ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Турция наступает

14:11 09.10.2019 • Андрей Исаев, журналист-международник

Небольшая передовая группа турецких войск вошла в Сирию рано утром 9 октября в двух пунктах вдоль границы, недалеко от сирийских городов Таль-Абьяд и Рас-эль-Айн, в рамках подготовки к более широкому наступлению. Турецкий президент объясняет этот шаг необходимостью создания там зоны безопасности, т.е. свободного от отрядов сирийских курдов района для размещения беженцев. Стоит напомнить, что Эрдоган впервые озвучил этот проект еще в 2013 году. Длительные американо-турецкие переговоры о «дележе» севера Сирии между турками и курдами (и стоящими за ними американцами), создание совместного центра по мониторингу ситуации в приграничной полосе и начавшееся было совместное патрулирование приграничных районов ни к чему не привели. Стало понятно, что американская сторона просто затягивала время, и теперь военной операции, вероятно, не избежать. Тот факт, что Сирия не приглашала к себе ни турок, ни американцев, Анкару и Вашингтон не смущает.

Пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын в Твиттере не преминул заверить, что Турция не претендует на сирийские земли, и мера эта -временная. Правда, о времени окончания действия этой операции он не сообщил.

Между тем Турция обосновывается на оккупированных сирийских территориях. В «Официальной газете» 3 октября было опубликовано подписанное Эрдоганом решение об открытии трех факультетов Газиантепского университета в подконтрольных Турции городах: Эль-Бабе, Азазе и Африне. В Сирии уже действуют отделения турецкой государственной компании Почта-телеграф-телефон, в школах введено обязательное преподавание турецкого языка, уездные власти укомплектованы турецкими чиновниками, формально назначаемыми «Временным правительством Сирии», квартирующим в турецком же городе Шанлыурфа.

А совсем недавно глава этой организации Абдуррахман Мустафа сообщил об объединении оппозиционных группировок, действующих в Идлибе и оккупированных турецкой армией районах Сирии, в рамках 80-тысячной «единой армии, подконтрольной Министерству обороны Временного правительства Сирии». Другими словами, турецкое командование решило поберечь своих солдат (а курды полны решимости защищаться) сейчас, когда правящая Партия справедливости и развития и так теряет свои позиции, властям ни к чему. Другими словами, турецкое командование решило поберечь своих солдат  (а курды полны решимости защищаться)  - лишние жертвы сейчас ни к чему, когда правящая Партия справедливости и развития и так теряет свои позиции.

Приготовления проходят на фоне нового обострения Анкары с Вашингтоном. Проблемы в двусторонних отношениях начались не вчера. В свое время демонтаж дислоцированных в Турции баллистических ракет (в 1962 году после Карибского кризиса) был воспринят в стране чуть ли не как предательство со стороны заовеанского союзника, а через два года «холодным душем» на турецкие головы стало заявление Линдона Джонсона: если турецкие войска вторгнутся на Кипр, НАТО не будет помогать Турции в случае ее возможного конфликта с СССР. В 2003 году парламент Турции не разрешил США перебросить через турецкую территорию в Ирак американские войска. Наконец, разнонаправленность политических курсов США и Турции в сирийской войне и приобретение Анкарой российских ЗРК дополнительно испортили двусторонние отношения.

В ночь на 7 октября между президентами двух стран состоялся телефонный разговоро, имевший, как теперь становится очевидно, далекоидущие последствия. На следующий день Белый дом объявил о выводе своих военнослужащих из зоны предполагаемой операции турецких войск и отказался в ней участвовать. На этот раз слова не разошлись с делом – эвакуация американских военных началась.

Оставить без комментариев такой шаг Трамп, разумеется, не мог. Последовал целый каскад в большинстве своем сумбурных и противоречивых заявлений и твитов. Американский президент в очередной раз внезапно проявил заботу об американских солдатах, которых пора вернуть домой (это он уже неоднократно обещал); посчитал, что настало время прекратить участие Америки в «нелепых бесконечных войнах» (аналогично); словно оправдываясь за очередное предательство курдов, напомнил, что за поддержку антитеррористических операций США им выплачивались «огромные деньги» и предоставлялось оружие (дескать, они должны и так быть всем довольны), заверил, что не поддерживает ни одну из сторон в турецко-курдском противостоянии, а потом, очевидно, не сдержавшись, пообещал «разрушить турецкую экономику», если в ходе операции Анкара «выйдет за рамки дозволенного» в соответствие с его, Трампа, «великой и несравненной мудростью». А в довершение сообщил, что продолжит оказывать курдам поддержку деньгами и оружием. Похоже, что «продавить» Эрдогана в телефонном разговоре у Трампа не получилось, и эта неудача больно ударила по самолюбию американского президента, несколько выведя его из психического равновесия. Тогда как Эрдоган заметно укрепил имидж решительного политика, выполняющего свои обещания.

Американские СМИ сообщают, что решение об отводе войск было принято без консультаций с Пентагоном, и это очень похоже на правду. Пресс-секретарь Пентагона Шон Робертсон буквально накануне президентского решения устверждал: «Любая нескоординированная с нами военная операция, начатая Турцией, натолкнет на размышления и поставит крест на наших совместных интересах, связанных с безопасностью на северо-востоке Сирии, затруднив долговременную гарантию того, что «Исламское государство» не возродится вновь».[i] А министр обороны США Марк Эспер уже постфактум посетовал: «Мне жаль. Вчера у меня был долгий разговор с моим коллегой господином Акаром, и я очень ясно дал ему понять, и он с этим согласился, что нам нужно заставить механизм безопасности работать».[ii] Очевидно, что издерганный нападками «демократов» Трамп теперь окончательно настроил против себя и Пентагон. Дальше – больше: не все в порядке даже в президентской администрации. Ее «высокопоставленный представитель», фактически дезавуируя заявления своего шефа, объявившего о необходимости вернуть солдат домой, сообщил РИА Новости: США вовсе не выводят войска из Сирии, а просто передислоцируют южнее тех военнослужащих, что находятся на севере страны.[iii]

Сирийские власти, естественно, осуждают турецкую инициативу, рассматривая ее как подготовку очередного вторжения на свою территорию. В то же время, турецкая операция так или иначе усилит раскол между двумя главными внешними недругами Дамаска – Анкарой и Вашингтоном. А также ослабит силы курдов, на сегодня - главных внутренних оппонентов сирийской государственности, подталкивая их к переговорам. И «процесс пошел»: как заявил РИА Новости советник в администрации Автономии севера и востока Сирии Бадран Джакурд, Россия и Дамаск должны защитить территории, находящиеся под контролем сирийских курдов, от вторжения Турции, т.к. оно будет угрожать целостности Сирии. Об этом же просил Сергея Лаврова, в те дни находившегося с визитом в Эрбиле, административном центре Иракского Курдистана, Масуд Барзани, формально отошедший от политики, но по факту остающийся одним из наиболее влиятельных курдских политиков. Чуть позже глава российской дипломатии заверил, что Россия будет содействовать диалогу между курдами и центральной властью.

В комментариях российского руководства признается право Турции на купирование террористической угрозы, но неизменно подчеркивается приоритет территориальной целостности Сирии. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, в Кремле рассчитывают на то, что Турция будет придерживаться постулата о приверженности территориальной целостности Сирии. «Москва уже предостерегла сирийских игроков от любых действий, которые могут повредить процессу урегулирования». Особенно сейчас, «когда закончилось формирование конституционного комитета…», - подчеркнул Песков.[iv]

Мотивы решения Трампа в общих чертах можно объяснить тем же, что и «долготерпение» США в последние месяцы в отношение своевольного турецкого лидера. Опоры только на «иноверческий» Израиль в неспокойном ближневосточном регионе Вашингтону недостаточно. Геополитическое положение Турции и ее мощная армия (вторая по численности в НАТО!) делают ее слишком ценным, союзником (по-прежнему - союзником). По формулировке генсека НАТО Йенса Столтенберга, «Роль Турции в НАТО гораздо шире, чем F-35 и С-400».[v]

К тому же американцы (как и отряды союзных им Сирийских демократических сил) вряд ли уйдут далеко. Скорее всего, Пентагон снимает «живой щит» из своих военнослужащих в приграничной полосе, на которую нацелилась турецкая армия. Так что вероятность американо-турецкого столкновения близка к нулю – вооруженный конфликт не нужен ни одной из сторон. Весьма вероятно, что продолжатся усилия по претворению в жизнь «проекта Рожава», но для этого курдскому квазигосударству придется пожертвовать частью (сирийской!) приграничной территории, а значит, внутрисирийский конфликт продолжится.

Трудно не согласиться с комментарием агентства Bloomberg: «Отступление США и наступление Турции не положат конец войне в Сирии, они продлят ее».[vi]

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати