ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Американская суета вокруг Ирана

12:39 15.05.2018 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

А Вам не кажется странным, что события вокруг Ирана в сопредельных странах начались «дружно» и в одно и то же время?

И израильские бомбежки позиций иранских сил на земле Сирии, и события в Армении, и история с американским проникновением в Казахстан, на берег Каспия. Всё это на фоне начавшегося давления Вашингтона на Тегеран – звенья одной цепи. Достаточно взглянуть на карту.

Начав «поход на Иран», одновременно, Трамп готовится к замирению с Северной Кореей, чтобы отодвинуть подальше «корейский ядерный вопрос» и получить развязанные руки для активных действий на иранском направлении. Такая избирательная политика – здесь бодаемся, а здесь миримся – продиктована тем, что гегемон уже не тот, и сил на два-три полноценных конфликта у американцев сейчас нет.

Что для янки важнее – корейский вопрос или иранский? Ответ прост – им важнее всего вопрос китайский, и во вторую очередь русский. Им необходимо укротить Пекин и Москву для того, чтобы спокойно себя чувствовать на мировом Олимпе ещё долгие десятилетия. И именно эта стратегия сейчас начала раскручиваться Соединенными Штатами через оживление корейского и иранского конфликтов. С Корейского полуострова до Китая рукой подать и военные действия, естественно, затронут Поднебесную напрямую. А начавшееся давление на Иран – это проецирование американской силы, прежде всего, на южные границы России.

С Китаем США воевать не собираются даже по той причине, что американское экономическое оружие на китайском направлении – без единого выстрела! – представляется более эффективным, чем стрельба и военный конфликт. Китай, поднявшийся за последние полвека на ведущие мировые позиции, совершил этот рывок в значительной степени, благодаря передовым американским технологиям, на базе которых по сей день развивается китайская экономика.

Американский удар был нанесен в апреле по ZTE – второму, крупнейшему после «Huawei», китайскому производителю телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов. И вот – моментальный и эффективный результат: ZTE под санкциями США, которые на семь лет запретили этой китайской фирме закупать продукцию американских технологических компаний, уже стремительно прекращает свои бизнес-операции. А, поскольку ZTE закупал для изготовления своей продукции процессоры Intel и Qualcomm (этакая производственная кооперация), то из-за санкций компания столкнулась с прекращением поставок американских комплектующих, и производство встало. И эту проблему за пять минут не решить. В результате янки быстро и результативно убирают с мирового рынка конкурента, весьма прежде удачливого.

Также они готовятся сейчас поступить и с другими китайскими фирмами, ясно демонстрируя Пекину свою волю «удушить» китайские попытки подняться на уровень мирового экономического лидерства.

Другими словами, с Китаем американцы уже начали войну. Пусть – торговую, но не менее эффективную с точки зрения того, что янки хотят получить в результате. А получить они хотят экономически слабый Китай. Как говорит Трамп, «in the long term China is our biggest challenge» - «в дальней перспективе Китай является нашим самым большим вызовом». И ещё: «As a matter of global American policy, we want to take away China’s advantages» - «В рамках глобальной американской политики мы хотим убрать китайские преимущества».[i] И у янки начало получаться.

И при этом Трамп может ещё и отхватить Нобелевку за корейский сюжет! Так зачем ему, потенциальному лауреату Премии мира, портить себе праздник в Осло обострением отношений с КНДР? Он до Ким Чен Ына ещё доберется…

Правда, многие аналитики сейчас ждут, чем ответит Китай в начавшейся торговой войне? Ибо, если он проглотит обиду с ZTE, то получит новую порцию вашингтонских экономических «хуков справа и слева». Перед янки отступать не рекомендуется. Именно поэтому, кстати, они так недовольны Россией, с которой подобные штучки не прокатывают. Здесь развязанная в 2014 году торговая война в форме санкций, нарушающих все нормы ВТО, приводит к результатам, прямо противоположным тому, что было задумано в Вашингтоне.

Поэтому с Россией они намерены поступать иным способом – активизацией той самой «петли Анаконды», о которой сегодня начали писать все чаще, поскольку не видеть этого геостратегического феномена невозможно – географические карты просто вопиют!

 

Мы здесь не раз акцентировали внимание на этой геостратегической ситуации. Очень подробно, например, рассматривали её в разговоре в студии журнала «Международная жизнь» с директором Центра анализа террористических угроз Рамилем Латыповым.

Вот, давайте разберем ситуацию вокруг Ирана. Только гляньте на карту региона:

 

Рядом с Ираном – многие «проблемные точки»: принципиальный враг Саудовская Аравия + недружественные монархии Персидского залива (ОАЭ, Бахрейн); про Афганистан много говорить не приходится; в том же Заливе регулярно находится 5-й флот США. Жить в таком окружении, прямо скажем, не комфортно. Как минимум.

А ту ещё начались события в Армении, которые пока не ясно, куда приведут. Не исключено обострение на южном Кавказе – Нагорный Карабах это очень чувствительная проблема для любых провокаций, а их-то исключать ныне нельзя.

А тут ещё США убедили руководство Казахстана открыть для американских военнослужащих двери двух портов на берегу Каспийского моря ради обеспечения транзита грузов для US Army, окопавшейся в Афганистане. То есть, теперь и с севера, со всегда безопасного Каспия Иран увидел – а, уж, Россия тем более! – новую американскую угрозу.

Трамп не станет открывать войну против Ирана. Оккупировать огромную страну с 80-миллионным населением американцам не по зубам. Вариант потери всего 5-го флота США в Персидском заливе от ударов береговой обороны иранцев, а также возможные ракетные удары по американским базам, как в Заливе, так и в Индийском океане (а там одна Диего-Гарсия многого стоит), не дадут Трампу 100%-ую возможность одержать победу.

Зато весьма вероятным вариантом станет нарастающее американское давление на Иран в экономическом, политическом и финансовом планах. Давление уже стартовало, и трудно сказать, насколько хватит у Ирана сил, чтобы выдержать его.

Многое зависит и от решения европейских участников «иранской ядерной сделки». Пока Франция, Германия и даже Великобритания, что называется, «не горят» сворачивать свои многомиллиардные бизнесы в Иране. «Мы, европейцы, заявили, что это (нарушение американцами Соглашения по «иранской ядерной сделке» – С.Ф.) плохо… Неправильно нам самим не соблюдать международное право. Как же тогда объяснить другим державам, которые иногда действуют резко и жестоко, что они не соблюдают международное право и должны следовать нашему примеру, когда мы сами не соблюдаем его?», - заявляет сегодня президент Франции Эммануэль Макрон.[ii]

В подоплеке этого – события-то развиваются стремительно – может оказаться весьма неприятный для Трампа факт: процесс ослабления трансатлантического единства набирает динамику, и остановить этот несущийся под уклон процесс трудно, если уже невозможно, коли в Старом Свете растет восприятие США, как ненадежного партнера. Европейцы даже заговорили о создании собственной армии, а это в перспективе – конец НАТО, так надо полагать?

В странной ситуации оказывается Израиль. Не зря Нетаньяху сразу после решения Трампа прилетел в Москву, а не в Вашингтон. Израильтяне увидели, что Трамп будет тягаться с Ираном не из-за них! И воевать не станет за Израиль. У Трампа свои задачи. Поэтому израильский премьер столь взволнован и ищет опору в Москве. Он понимает – американское политическое, а не силовое, военное давление на Иран не ослабит позиции иранских сил. А силы эти уже у самой сирийско-израильской границы, что само по себе – логичный результат близорукой позиции Тель-Авива, когда израильское руководство в пику лично Асаду решило поддерживать антиасадовские группы, вплоть до исламистов, которых даже принимали на лечение в израильских госпиталях.

И что? Спустя семь лет после начала сирийской войны израильтяне увидели – нет, не страшный сон – хуже. Они увидели военные формирования Ирана в бинокль! И занервничали. Одной Хизбаллы им хватало, а тут ещё под боком и иранские части.

Поэтому не к Трампу полетел Нетаньяху, а к Путину. За помощью.

Теперь о заботах Москвы в этой иранской партии.

Россия и Китай, как участники и со-гаранты «иранской ядерной сделки», твердо высказались о неизменности своих позиций, что дает Ирану возможность под «хуками» американских санкций опираться на наши добрые отношения. Про «малого шайтана» в лице России («большой шайтан» это – США) духовные лидеры Ирана уже не вспоминают – у них теперь масса забот экономического и внутриполитического характера. Сохранить стабильность в условиях американского давления – вот задача дня.

А янки прекрасно понимают, что именно через внутренний переворот в Иране США могут достичь своих целей по переформатированию высшей власти в стране. Цветная революция – вот на что теперь будут здесь тратить силы и средства американцы. И, самое интересное, Трамп откровенно выдал эти планы. Он уже не первый раз выступает в роли бойца, который говорит: «Иду на вы!» Вот послушайте его недавние откровения. Он не про войну говорит, а про… новую «сделку».

Соединенные Штаты рассчитывают заключить с Ираном новую сделку, заявил президент США, выступая перед своими сторонниками в штате Индиана: «Я надеюсь, что удастся заключить с ними новую сделку, хорошую и честную, которая будет лучше для них. Но мы не можем позволить им заполучить ядерное оружие».[iii]

Согласно публикации американского ресурса «Washington Free Beacon» от 10 мая 2018 года, «администрация Трампа изучает новый план – как спровоцировать смену режима в Иране после выхода Америки из «ядерной сделки». По этому проекту, восстановление жестких экономических санкций «может привести к свержению режима, уже охваченного протестами и кризисом экономики». В данной статье «White House Examining Plan: Regime Change Iran» («Белый дом изучает план смены режима в Иране») говорится, что в Совете по национальной безопасности рассматривают стратегию, с помощью которой администрация Трампа сможет активно действовать, чтобы «помочь неблагополучной иранской общественности свергнуть жестокий правящий режим посредством стратегии демократизации». Стратегия эта уделяет основное внимание тому, «как глубже вбить клин между иранским народом и правящим режимом».[iv]

В общем, цели американские здесь ясны – раскачка внутренней ситуации в Иране под аккомпанемент воплей про недостаток демократии. А, чтобы иранцам стало уж совсем невмоготу, и они бы вышли на массовые протесты против властей, янки шаг за шагом начали обкладывать Иран проблемами, в том числе, исходящими от сопредельных стран.

Казалось бы, что Ирану до событий в Армении? Но Армения – ближайший сосед, и разворачивание тамошней ситуации после «революции любви» совсем не безразлично Тегерану. А вдруг янки получат при новой власти в Ереване большую свободу рук на границе с Ираном? И где гарантии, что этого не произойдет?

А, уж появление американских Джи-Ай на Каспии – это совсем не комильфо…

Вот теперь и примерьте все эти региональные «новеллы» на безопасность России.

Дестабилизация в Иране, на что откровенно нацелились американцы – путь к смене власти. Не факт, что у янки это получится, но стараться они будут изо всех сил.

Что им даст смена власти в Иране? Возвращение американского влияния на политику Тегерана. Это – раз. Кстати ещё в начале 1970-х годов США были «лепшими другами» с шахом Ирана Мохаммедом Резой Пехлеви. И исламская революция, затеянная против шаха имамом Хомейни и его сторонниками, была, в том числе, направлена против американского влияния внутри Ирана.

Сейчас эти антиамериканские силы продолжают находиться в Иране у власти. Вариант их свержения или замены под давлением местной цветной революции, конечно, не исключается. Однако иранское руководство прекрасно видит подобную перспективу и, наверняка, уже приготовило ответные меры.

И второе, что дает американцам смена власти в Тегеране, и что представляет причину для нашего беспокойства, это – прямой выход США через Иран на Каспий. Закрытое море-озеро становится плацдармом для проникновения янки аж до Волги. Гитлеровцы шли сюда с запада, янки хотят прийти с юга. Правда, что получилось в итоге у гитлеровцев, всем хорошо известно, как бы кто-то не жалел «несчастных зольдат» вермахта…

Если появление ограниченного контингента американских Джи-Ай в Казахстане это – попытка прощупать реакцию Москвы, которой только этого «подарка» здесь не хватало, то, вот, «иранский вариант» выхода на Каспий – это, как мы уже писали несколько дней назад, чистый «Карибский кризис 2.0». И придется нам заняться Восточным побережьем США. И им это надо?

Так что, если мы станем рассматривать происходящие в разных странах этого региона события, как цепочку увязанных между собой мер, да ещё и продиктованных определенной логикой, то и контрмеры – а без них, похоже, уже никуда – будут вырабатываться на основании понимания общей картины.

 

Да, перед нами – новый раунд «Большой Игры» России и англосаксонского мира в Азии. Она продолжается уже который век. Киплинг был прав: «Только когда все умрут, закончится Большая Игра».

Сегодня в ней проявляются новые площадки и новые действующие лица. Но задача у англосаксов прежняя при любых раскладах – взять Евразию под контроль. Ну, а у нас задача – загнать их к себе домой, на острова. И мы это рано или поздно сделаем, объединив усилия со многими странами и народами Азии. Тем более, что власть англосаксов над миром – «уходящая натура».

Это – не бахвальство. Мы просто научились читать по карте их планы и, соответственно, вырабатываем свою контригру. Земля-то круглая.

Тем более, что силенок у гегемона уже просто не хватает. Он знает, он чувствует, что британо-американский век подошел к концу. Вот и возбудился…



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати