ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

После Brexit’a Лондон собирает «антиЕСовскую коалицию»?

20:15 09.02.2020 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Флаг Великобритании больше не будет в ряду знамен Евросоюза.
Фото headtopics.com

Воздух свободы вскружил британцам голову.

Отвязавшись от Евросоюза, связывавшего свободу действий Великобритании, она оказалась столь независима от любых международных обязательств, что глаза разбегаются от вариантов. Хочешь – заключай сделки с Трампом, хочешь – возрождай Империю, на сей раз в торгово-экономическом аспекте, хочешь – можно попробовать вернуть позиции и влияние в Китае и в Индии. Перспективы!

Тем удивительнее, что в Лондоне вдруг начали раздаваться голоса в пользу… сближения с Россией. И голоса эти не стали сотрясением воздуха – за первую неделю после Brexit’a британцы лихо сняли часть санкций, солидарно введенных странами ЕС против Москвы. Теперь они не обязаны выполнять указания Брюсселя, и немало удивили наблюдателей своим стремительным решением.

Как тут не вспомнить, что буквально месяц назад в Берлине во время конференции по Ливии, Борис Джонсон запросил встречу с Владимиром Путиным, и два лидера достаточно долго обсуждали, как мы тогда предположили, не только ливийскую тему. А, скорее всего, её вообще не трогали, сосредоточившись на двусторонних проблемах, коих накопилось немало.

Скорость перемен в линии Лондона вызывает удивление, но, если смотреть на дело прагматично, то самое интересное в этой истории – попытка бриттов встать в один ряд с Россией и, скорее всего, и с США, в их будущем противостоянии с… континентальной Европой. Вариант «Союзники 2.0» в чистом виде. Иначе Британия с Евросоюзом одна не справится. В Лондоне прямо уже пишут: «Русофобия глубоко укоренилась в нашем сознании, и она берет свое начало в столкновении между нашими империями в XIX веке. Но что если Великобритания и Россия в будущем найдут некое общее дело, могут ли они обе стать неудобными соседками Евросоюза?»

Смотрите, как торжественно отчаливает Англия от ЕСовского берега. Все флаги подняты, как на параде. Просто праздник какой-то.

На улицах Лондона полно знамен по случаю расставания с ЕС. Не иначе – национальный праздник.
Фото standard.co.uk

Да, вот что мы видим в последние дни. Британия, не откладывая дело в долгий ящик, явно старается делать России любезности. Зачем? Не по указанной ли выше причине?

Во-первых, Британия решила снять с России отдельные торговые санкции и антидемпинговые меры, которые ввел против нас Евросоюз. Лондон, в частности, собирается убрать ограничения с импорта из России фольги, труб и ферросилиция. Скажете, не велика услуга? Так, дело пока не в объеме, а в принципах. А тут эти принципы формулируются недвусмысленно: «По завершении переходного периода после выхода из Евросоюза (с начала 2021 года) Соединенное Королевство намерено отказаться от ряда действующих на уровне ЕС торговых контрмер против России. Соответствующее решение было опубликовано 6 февраля на официальном сайте правительства. В перечень товаров российского экспорта, с которых Британия собирается снять антидемпинговые пошлины, включены: алюминиевая фольга; ферросилиций (кремниево-железный сплав); бесшовные металлические и чугунные трубы; трубные фитинги из стали или чугуна; карбамидо-аммиачная смесь». Решение Британии важно в первую очередь «с точки зрения прецедента», справедливо полагают эксперты.

Здесь же читаем: «По данным Евростата, в 2014 году доля российских производителей на рынке холоднокатаного проката ЕС составляла 10,1%. По подсчетам эксперта KPMG Дмитрия Смолина, в 2016 году на ЕС приходилось 33% российского экспорта горячекатаного проката примерно на 900 млн долларов, однако из-за антидемпинговых расследований начали падать продажи производителей».

Это – во-первых. Во-вторых, обратим внимание на публикацию в самой главной газете Великобритании «The Times» под удивительным названием «How England could fall into Putin's embrace» - «Как Англия может оказаться в объятьях Путина». Лукавство уже в заголовке – создают впечатление, что это Путин инициатор сближения с Англией, хотя инициативу проявляет сейчас именно Лондон. И что же мы там читаем помимо дежурной порции обвинений России в разных «грехах»? Их приевшийся набор словно прикрывает новую позицию газеты – рупора британского истеблишмента. Такое впечатление, что они и хотят высказать свои тайные желания, но опасаются выразить их однозначно. И начинается игра словами.

Только послушайте, что пишет «The Times»: «Как и Россия, Великобритания знает, каково это — терять империю. Помимо утраты экономической и военной мощи, это становится еще и серьезнейшим психологическим потрясением для страны, которая прежде правила другими странами, а теперь внезапно оказалась в одиночестве… Когда Великобритания покинет Евросоюз, она перейдет на очередную ступень поисков своей пост-имперской роли в мировых делах. Вопрос заключается в том, будем ли мы определять себя через противостояние Евросоюзу, как это делает Россия, или же мы будем налаживать с ним новые отношения?»

Где автор увидел в Москве политику «противостояния Евросоюзу» оставим на совести (если она есть) у англосаксов, но посыл ясен – Великобритания намерена выступить против ЕС, и Россия в этом конфликте может быть её партнером. Надо ли это России? – вопрос для бриттов ниже их достоинства. Главное – это надо Британии. Она так решила.

Дальше – редчайшие комплименты в адрес главы Российского государства: «Президент Путин — это лидер, разбирающийся в истории лучше всех других мировых лидеров. Кроме того, он является сторонником того, чтобы применять уроки истории (разумеется, выборочно) к современной политике… С момента своего прихода к власти 20 лет назад Путин пытался создать новую российскую идентичность, опираясь на историю своей страны… В 2017 году Путин приехал в Крым на церемонию открытия памятника царю Александру III, который однажды сказал: «Никакой другой политики не может быть у нас, как чисто русская, национальная»…

Правда, здесь же англичане не могут обойтись без очередных бездоказательных обвинений в наш адрес: «В контексте 2020 года это (политика Москвы – С.Ф.), по всей видимости, означает провоцирование и ведение гибридных конфликтов по всему миру и попытки отвлечь Запад от выбранного им курса посредством различных подрывных кампаний. Вести такие кампании гораздо проще, нежели пытаться диверсифицировать российскую экономику, снижая ее зависимость от экспорта углеводородов, или бороться с падением рождаемости и повсеместной бедностью».

Да это они про себя пишут – про себя. Другого не умеют, как в зеркало смотреться и видеть там свое отражение, а потом приписывать увиденное России. Но фокус обвинений регулярно переводят на нас.

Тем не менее, Россия им теперь так понадобилась, что в статье есть ещё такие моменты, кое на что намекающие. Оцените: «Англичане сами отказались от ограниченной (в Евросоюзе) автономии Англии. Они все чаще направляли свои гнев и недовольство против того, что казалось им тоталитарным режимом в Брюсселе. Во многом подобно постсоветской России, Великобритания после Brexit’a тоскует прошлому и по англосфере, основанной на связях с Соединенными Штатами, бывшими Белыми доминионами и Индией».

Английская тоска… Это – сильно. Но, как предупреждал Высоцкий, «а он в тоске опасен…» И вот вывод рупора британского истеблишмента: «Не стоит бояться того, что Джонсон объединится с Путиным против Евросоюза».

Ещё раз вслушайтесь: «Не стоит бояться того, что Джонсон объ-е-ди-нит-ся с Путиным против Евросоюза».

Обратите внимание – в этой, как можно предположить, установочной статье – Британия нащупывает свою новую стратегию – ни слова про Крым или Скрипалей. Когда им надо, англосаксы выражаются предельно точно. Как будто в «The Times» услышали слова нашего посла в Великобритании Андрея Келина, который только что доходчиво объяснил местной публике, что Россия не станет возвращать Крым и не прекратит операции в Сирии, чтобы улучшить отношения с Великобританией: «Если цена такова, что мы должны вернуть Крым, уйти из Сирии и так далее, то, наверное, отношения с Великобританией несопоставимы здесь по весу». Элегантно так указан реальный международный вес и авторитет Великобритании. А Россия-то сегодня – в мировых лидерах, вот бритты и озаботились поискам подходов к нам.

В-третьих, нынешнее «переобувание» лондонских руководителей связано с тем, что отношения их с США и лично с Трампом ничего хорошего уже не обещают. Мало того, что янки давят на Великобританию своим проектом двустороннего торгово-экономического соглашения. Мы подробно разбирали этот кабальный для Великобритании договор в материале «Brexit приносит неприятные для Лондона сюрпризы».

Теперь к экономическому давлению добавилось и психологическое давление со стороны Трампа на Борис Джонсона. Казалось бы – у них настоящая англосаксонская дружба – взгляните:

Фото dwnews.com

Но с удивлением лондонская публика сейчас видит на страницах «Financial Times» такое откровение – «Donald Trump ‘apoplectic’ in call with Boris Johnson over Huawei»: Президент США Дональд Трамп накричал на премьера Британии Бориса Джонсона в ходе телефонного разговора из-за того, что британские власти ограничили, но не запретили китайскому «Huawei» принимать участие в разработке технологии 5G в Британии. Находившиеся в кабинете Джонсона люди были ошеломлены грубостью Трампа. Один из собеседников отметил, что Трамп был «в ярости» и выразил ее в самых «энергичных выражениях».

И нужны Джонсону такие головомойки по каждому новому поводу, когда и если Трамп будет недоволен поведением Лондона? А в упомянутом выше проекте торгово-экономического соглашения США и Великобритании несколько десятков пунктов, которые бритты должны будут – в случае подписания – выполнять. И что – всякий раз Трамп, если ему что-то не понравится, будет устраивать Джонсону разнос? Кажется, англичане впервые в своей истории почувствовали на собственном опыте – что такое попасть в колониальную зависимость. Привет королеве Виктории!

Это было – в-третьих. А теперь – в-четвертых.

Американский журналист и аналитик Фил Батлер (Phil Butler) в свежем материале «Why the West can’t beat Putin or his policies» - «Почему Запад не может победить Путина или его политику», как бы продолжая анализировать неожиданные английские галсы в сторону Москвы, пишет, в частности: «Прекрасный пример того, как торговая статистика доминирует в западном мыслительном процессе о политике России, можно найти практически в любом мозговом центре Вашингтона или Лондона… Американцы, французы, британцы и немцы смотрят на успех российской политики, как на действия банкиров и торговцев оружием, с точки зрения превосходства и исключительности. Хотя Россия, похоже, обращается к Ближнему Востоку и Африке на более равных условиях, чем Запад…

Администрация Дональда Трампа никого не считает равным, Россия же заменяет западные державы, например, из третьего мира, как более «надежный партнер». Конечно, российский бизнес будет процветать, благодаря нынешнему динамичному сдвигу в Африке и на Ближнем Востоке, но прибыль не будет такой же односторонней, как у неоколониалистов… Владимир Путин не хочет использовать регионы и континенты в игре глобального господства, предназначенной для уничтожения Америки и союзников».

Да, у нас иные, чем у англосаксов, подходы к международному сотрудничеству. И многоопытные англичане, возможно, сделали ставку именно на это. Им надо определяться – «С кем вы, деятели Туманного Альбина?» И здесь честная и понятная политика Москвы уже начала их привлекать даже с той точки зрения, что с Россией легко ладить. Да и, как бывало прежде, ещё её можно витиеватыми и сладкими обещаниями ввести в заблуждение. А, в лучших традициях англосаксов их бессмертный тезис XIX века имени лорда Палмерстона: «У Англии нет ни постоянных союзников, ни постоянных врагов. У Англии есть только постоянные интересы». На недипломатическом языке это означает: «Будет такая необходимость – обведем русских вокруг пальца».

У нас нет никаких иллюзий по поводу того, как британское государство относится к России – столетиями одно и то же. Даже союзник СССР во Второй Мировой войне Уинстон Черчилль сразу после мая 1945 года замышлял Операцию «Немыслимое» («Operation Unthinkable») – удар англо-американо-немецких (!) войск по частям Советской армии в Германии. Поэтому нынешние реверансы англичан в сторону Москвы не должны вызывать никаких иллюзий.

Это сближение им нужно? – Так пусть начнут с того, что принесут публичные извинения за хайп со Скрипалями. Тут недавно новый посол Великобритании в России Дебора Броннерт в интервью сказала прямо: «Они (Скрипали) живы. Я не могу вам ответить, где они…» Значит, живы. Значит – всё, что говорилось по этому поводу английской властью, это – ложь и провокация.

Вот и думай, кто предлагает нам «сближение»…

 

…В завершении не могу не напомнить незабвенного Марка Твена и его новеллу «Мы – англосаксы».

«Прошлой зимой на банкете в клубе, который называется «Дальние Концы Земли», председательствующий, отставной военный в высоком чине, провозгласил громким голосом и с большим воодушевлением: «Мы – англосаксы, а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет». Заявление председателя вызвало бурные аплодисменты… Если перевести эту выдающуюся декларацию (и чувства, в ней выраженные) на простой человеческий язык, она будет звучать примерно так: «Мы, англичане и американцы – воры, разбойники и пираты, чем и гордимся»…

Сто с лишним лет тому назад мы преподали европейцам первые уроки свободы, мы немало содействовали успеху Французской революции – в ее благотворных результатах есть и наша доля. Позднее мы преподали Европе и другие уроки. Без нас европейцы никогда не узнали бы, что такое газетный репортер; без нас европейские страны никогда не вкусили бы сладости непомерных налогов; без нас европейский пищевой трест никогда не овладел бы искусством кормить людей отравой за их собственные деньги; без нас европейские страховые компании никогда не научились бы обогащаться с такой быстротой за счет беззащитных сирот и вдов; без нас вторжение желтой прессы в Европу, быть может, наступило бы еще не скоро». Это написано 7 сентября 1906 года. И что изменилось с тех пор?

Заметьте, не иностранец это написал, а англосакс. А теперь они вновь решили объединиться против континентальной Европы. И, как видно, решили Россию с собой позвать – хотят вернуть Большую Тройку. Только эта Большая Тройка сегодня будет выглядеть не так, как в 1943-м – без Великобритании. Китай поднялся, а бритты упали и ещё не отжались…

Жернова истории, конечно, мелют – хоть и медленно, но неумолимо. Но, иногда видится, что водят их ещё и по кругу. «Скучно, девочки…» (с).

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати