ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Учения «Центр-2019»: международно- политические итоги

11:30 26.09.2019 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Завершившиеся на днях стратегические учения «Центр-2019» стали крупнейшими международными маневрами в России за последние 10 лет. Они стали заметным событием не только в сфере военного сотрудничества, но и в международной дипломатии.

С военной точки зрения, прежде всего, впечатляют масштабы. По «легенде» учений, воинские контингенты восьми стран - РФ, КНР, Индии, Пакистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Пакистана сформировали антитеррористическую коалицию и вступили в бой с боевиками. Президент России Владимир Путин и президент Киргизии С. Жээнбеков наблюдали за манёврами авиации, тяжёлой военной техники, артиллерии, десанта и штурмовых отрядов. Всего в учениях приняли участие около 128 тыс. военнослужащих, было задействовано свыше 20 тыс. единиц военной техники и около 600 летательных аппаратов.[1]

Да и география маневров (она не ограничилась полигонами в Оренбургской области) дает представление о широком спектре задач по отражению нетрадиционных вызовов  и  угроз международной безопасности, - именно так была заявлена их цель. Российские подразделения 201-й базы совместно с таджикскими войсками «отразили» нападение разрозненных групп боевиков на таджико-афганской границе. Впервые в ходе совместных учений российский ракетный комплекс «Искандер» был переброшен в Казахстан для поражения базы условных террористов. Корабли Каспийской флотилии поразили видимые  и скрытые цели; в Дагестане на берег Каспийского моря высадился десант морской пехоты.

Сейчас, когда активная фаза учений завершена, самое время подвести их международно-политические итоги. Главный из них состоит в том, что их удалось провести именно в таком составе, с участием стран, у которых между собой существуют далеко не простые отношения.

Например, западные аналитики предрекали провал учений из-за недавнего спора между Индией и Китаем, начавшийся из-за решения Индии отменить статью 370 конституции, и решения сделать область Ладакх отдельной союзной территорией, которая будет управляться непосредственно из Нью-Дели, что привело к ухудшению их отношений. Нью-Дели также выражал недовольство Пекину  за его критику Индии в Совете безопасности ООН. А Пакистан активно протестовал против решения Нью-Дели отменить статью 370, и именно Исламабад вынес этот вопрос на рассмотрение в Совбезе ООН.[2]

Но этим негативным прогнозам не суждено было сбыться. В рамках учений «Центр-2019» военнослужащие Китая, Индии и Пакистана бок о бок решали учебные задачи, и остались этим весьма довольны.

Противодействие международному терроризму и другим нетрадиционным вызовам и угрозам международной безопасности – сейчас особенно актуально и находится в поле внимания трехстороннего диалогово-консультационного формата Россия-Индия-Китай (РИК). Эксперты и ученые неоднократно высказывались в пользу проведения совместных военных учений в формате РИК, - и вот впервые они состоялись.

Учения стали большим дипломатическим успехом для Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).  Не являясь и даже не претендуя на то, чтобы стать военным блоком, на деле ШОС допускает сотрудничество в военной сфере, демонстрация которого и была представлена в Оренбургской области, хотя формально ШОС к учениям не имел никого  отношения.

Наконец, учения «Центр-2019» вписались и в более широкую геополитическую картину. Они стали наглядным примером для любителей противопоставления «хартленда» и «римленда», сухопутной и морской осей мировой геополитики. США, проводя военно-морские учения в формате «квадро» (с участием Индии, Японии и Австралии), демонстрируют свои претензии на глобальное морское влияние. А Россия и ее партнеры по ШОС (включая, кстати, ту же Индию), проведя «Центр-2019», показали, «кто в Евразии хозяин», способный обеспечить ее безопасность от традиционных и нетрадиционных угроз.

У таких учений есть еще и сугубо прикладное, но не менее важное значение. Учебно-боевое взаимодействие, знакомство и общение военных тех стран, у которых существуют разногласия и взаимные территориальные претензии, помогает снизить взаимную напряженность и лучше узнать друг друга. В конце концов, лучше вместе «играть»  в военные игры, чем воевать между собой в реальности.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[2] «The Diplomat (США): как недавние трения повлияют на участие Индии в военных учениях «Центр-2019»?», https://inosmi.ru/military/20190828/245716728.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати