ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Турция и С-400: поставки начались, страсти не утихают

12:39 15.07.2019 • Андрей Исаев, журналист-международник

12 июля первая партия компонентов российских ЗРК С-400 прибыла на авиабазу Мюртед неподалеку от Анкары. Реакция Вашингтона на контракт по приобретению Анкарой С-400 была предельно негативной уже с момента подписания документа. Демонстрируя свое недовольство, Вашингтон заморозил участие Турции в программе по производству и поставке истребителей F-35, а американский Сенат заявил, что в случае осуществления сделки по ЗРК, против Анкары будут введены санкции в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки через санкции».

Теперь вновь прозвучало заявление НАТО об обеспокоенности началом реализации российско-турецкого контракта на том основании, что все оборонительные системы стран-членов альянса должны быть взаимосвязаны (читай: закуплены у американских оборонных предприятий).

Турция, давно находящаяся под давлением США, продолжает противостоять нажиму: президент страны Реджеп Таййип Эрдоган называет сделку по С-400 «самой важной в нашей истории», министр обороны Хулуси Акар подчеркивает, что покупка российских систем – объективная необходимость, а официальный представитель Министерства иностранных дел Хами Аксой призывает Вашингтон отказаться от ошибочных шагов, способных нанести вред двусторонним отношениям.

В Турции подчеркивают символический, если не демонстративный, характер сделки с Россией. Так, заместитель главы парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития Али Туран заявил, что начало поставок С-400 – это результат стойкости и решительности нации и руководства страны: «Турция – сильная страна, принимающая решения, исходя из собственных интересов, занимающая свое место на международных платформах благодаря своей армии, нации, лидеру и динамике развития».[i]

С официальной Анкарой, когда речь заходит о внешней политике, в большинстве случаев солидаризируется «евразийская» Партия родины. Так произошло и на этот раз. Лидер партии Догу Перинчек в специальном письменном заявлении отметил: «Турция снова продемонстрировала, что не склонит голову перед атлантизмом. Турция в рамках заветов Ататюрка позиционирует себя как евразийская страна, и С-400 призваны защищать этот процесс. Они свидетельствуют о рождении нового мира, в котором Турция должна занять лидирующие позиции».[ii]

Безусловную и временами весьма эмоциональную поддержку военно-техническому вотрудничеству с Россией демонстрирует и большинство прессы. В интервью телеканалу A Haber корреспондент газеты Sabah Окан Мюдеррисоглу так прокомментировал начало поставок российских ЗРК: «Сегодняшний конкретный шаг знаменует начало нового периода в политической и стратегической областях. Турция начинает отказываться от односторонней ориентации (во внешней политике) и подчеркивает приоритет национальных интересов».[iii] Ему вторит обозреватель газеты Star Джейхун Бозкурт: «У Турции теперь есть альтернатива, позволяющая бросить вызов США. И это – Россия».[iv]

В том же ключе выдержано и большинство постов в «народных масс-медиа» - в соцсетях.

Вместе с тем в стране немало и противников покупки С-400 - по разным опросам общественного мнения, это около трети граждан страны.

Среди них - лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу, который полагает, что российские ЗРК стоит покупать, только если в них есть потребность, причем акцент он делает на второй части фразы. Его заместитель Вели Агбаба называет поставки С-400 подтверждением непоследовательности внешней политики Турции. К слову, политические оппоненты НРП не упустили возможность перевести заочный спор во внутриполитическую плоскость: пресс-секретарь правящей партии Омер Челик обвинил НРП в том, что ее позиция не соответствует национальным интересам страны, а лидеры оппозиции лишь транслируют американскую точку зрения.

При этом оппонентов официальной Анкары больше интересует не сама сделка, а вполне приземленный ее аспект – перспектива введения обещанных Сенатом США санкций. Широкий резонанс в турецком медиапространстве вызвала недавняя статья хорошо информированного обозревателя WashingtonPost Джоша Рогина, в которой он, ссылаясь на свои источники, подтвердил: говоря о санкциях, США не блефуют, в отношении Турции действительно будут введены ограничительные меры.[v] Впрочем, в Турции в этом мало кто сомневается, гадают лишь о степени тяжести санкций. По мнению авторитетного журналиста Мурата Йеткина, страну теперь ждут «горячие деньки» и во внутренней и во внешней политике, и особенно - в сфере экономики. Аналогичные опасения высказывает Юмит Кыванч из оппозиционной Gazete Duvar: «Санкции рано или поздно будут. И наша и без того подорванная экономика еще больше ослабнет, экономическое давление на граждан усилится. Изменится наше положение в НАТО и на международной арене, и в результате страну ждут новые трудности».[vi]

Тем не менее, ход событий позволил американскому специалисту по Ближнему Востоку Нику Херасу в интервью AFP сделать вывод: гарантий на то, что Турция всегда будет находиться в стане США, нет.[vii] И эта максима явно не дает покоя в американском руководстве многим, к кому, наконец, пришло понимание того, что жесткому нажиму турки, с их национальным патриотизмом, не поддадутся. С другой стороны, на Востоке привыкли договариваться, к тому же в Вашингтоне наверняка будут стараться не потерять Турцию в качестве союзника. Да и Анкара уже не раз имела возможность оценить выгоды от лавирования между различными центрами силы. Так что при всей жесткости взаимной риторики нотки примирения звучат с обеих сторон. 

В американские СМИ просочилась информация, что Белый Дом сначала отложил и затем отменил, надо полагать, вполне резкое заявление Пентагона по началу поставок С-400. А близкий к Трампу сенатор Линдси Грэм, посетив Турцию, предположил: если Анкара законсервирует С-400 и купит американские «Пэтриоты», она сможет избежать санкций. По сути, это завуалированное предложение о перемирии.

Напомним в этой связи, что министр обороны Турции Хулуси Акар регулярно говорит о том, что его ведомство продолжает рассматривать вопрос о приобретении американских ЗРК. А сам Эрдоган в Осаке сделал многозначительное заявление: «Технологически одна (установка) С-400 стоит трех (установок) Пэтриот. Тем не менее, нужно рассмотреть предлагаемые условия (поставки). Если условия те же, что и по С-400, мы купим и «Пэтриоты».[viii]

Пока же все идет к тому, что российско-турецкая сделка по ЗРК только сблизит участников «Астанинской тройки»: ведь Турции может понадобиться российский и иранский опыт противостояния американским санкциям. Тем более, что агентство Bloombergсо ссылкой на свои источники во властных структурах США уже «анонсировало» скорое введение запретительных мер. Пока же прозвучал «предупредительный залп»: Вашингтон отменил эмбарго на поставку вооружений Республике Кипр.

Тем времнем западные СМИ заявляют, что поставка первых партий зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф» Турции и их сборка российскими специалистами стали серьезным шагом в отношениях между государствами не только в военной сфере, но и в политической, а также о том, что у них есть перспективы появиться в других странах региона.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати