Проблема соблюдения прав русинского населения Закарпатья долгое время оставалась внутренним делом Украины, наблюдались ограниченные попытки русинских активистов придать ей международную огласку. После встречи представителей русинской диаспоры в Чехии и Австрии и русинских активистов из Закарпатья с президентом Чехии Милошем Земаном можно говорить об интернационализации русинского вопроса (1).
Чехия стала первым государством, принявшем русинскую делегацию на столь высоком уровне, пообещав официальную поддержку русинскому движению. Необходимым минимумом поддержки со стороны Праги представители этого движения считают следующее:
- содействие сохранению русинской культуры и языка, в т.ч. обеспечение возможности изучения языка в школах и вузах Чехии;
- поддержка мероприятий, проводимых русинскими организациями в Чехии и др. странах Европы;
- содействие диалогу с властями Украины по вопросу признания русинского народа и его прав на автономию.
Для Праги это является приемлемым минимумом с относительно низкими дипломатическими рисками. Если чешское руководство перейдёт к выполнению своих обещаний русинам, оно будет придерживаться вышеуказанных параметров.
Программой-максимумом в содействии Праги русинскому движению сами русины считают необходимость назначения официального уполномоченного чешского правительства для прямых контактов между ними и властями Чехии, признание факта этноцида (такой термин употребляют русинские активисты) русинского народа на Украине, разработку процедуры наделения этнических русинов гражданством Чехии как соотечественников (в межвоенный период Закарпатье как Подкарпатская Русь входило в состав Чехословакии).
Но такие широкомасштабные действия со стороны Праги на данный момент маловероятны, хотя и не исключены в будущем. Это подтверждают и слова Земана, который на просьбу выдавать русинам чешские паспорта ответил, что это можно обсудить позже, но не сейчас (2).
Степень активизации Чехии по русинскому вопросу прямо пропорциональна степени вовлечённости в этот вопрос Венгрии. Будапешт, отстаивая права 156-тысячного венгерского меньшинства на Закарпатье, не отделяет права закарпатских венгров от прав закарпатских русинов. Эти две этнические общности связаны общей многовековой историей, внутри русинского движения XIX-XX вв. всегда присутствовало провенгерское крыло.
Как и в Чехии, Словакии, Польше и России - в Венгрии русины признаны на официальном уровне одним из национальных меньшинств. В стране действуют русинские лагеря для молодёжи, есть возможности изучения русинского языка и культуры. Госсекретарь по религиозным делам и вопросам национальных меньшинств Миклош Шолтес в апреле с.г. на открытии русинского униатского храма в Дебрецене заверил представителей сообщества в трансграничной поддержке, которую окажут им венгерские власти (3).
Встреча русинов Чехии с чешским президентом была приурочена к сотой годовщине подписания Сен-Жерменского договора, послужившего прологом к Трианонскому договору 1920 г., по которому Венгрия, как проигравшая сторона в Первой Мировой войне, лишалась значительной части территорий. По Сен-Жерменскому договору Закарпатье переходило под юрисдикцию Чехословакии.
Внешняя политика Венгрии указывает на стремление если не пересмотреть, то смягчить последствия Трианонского договора. Активная поддержка Будапештом венгерского нацменьшинства в Словакии, Украине, Румынии, Сербии направлена на создание в Карпатском бассейне трансграничной культурно-идеологической общности венгров и русинов.
В прошлом Подкарпатская Русь была предметом спора между Венгрией и Чехословакией. Поэтому Прага не может позволить, чтобы русинский вопрос обсуждался без неё. Доминирование провенгерского крыла в русинском движении - не в интересах Чехии, ибо может привести к определенному нарушению регионального баланса сил и усилению влияния Венгрии. Учитывая существующие проблемы в отношениях почти полумиллионного венгерского меньшинства в Словакии с официальной Братиславой, Прага старается избежать подобного сценария.
Русинский вопрос имеет и экономическую составляющую. Закарпатье является важным транспортным и энергетическим узлом. По его территории пролегают автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Украину с ЕС, газо- и нефтепроводы из России в Европу (Уренгой – Помары – Ужгород и др.). Автономия русинов будет означать пересмотр региональных полномочий Киева на управление сетью транспортно-логистических и транзитных артерий и, как результат, возможное перераспределение получаемой прибыли.
Учитывая сказанное, можно предположить, что в ближайшем будущем участие Чехии в русинском вопросе ограничится вышеуказанной программой-минимумом. Чешские власти не намерены форсировать события. Их готовность на более серьёзные шаги зависит от позиции Венгрии: чем больше в русинском вопросе будет Венгрии, тем большую вовлеченности в эту проблему будет демонстрировать Чехия.
1) https://strana.ua/news/220380-prezident-chekhii-zeman-vstretilsja-s-rusinami-zakarpatja.html
2) https://ukraina.ru/interview/20190904/1024865167.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs