Итоги только что завершившегося во Владивостоке Восточного экономического форума (ВЭФ) можно оценивать по-разному. Например, в цифрах, которые говорят о его масштабах и заключенных сделках. И они весьма значительны. По итогам ВЭФ-2019 было подписано более 270 соглашений на общую сумму 3,4 трлн. рублей. Форум посетили представители 440 компаний, 8,5 тысячи человек из 65 стран, в том числе почти 1300 представителей СМИ.[1]
Но не менее важны и международно-политические итоги форума. Главный из них состоит в том, что ВЭФ-2019 продемонстрировал становление российского Дальнего Востока как самостоятельного и важного игрока в Северо-Восточной Азии и АТР. В этом смысле ВЭФ-2019 показателен: на нем было представлено руководство всех основных игроков не только Дальневосточного, но и в целом Азиатского региона - Китая, Японии, Индии, Малайзии, Сингапура, Южной Кореи, Монголии, других значимых региональных экономик.
В условиях, когда основы существующего мирового порядка подвергаются эрозии в угоду эгоистическим геоэкономическим и геополитическим интересам отдельных стран, прежде всего США, любая международная площадка становится еще более значимой для укрепления многосторонности в мировой экономике и политике. На ВЭФ-2019 говорили о принципах свободной торговли на основе норм права ВТО, о недопустимости применения различного рода ограничений и санкций, которые мешают нормальному торгово-экономическому сотрудничеству.
К началу сентября 2019 г. стало окончательно ясно: российские усилия по развитию Дальнего Востока, планировавшиеся и реализовывавшиеся в последнее десятилетие, были замечены и оценены как значимые. Без этого ВЭФ оставался бы интересным и важным, но все-таки локальным явлением.
Определяя стратегию развития Дальнего Востока 15 лет назад, российское руководство сделало ставку на максимальную открытость, тесную интеграцию в пространство АТР и остального мира. Это действительно был достаточно крутой, исторический поворот, сказал на пленарном заседании форума Владимир Путин. Ведь раньше многие дальневосточные территории, в том числе и Владивосток, были "закрытыми", и никакого социально-экономического развития не было. Но сейчас ситуация кардинально поменялась и Дальний Восток стал одним из символов открытости всей страны, новаторства и решимости в снятии барьеров.[2]
Одна из главных особенностей «международной» повестки ВЭФ- 2019 - ее ориентация на более широкий, чем чисто «дальневосточный», контекст. Впервые ВЭФ, традиционно много внимания уделяющий различным аспектам российско-китайских отношений, не выглядел как преимущественно российско-китайский форум.
Хотя и в этот раз, по традиции, делегация бизнесменов из Китая стала на форуме самой многочисленной. Как наиболее близкий России торговый партнёр в АТР, Пекин принимает самое активное участие в работе ВЭФ. В условиях американо-китайской торговой войны, а также непрекращающихся протестов в Гонконге ему необходимо искать рынки, на которые можно переориентироваться. Россия в этих условиях выглядит довольно привлекательным вариантом.
И, тем не менее, главным международным гостем ВЭФ-2019 стал премьер-министр Индии Нарендра Моди, который привез во Владивосток представительную и разнопрофильную делегацию. Она проявила широкий и пристальный интерес Индии к развитию Дальнего Востока России. Среди ключевых обсуждавшихся тем - логистика грузопотоков из Индии по территории РФ, цифровизация взаимной торговли, сотрудничество РФ и Индии в сфере развития человеческого капитала.
Японская «составляющая» ВЭФа, помимо вопросов т. н. «Плана 8», реализуемого Россией и Японией в сфере развития региона, обозначила интерес Японии к проекту «Арктик СПГ-2» и развитию Северного морского пути, представляющего для нее новые перспективы мировой торговли. И, конечно, продолжился (в этот раз в драматических тонах) диалог о перспективах заключения российско-японского мирного договора.
Корейская «составляющая» ВЭФ»-2019 свелась ко второму российско-корейскому межрегиональному форум «Путь новых возможностей», на котором обсуждались проблемы и перспективы трехстороннего взаимодействия РФ, Республики Корея и КНДР, включая проекты развития транскорейской железной дороги с выходом на Транссиб, строительство газопровода и энергетического моста в РК через территорию КНДР, российско-южнокорейский план «9 мостов» (энергетика, железные дороги, освоение Севморпути, судостроение, сельское хозяйство), и пр.
Кстати, ВЭФ-2019 внес немаловажный вклад в урегулирование ситуации на Корейском полуострове, содействуя выводу Северной Кореи из международной экономической изоляции, возникшей вследствие введенных против Пхеньяна санкций. В работе форума приняла участие правительственная делегация Северной Кореи во главе с вице-премьером кабинета министров КНДР. Интригой форума стала возможность закулисной встречи глав северокорейской и южнокорейской делегаций (последнюю также возглавил вице-премьер).
Вообще «география» ВЭФ-2019 году предельно расширилась. На полях форума состоялась важная двусторонняя встреча Президента России с премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохамадом, прошло десятое заседание Межправительственной российско-сингапурской комиссии высокого уровня, которое вывело на финишную прямую переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Сингапуром. Также во Владивостоке прошел бизнес-диалог «Россия-Европа» с участием глав крупнейших технологических компаний.
Итак, ВЭФ-2019 показал Азии и всему миру, что российская стратегия «Поворота на Восток» не только оправдала себя с точки зрения продвижения в АТР российских национальных интересов, но и открыла для стран региона новые торгово-экономические и международно-политические возможности.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs