Фото: rf-smi.ru.
На площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация доклада «Азия под огнём санкций США». Как отметил в своем выступлении его автор, кандидат политических наук, программный директор клуба Иван Тимофеев, чаще всего, когда речь заходит о санкциях, упоминают Иран и КНДР. Однако в последнее время возрастающая конкуренция США и Китая все чаще делает Пекин потенциальной мишенью для подобных жестких ограничений.
Справедливости ради нужно сказать, что еще в конце 1980-х годов против КНР был введен целый пакет запретительных мер, однако уже к началу 2000-х годов они были отменены в силу быстро развивающихся экономических связей. Ситуация стала меняться после прихода в Белый дом Дональда Трампа, занявшего жесткую антикитайскую позицию. Важным прецедентом произошедших изменений стало дело компании Huawei.
Приведёт ли политика санкций США к необратимым политическим последствиям? Будет ли она способствовать системным мерам стран Азии по защите финансового суверенитета? На эти вопросы ответили участники состоявшейся презентации.
Как отметил И.Тимофеев, долгое время при упоминании о санкциях в Азиатско-Тихоокеанском регионе отечественные и зарубежные специалисты имели в виду прежде всего Северную Корею, против которой в связи с предпринятыми Пхеньяном ракетно-ядерными испытаниями было принято 10 резолюций по линии Совета безопасности ООН. Эксперт напомнил, что единственным легитимным источником санкций против КНДР остается Организация Объединенных Наций, что, впрочем, не мешало вводить односторонние ограничения со стороны других сил – США, Европейского союза, Южной Кореи и Японии.
Важным новшеством стали экстерриториальные вторичные санкции, которые вводятся США против компаний и частных лиц за нарушение санкций ООН. В силу высокой роли доллара в мировой финансовой системе Вашингтон обладает значительными возможностями для отслеживания транзакций по всему миру. Такие меры были предприняты против ряда компаний из приграничного с КНДР китайского города Даньдуна (провинция Ляонин). Правда, они не имели серьезных политических последствий.
Намного более серьезные прецеденты связаны с нарушением санкций против Ирана. Наиболее характерны примеры телекоммуникационных компаний ZTE и Huawei, которые якобы поставляли Тегерану оборудование с американскими компонентами. В первом случае разбирательство велось как по линии Департамента казначейства, так и Министерства торговли США. Действия ZTE были расценены как заранее спланированные, а менеджмент компании, по версии Соединенных Штатов, был уличен в попытках скрыть нарушения. Результатом стали огромные штрафы, общая сумма которых к 2018 году составила 2,29 млрд. долларов.
Значительно больший политический резонанс имело дело Huawei, не завершенное до сих пор. Власти США обвинили китайскую компанию в поставках Ирану оборудования, в котором содержались американские компоненты. Более того, в декабре 2018 года в Канаде по запросу Соединенных Штатов была задержана финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу. 15 мая 2019 года компания была внесена в «черные списки» Министерства торговли США «по соображениям национальной безопасности». На этом фоне президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ «О защите информации, коммуникационных технологий и цепей поставок услуг», который ввел чрезвычайное положение в связи с риском враждебных действий противников США в информационной сфере. В самом Китае действия Вашингтона расценили как попытку использовать санкции для подрыва технологического развития страны. По-видимому, это будет способствовать переходу КНР к автономии в данной сфере, хотя в среднесрочной перспективе китайским компаниям придется пойти на условия, выдвинутые Соединенными Штатами.
В то же время, по словам И.Тимофеева, о необратимости американо-китайской конкуренции говорить еще рано: «Пекин пытается решить возникшие проблемы сам и воздерживается от использования политических рычагов, которые могли бы заключаться, например, во введении симметричных санкций против Apple. Кроме того, китайцы редко сталкиваются со штрафами: из 205 изученных позиций в «черном списке» лишь 4 принадлежат им. Любая политизация означает серьезные риски для бизнеса, но пока у Китая остаются возможности для маневра».
Заместитель директора Департамента контроля за внешними ограничениями Министерства финансов России Дмитрий Кику отметил, что все санкционные меры США против КНДР, Ирана и Китая находятся в русле политического курса, проводимого Дональдом Трампом. Если раньше КНР рассматривалась как экономический конкурент Соединенных Штатов, то с 2018 года – как военно-стратегический противник. Эта позиция нашла отражение в новой ядерной доктрине США. Чтобы нейтрализовать Пекин на международной арене, Вашингтон регулярно пытается привлечь его к переговорам по ракетам средней и меньшей дальности, однако пока эти попытки не имеют успеха. Поэтому давление будет только усиливаться.
Односторонние американские ограничения, предпринимаемые в связи с северокорейской ядерной программой, нередко связывают с прямыми решениями Совета Безопасности ООН, однако это не всегда соответствует действительности. По словам Д.Кику, наиболее показателен пример российской судоходной компании «Гудзон» (Владивосток), попавшей в 2018 году под санкции из-за связей с КНДР. «Подробной информации по этому вопросу от американской стороны нам получить так и не удалось», - заметил эксперт.
Ведущий аналитик Mobile Research Group, главный редактор Mobile-Review.com Эльдар Муртазин считает, что причина жесткой политики, проводимой официальным Вашингтоном против Китая, заключается в боязни США потерять лидерство в информационных технологиях. Поскольку Пекин инвестировал гигантские средства в 5G и искусственный интеллект, Соединенные Штаты стремятся затормозить развитие телекоммуникационных компаний КНР, предоставив приоритет собственным разработчикам. «Конечно, Huawei понесла ощутимые потери, однако компания слишком велика для того, чтобы прекратить рост и утратить контроль над ключевыми технологиями», - пояснил эксперт.
С целью координации усилий на международной арене США призвали своих ближайших союзников (Британию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию) отказаться от услуг Huawei. Однако осуществить этот замысел чисто бюрократическим путем невозможно. В качестве примера Э.Муртазин привел Великобританию, где поначалу солидаризировались с позицией США. Однако после того как ведущие специалисты в области телекоммуникаций на состоявшемся в апреле 2019 года заседании Совета национальной безопасности Кабинета министров пояснили, что закрытие рынка для Huawei значительно замедлит переход к технологии 5G-сетей, официальный Лондон отказался поддерживать Вашингтон в этом вопросе.
Власти США предъявляют корпорации Huawei обвинение в шпионаже, но не в состоянии найти этому ни одного фактического доказательства. Со своей стороны, Apple и другие гиганты IT-сферы вступили в прямую конфронтацию с властями. «Они хотят делать бизнес, а им мешают. Со своей стороны в Китае ждут, чем все закончится. Когда буря уляжется, корпорация продолжит работать. Однако санкции по-прежнему останутся», - подчеркнул Э.Муртазин.
Позицию Пекина озвучил директор Института международных отношений и Центра европейских исследований при Народном университете Китая Ван Ивэй. По его словам, односторонние санкции, вводимые США, незаконны и представляют собой попытки бороться с глобализацией. «Нельзя просто так накладывать ограничения на иностранные компании, - заявил он. – Подобные меры будут иметь негативные последствия для репутации США, нарушивших международное право и принципы ООН. Новой администрации в Вашингтоне придется об этом задуматься».
Ван Ивэй отметил, что дело Huawei представляет собой тревожный прецедент, на который должны обратить внимание другие компании. «От односторонних санкций может пострадать весь мир, поэтому необходимо скоординированно выступать против них», - заявил эксперт.
Впрочем, конфронтационный сценарий не предопределен. В среднесрочной перспективе США могут сохранить свое лидерство, однако злоупотребление санкциями и односторонние действия на международной арене будут подрывать поддержку Вашингтона даже со стороны ближайших союзников. В свою очередь, Китай обладает наибольшими возможностями по реализации стратегии финансового и технологического суверенитета. Сможет ли американское политическое руководство понять необходимость многостороннего дипломатического консенсуса, – покажет время.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs