13 ноября в Вашингтоне состоялась «прекрасная и продуктивная» (по словам Дональда Трампа) встреча американского и турецкого президентов. По результатам длительных переговоров один на один и в расширенном составе турецкий гость сообщил о решимости своей страны открыть новую страницу в отношениях с США, с которыми Турцию давно связывают-де тесные узы партнерства. В свою очередь хозяин Белого дома признался, что является «фанатом» турецкого лидера, который делает много хорошего для своего народа. Оба президента заверили друг друга в приверженности «атлантической солидарности» и пожурили президента Франции Эмманюэля Макрона за то, что он в ней усомнился.
Никакой конкретики на итоговой пресс-конференции не прозвучало.
Встреча безусловно носила критический характер для обеих сторон. На фоне антитурецких настроений, господствующих и среди значительной части политического истеблишмента и в общественном мнении для Трампа, над которым нависает угроза импичмента, продолжение курса на «умиротворение» Турции – игра весьма рискованная. Что касается Эрдогана, то по мнению многих турецких экспертов на фоне не слишком успешной сирийской политики Анкары неудача переговоров создавала для Турции крайне неприятную ситуацию, как в геополитическом, так и в экономическом плане. Да и для США гипотетическая «потеря» Турции, с ее уникальным стратегическим положением и второй по численности армией в НАТО чревата серьезным ослаблением позиций в ближневосточном регионе. К тому же - на фоне укрепления позиций России.
Президенты встретились в очень непростой для турецко-американских отношений период. «Камней преткновения» накопилось немало. Это и принятая Конгрессом США резолюция о признании армянского геноцида 1915 года (правда, после встречи заблокированная Сенатом), и покупка российских ЗРК С-400, и отказ Вашингтона выдать Анкаре проповедника Фетхуллу Гюлена, обвиненного на родине в подготовке военного мятежа, и обвинения турецкого Halkbank в нарушении антииранских санкций, и приостановленные, но не отмененные санкции за действия в Сирии, которые, по словам главы Минфина США Стивена Мнучина, «всегда ждут наготове». Наконец, это угроза найти и арестовать зарубежные авуары Эрдогана и его родственников.
Сам президент Турции за несколько дней до поездки за океан заявил, что на переговорах с американским визави он планирует обсудить двусторонние отношения, в частности, «темы С-400, ЗРК Patriot и истребителей F-35», а также «региональные вопросы». И предполагаю - в очередной раз показать Москве, что у Анкары есть пространство для маневра за пределами астанинского формата. Непосредственно перед отлетом Эрдоган сместил акценты, сообщив журналистам, что главной темой переговоров будет борьба с терроризмом, другими словами - «курдский вопрос»: «Ни Россия, ни США не сдержали обещаний, данных Анкаре по поводу вывода террористов из районов, приграничных с Турцией. Мы обсудим этот вопрос с Дональдом Трампом. По возвращении я подниму эту тему в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным».[i]
А тут еще «подоспела» статья в газете Yeni Şafak о том, что курды, «не сумев получить желаемой отдачи от нефтяных скважин», захваченных в Сирии, подписали с израильтянами соглашение на эксплуатацию месторождений и продажу нефти. С позиций Анкары налицо явный «сговор» отъявленных недругов Турции – пользующихся американским покровительством курдских боевиков и Израиля.
Окончательное решение ехать в Вашингтон было принято после «очень хорошего», по словам Трампа, телефонного разговора американского и турецкого лидеров (после резолюции Конгресса о геноциде 1915 года, Эрдоган, по крайней мере, на словах, чуть было не передумал лететь в Вашингтон). Теперь же его решение не смогла поколебать и публикация в New York Times нелицеприятных для Турции выдержек из рабочей переписки Уильяма В. Робака - помощника спецпредставителя Трампа по Сирии Джеймса Джеффри. Как следует из документов, оказавшихся в распоряжении газеты, Робак обвинял «финансируемые Турцией вооруженные исламистские группировки», ни много ни мало в этнических чистках и военных преступлениях в северной Сирии. А Сирийские демократические силы, которые в Анкаре считают террористической организацией, назвал «крепким и надежным союзником».[ii] И это после того, как глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу объявил, что недавняя военная операция Турции ни много ни мало предотвратила создание «террористического государства», на которое, якобы, делали ставку Израиль и некоторые арабские страны!
Наконец, накануне переговоров The Washington Post со ссылкой на свои источники сообщила, что американский президент предлагает турецкому лидеру торговую сделку объемом 100 миллиардов долларов, причем на выгодных для Турции условиях, а также некий «обходной путь» урегулирования ситуации с российскими ракетными комплексами. По информации газеты, США в очередной пытаются убедить Турцию не ставить уже прибывшие из России С-400 на боевое дежурство, предлагая взамен забыть про санкции и вернуть Анкару в программу производства истребителей F-35 (в которую Турция уже основательно вложилась!). Что ж, попытка «купить» зачехленные ракеты - вполне в духе американского президента-бизнесмена. Непонятно, правда, чем партнеры будут наполнять 100-миллиардный «кошель»: сегодня объем двусторонней торговли колеблется в районе 20 миллиардов долларов.
Но вернемся к переговорам. Если вкратце, то судя по пресс-конференции президентов, они договорились продолжать договариваться по всем пунктам повестки. Так, например, комментируя ситуацию с покупкой Анкарой российских С-400, Трамп заявил, что Вашингтон и Анкара продолжат работу в этом направлении – «эта тема будет обсуждаться на уровне глав внешнеполитических ведомств и министров». «Только путем диалога», - подтвердил Эрдоган. То есть торг продолжается.
Похоже, не договорились и по курдской проблеме. Турецкий президент заверил своего визави в том, что самым надежным партнером США в Сирии остается Турция, и так должно быть впредь.[iii] Другими словами, как можно предположить, дал понять, что Анкара не прочь заменить Сирийские демократические силы в роли главного проводника американской политики в регионе. Конечно, при сохранении своих главных приоритетов: недопущения курдской государственности и перенаправления потоков углеводородов, идущих в Европу, через свою территорию.
Фактически почти ничего не добившись в Вашингтоне, Эрдоган, тем не менее, продемонстрировал всему миру (и не в последнюю очередь - своим избирателям), что является полноправным и неуступчивым партнером Соединенных Штатов. Могу предположить, что это, по его разумению, должны оценить и в Москве. Сколько еще может продлиться такая игра на повышение геополитического веса Турции неизвестно. Но явно не до бесконечности, и это турецким властям нужно понимать.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs