ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

США в северо-восточной Азии: «сор из избы»?

10:50 28.11.2019 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

В последнее время возникла напряженность между США и их ближайшими союзниками в Северо-Восточной Азии - Японией и Республикой Корея (РК). Некоторые даже заговорили о кризисе союзнических отношений. Есть ли для этого основания?

Ситуация на Корейском полуострове остается напряженной, и от американо-южнокорейских отношений в сфере безопасности, как и прежде, многое зависит.

Спецпредставитель США по КНДР Стивен Биган предложил Пхеньяну провести переговоры между двумя государствами в декабре. При этом уровень переговоров пока неясен, хотя разведка Южной Кореи заявляла, что речь может идти как о рабочем общении, так и о встрече лидеров.

На этом фоне министры обороны США и Южной Кореи заявили, что откладывают совместные учения ВВС двух стран на неопределенный срок, чтобы показать Пхеньяну свои добрые намерения. Похвальная сдержанность, что и говорить.

Но на этом хорошие новости, собственно, заканчиваются. Есть два основных вопроса, по которым подходы руководства США и Республики Корея радикально расходятся, провоцируя трения.

Во-первых, это намерение Южной Кореи расторгнуть в одностороннем порядке договор с Японией об обмене закрытой военной информацией (GSOMIA). Сеул решился на такой шаг из-за ранее введенных против него японским правительством де-факто экономических ограничений, что спровоцировало сильнейший японо-южнокорейский конфликт.

Для Вашингтона, особенно для американского разведывательного сообщества, это головная боль. Южнокорейские спецслужбы традиционно сильны в агентурной разведке, японские же – в технической. Эта взаимодополняемость позволяла США видеть в GSOMIA фундамент, на котором можно строить военно-политическую структуру в Восточной Азии, куда будут постепенно "подтягивать" всех своих союзников, формируя своего рода аналог НАТО в этом регионе. Однако президент Мун Чжэ Ин категорически отказался "сдать назад", и срок действия договора формально истек в ночь на 23 ноября.

Второй «камень преткновения» между США и РК - вопрос о том, сколько должна выплачивать Южная Корея за пребывание в стране американского военного контингента численностью 28 500 человек. В 2019 г. Сеул выплатит в общей сложности менее 900 млн. долларов, но Вашингтон требует увеличить расходы более чем в пять раз - сразу до пяти млрд. долларов.

Корейцев при этом задела надменность и жесткость, с которой многие американские чиновники сейчас пытаются указать Сеулу, что им следует делать. Одна из ведущих газет Южной Кореи назвала поведение посла США в Сеуле Гарри Харриса "беспрецедентным по своему высокомерию и грубости".[1]

В отношениях со своим японским союзником Дональд Трамп тоже решил не мелочиться, и попросил Токио сразу в четыре раза увеличить расходы на находящийся в Японии американский воинский контингент. По сообщениям прессы со ссылкой на неназванных чиновников Белого дома, Вашингтон настаивает на том, чтобы Токио увеличил ежегодные выплаты за содержание 54 000 американских военнослужащих в Японии до 8 млрд. долл. с 2 млрд. долл.[2]

В противном случае, намекнул нынешний обитатель Белого дома, США могут вообще отказаться от союзнического договора с Японией. Такие же разговоры велись нынешней администрацией и в 2016 г., вызвав негативную реакцию японского общества.

У военного союза Японии с США есть еще одно немаловажное измерение, которое воспринимается в Токио весьма неоднозначно, - этот союз является проблемой в придании нового качества российско-японским отношениям. Об этом впервые открыто заявил на полях встречи министров иностранных дел G20 в Нагое Сергей Лавров.

Российская сторона передала Японии перечень своих озабоченностей в сфере безопасности, которые возникают в связи с наличием и постоянным укреплением японо-американского военно-политического альянса. Российский министр иностранных дел напомнил, что «когда декларация 1956 года согласовывалась, тогда уже Советский Союз сказал, что все можно будет реализовать, выполнить эту декларацию только в полном объеме, только в контексте прекращения военного присутствия США на территории Японии».[3]

Таким образом, в настоящий момент ясно обозначились сильные расхождения между Сеулом, Токио и Вашингтоном по ключевым вопросам, имеющим отношение к безопасности и обороне. Скорее всего, их, как и ранее, удастся каким-то образом преодолеть, и нынешняя архитектура безопасности в регионе, основанная на двусторонних военно-политических альянсах, уцелеет.

Но в ней отныне видна внушительная трещина - ведь ранее союзники, даже когда и спорили, то предпочитали "не выносить сор из избы". Сделав это сейчас, Сеул и Токио предельно ясно дали понять, что отныне не намерены «терять лицо» в своих отношениях с Вашингтоном.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «Корейские СМИ назвали Харриса худшим послом США в Сеуле», https://rg.ru/2019/11/21/korejskie-smi-nazvali-harrisa-hudshim-poslom-ssha-v-seule.html

[2] «СМИ: Трамп потребовал у Токио 8 млрд долларов на войска США в Японии», https://rg.ru/2019/11/16/smi-tramp-potreboval-u-tokio-8-mlrd-dollarov-na-vojska-ssha-v-iaponii.html

[3] «Россия передала Японии перечень озабоченностей из-за военного союза с США», https://www.kommersant.ru/doc/4170448

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати