном Тимофеевым, программным директором клуба Валдай, был посвящен как раз раскрытию природы санкций и анализу их эволюции. «Новейшая санкционная война началась ровно 5 лет назад, в марте 2014 года – мы все помним первые указы Обамы. Но если говорить в общем, санкции, как политический инструмент, всегда существовал в мире. Другое дело, что сегодняшние санкции разительно отличаются от санкций тридцать лет назад. Раньше санкции вводили против страны и всех ее граждан в целом, как еще и теперь США делают в отношении Северной Кореи и Ирана. Современные санкции в отношении России стали умными, секторальными и персональными. Они направлены на решение конкретных задач, на ограничения в отношении конкретных людей и структур. Но даже при таком совершенствовании реально работают 30% санкций. Санкции «работают» - это значит, что они меняют поведение того субъекта, против которого они направлены: поведение страны, компании, человека. Причем меняют именно в том, направлении, которое необходимо инициаторам санкций», - отметил И. Тимофеев. Почему же КПД американских санкций столь низок? И. Тимофеев приводит 3 главных причины низкой эффективности. Во-первых, у Россия довольно мощная экономика и слишком большая территория. Она способна перераспределить торгово-экономический баланс между своими многочисленными партнерами на Востоке и на Западе. Во-вторых, из-за внутриполитических разногласий внутри США санкции в большинстве своем не логичны и не эффективны, они преследуют противоречивые цели, поэтому непоследовательны. В-третьих, мы говорим об общих санкциях объединенного Запада, то есть о США и Европе. У американских и европейских санкций разный «скоростной режим»: Россия успевает адаптироваться к санкциям, например, Европы, а потом только США вводят свои санкции. Также у разных стран разные причины их введения. Европа, например, ограничивается Украиной и Крымом, не залезая так глубоко в российскую экономику с ограничительными мерами как США.
Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является, по мнению участников конференции, региональное взаимодействие. Как отметил Дэниел Расселл, президент и генеральный директор Американо-российского делового совета (USRBC): «Отдельные Штаты развивают отношения с отдельными регионами России. Например, Калифорния, Флорида и ряд других штатов имеют совместные бизнес-проекты с рядом регионов России: в европейской части и в Сибири».
Таким образом, сегодня политика играет определяющую роль, она первостепенна, а экономика зависит от нее. Принцип К. Маркса, выведенный им в «Капитале»: экономика – первична, а политика – вторична, не работает. Сегодня все наоборот. Разные эксперты и представители бизнеса называют различные причины этого: идет отход от глобализации мировой экономики, правительства национализируют транснациональные корпорации, ко власти в ключевых странах пришли сильные лидеры, перепроизводство, экономические кризисы и так далее. В любом случае, мы не можем развести политику и экономику и сделать их абсолютно независимыми друг от друга, но мы можем попытаться уменьшить их взаимное ослабление и добиться напротив стимуляции, кооперации в решении общих проблем.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs