ГЛАВНАЯ > Рецензии

Великий… Северный… Морской…

14:10 21.10.2019 •

Пресс-служба Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»

Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» завершил работу над четырёхтомной книгой альманаха «Тобольск и вся Сибирь», посвящённой освоению Северного морского пути, который мы по праву называем Русским.

Об истории начала русского мореплавания на Севере впервые рассказала «Повесть временных лет», составленная в 1111 г. киевским летописцем Нестором, использовавшим более ранние летописи и полное собрание русских летописей. Упоминаемый в Новгородской летописи двинский посадник Улеб в 1032 г. достиг Железных Ворот (так тогда именовали пролив Карские Ворота) и побывал в Югре.

К началу ХII столетия русские уже поставили в устье Северной Двины монастырь в честь Архангела Михаила, покровителя русских воинов, а Белое море они начали осваивать ещё в VIII в. Уже в середине XII в. по западным участкам Северного Ледовитого океана совершали плаванья кочи новгородцев, а позднее – поморов, уже в XV в., по-видимому, ходивших к Новой Земле и Шпицбергену.

В 1525 г. русский дипломат Дмитрий Герасимов, опираясь на результаты плавания поморов в XIII в., первым высказал идею использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX в. называли Северный морской путь) для морского сообщения между Россией и Китаем. Тогда же с его слов итальянским картографом Батистой Аньезе была составлена одна из первых карт Московии, на которой были представлены некоторые участки бассейна Ледовитого океана…

Уже в середине XVI в. поморы освоили морской путь в устье Оби. Используя притоки сибирских рек, поморы и землепроходцы с Оби перешли на Енисей и Лену. Они совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. Так был открыт морской путь из устья Енисея на Пясину, из устья Лены к рекам Оленёк и Анабар на запад, к рекам Яна, Индигирка и Колыма на восток…

В четырёхтомнике «Северный морской путь» широко представлены документальные исторические материалы, дневники, письма, воспоминания, выдержки из выступлений на Русском географическом обществе: из челобитных Семёна Дежнёва, из дневника матроса, участника экспедиции Брусилова – Александра Конрада, полярных исследователей – русских морских офицеров Александра Колчака, Эдуарда Толля, Бориса Вилькицкого, Степана Макарова и других.

Первые системные научные обобщения, связанные с осмыслением и формированием оценки значимости обширной территории Арктики, для развития и расширения Государства Российского принадлежат Михаилу Васильевичу Ломоносову. Именно он одним из первых попытался обобщить все прежние знания и убедить российскую власть в необходимости и перспективах изучения и освоения наших северных территорий. Уже тогда он рассматривал Северный Ледовитый океан и Арктику не только как кратчайшую транспортную магистраль вдоль северных границ России, но и как мощный сырьевой потенциал. В конце XIX века много интересных идей по освоению северных территорий государства, в частности по освоению Северного морского пути, было высказано другим известным ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Он не только активно отстаивал эти идеи, но и сам готовил экспедицию через Северный полюс в Берингов пролив. Однако, как это часто у нас происходит, при жизни учёного эти идеи не были оценены по достоинству, реализация их началась уже в советское время, спустя несколько десятилетий. Материалы Ломоносова, Менделеева, а так же Герхарда Миллера, известных исследователей Северного морского пути – Владимира Визе, Фердинанда Врангеля представлены в четырёхтомнике в рубрике «Ученый совет».

Вначале XX произошел раздел мира на сферы влияния между экономически сильными государствами. В связи с этим разделом возникла необходимость защиты национальных интересов России в Арктике. С первой третью ХХ века связан, пожалуй, один из самых интенсивных периодов российской государственной политики по отношению к Арктике и освоению Северного морского пути. Арктика была признана зоной стратегических и геополитических интересов России, как часть территории страны. Кроме прочего, советское правительство в Арктике привлекали разнообразные природные ресурсы, в том числе и минерально-сырьевые; пришло и государственное понимание того, что Северный морской путь являлся самым короткой транспортной магистралью между западной и восточной оконечностью России.

Экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта показала, что Северный морской путь может иметь не только транспортное, но и важное военно-оборонное значение. Уже к 1941 году Северный морской флот имел свою главную базу в Североморске, а также базы в Мурманске, Архангельске и других портах Заполярья. Северный морской путь эффективно использовался нашей страной в годы Великой Отечественной войны, в том числе и для передислокации военных судов с востока на запад, в это время Северный морской путь, как транспортная магистраль, стал ещё более востребованным, чем в мирное время.

Во второй половине ХХ века социально-экономический рост арктических районов СССР особенно стремительно увеличивался, приобретая огромную значимость не только в народнохозяйственной практике, но и для принятия некоторых политических решений. Больший экономический вес в это время наряду с Западным русским Севером приобретает Азиатская часть российской Арктики: здесь активно разрабатываются месторождения золота, алмазов, никеля. В 50-70-е годы ХХ века в Западной Сибири формируется нефтегазодобывающая база страны, которая к 1980 году поставляет половину добычи нефти в СССР и примерно треть всего природного газа. Развитию северных районов уделяется всё большее внимание в государственной политике по мере увеличения потребностей народнохозяйственного комплекса в сырьевых и энергетических ресурсах.

Кризисными для развития русского Севера можно назвать 90-е годы ХХ века. В это десятилетие многие мировые державы, не только приарктические, но и страны-участники НАТО, далёкие от прироссийских северных широт, стали претендовать на бывшие советские территории, добиваться изменения сложившихся границ и взаимоотношений в регионе, расширять там своё экономическое и политическое присутствие. Эти посягательства касались одновременно и исконно российского Северного морского пути. У России возникла естественная необходимость усиливать свои позиции в Арктике.

Но лишь в начале ХХI в нашей внутренней и внешней государственной политике по отношению к арктическим территориям стали происходить реальные изменения, касающиеся российских прав на акваторию и сушу арктического региона, как на стратегическую ресурсную базу страны, а также на приоритетное использование Россией Северного морского пути. Создается и соответствующая законодательная база.

В новой книге альманаха «Тобольск и вся Сибирь», утверждающей, что освоение Северного морского пути и Русской Арктики является неотъемлемой частью истории Российского государства, – десятки и десятки судеб, сотни имён – легендарных, великих, затерянных во времени…

Редкие фотографии, карты, уникальные архивные документы, научные исследования, мемуары, очерки, поэзия и художественная проза, работы и судьбы полярных первопроходцев, открывателей земель, живописцев, учёных и многое другое наполняют наше новое издание, а «география» городов и весей, где живут и трудятся авторы, – фактически, кругосветная: Москва, Петербург, Нарьян-Мар, Тюмень, Ишим, Новосибирск, Омск, Иркутск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Красноярск, Уфа, Екатеринбург, Якутск, Барнаул, Тобольск, Томск, Ростов-на-Дону, Архангельск, Северодвинск, Мурманск, Курган, Минск, Харьков, Сан-Диего, Вашингтон, Нью-Йорк, и это – ещё неполный список…

Традиционно в четырёхтомнике будут представлены стихи, рассказы, художественные очерки, посвященные освоению и покорению арктических широт нашими соотечественниками. В рубриках «Малый эпос», «Сибирский изборник», «Истории» читатели смогут прочитать произведения Бориса Шергина, Николая Коняева, Владимира Обручева, Юрия Казакова, Николая Заболоцкого, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Михаила Чванова, Леонида Мартынова, Александра Бестужева-Марлинского и других известных авторов. В рубрике «Галерея» будут представлены воспоминания и работы живописные и графические художников – участников северных морских экспедиций Николая Пинегина, Александра Борисова, работы легендарного «самоеда» Тыку Вылка и выдающегося русского художника Константина Коровина…

В заключении хотелось бы отметить некоторые примеры, иллюстрирующие главную мысль, проходящую красной нитью через все четыре тома «Северного морского пути». Спустя сто с лишним лет после выдвижения Ломоносовым проекта изыскания Северного морского пути, этот вопрос вновь поднимается передовыми торгово-промышленными деятелями Сибири. Так, благодаря подвижнической деятельности красноярского купца М. К. Сидорова на его средства в 1862-1864 годах из Обдорска отправлено три экспедиции с целью поиска сухопутной и водной дороги для перевозки графита с Курейского месторождения на Енисее до реки Печоры. Другой представитель сибирского купечества А. М. Сибиряков берет на себя часть издержек на организацию экспедиции Норденшёльда на шхуне «Вега» с целью проверки возможности установления вдоль северного побережья Сибири более или менее правильного судоходства. А потомственный моряк Г. Л. Брусилов организовал полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна» под вывеской зверобойного товарищества, которая снаряжалась на средства жены его дяди генерала А. А. Брусилова – Анны Брусиловой, выделившей на эти цели 90 тысяч рублей.

Авторами «передовиц» четырёхтомника, помимо председателя общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова, выступают председатель Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, возглавляющий попечительский совет фонда, и бывший губернатор ЯНАО, а в настоящее время министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Кобылкин («Энергия Арктики» и Северный морской путь – слагаемые экономического продвижения России), являющийся также автором статьи, посвящённой ямальскому проекту «Карские экспедиции».

Великий… Северный… Морской…

Мы говорим нашим новым изданием: Великий Северный Морской путь – это Русский путь. Это – Советский путь. Это – Российский путь.К сказанному добавим ислова недавно ушедшего из жизни писателя Кавада Раша, которого с фондом «Возрождение Тобольска» связывали два десятка лет сердечной дружбы и неутомимого сотрудничества: «Северный морской путь идёт по внутренним морям России… Эта столбовая дорога, быть может, самая русская из всех дорог, и удлинила эпический характер русской судьбы…»

Впрочем, история освоения и развития этого пути, история полярных открытий, подвигов и трагедий – здесь, в нашей новой, четырёхтомной книге.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати