На фоне прошедших парламентских выборов в Японии, и предстоящих выборов президента США, усиливаются разговоры о «растущей неопределенности» в японо-американских отношениях. Некоторые полагают, что «нестабильность» может усилиться и в регионе АТР в целом.
Напомним, что Либерально-демократическая партия, находящаяся у власти в Японии почти непрерывно с 1955 года, не смогла получить абсолютное большинство на выборах в нижнюю палату парламента. ЛДП и ее партнер по коалиции Комэйто получили всего 215 из 465 мест в Палате представителей, не дотянув до 233, необходимых для получения большинства. В парламенте предыдущего созыва коалиция контролировала 279 мест. Этот результат, худший с 2009 года, стал серьезным ударом для премьер-министра Сигэру Исибы, занявшего свою должность только недавно. Его решение назначить внеочередные выборы для укрепления своего положения не оправдало себя. Теперь у японских политиков есть 30 дней, чтобы сформировать правящую коалицию. Если этого сделать не удастся, Исиба возглавит правительство меньшинства, что затруднит принятие законов.
По мнению оптимистов, независимо от того, какую форму примет правящая коалиция, ЛДП вряд ли откажется от своих недавних шагов по увеличению военных расходов Японии и укреплению связей с США в рамках соглашений Байдена и тогдашнего премьера Кисиды, заключенных весной. Обвиняя Китай, Россию и КНДР в «усилении военной активности» в регионе АТР, Токио предпринимает крупнейшее наращивание военного потенциала со времен Второй мировой войны. Рам Эмануэль, посол США в Японии, которого цитирует The New-York Times, заявил о своей уверенности в сохранении стабильного союза между двумя странами. «Есть вещи, которые зафиксированы и которые по-прежнему способствуют укреплению альянса и его сдерживающему эффекту».
Япония давно занимает центральное место в стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На островах размещена крупнейшая заграничная группировка американских войск. Вслед за Кисидой, премьер-министр Исиба также считает приоритетом укрепление двусторонних отношений. Будучи министром обороны, Исиба уделял большое внимание вопросам «сдерживания» России, Китая, и КНДР. Перед выборами он предложил создать азиатскую версию военного блока наподобие НАТО, что вызвало большую озабоченность у большинства стран АТР. Впрочем, Исиба успел насторожить и Вашингтон – своими рассуждениями о целесообразности «более сбалансированных отношений», включая усиление надзора за американскими военными базами в Японии.
После оглашения результатов выборов, Исиба заявил журналистам, что Япония «будет еще больше укреплять наши связи с Соединенными Штатами» и поддерживать «чрезвычайно хорошие японо-американские отношения и работать над укреплением свободного и открытого международного порядка». Однако учитывая, что восемь оппозиционных партий, которые привлекли многих избирателей обещаниями снизить налоги, прошли в парламент, японским политикам будет гораздо сложнее договариваться о финансировании новых оборонных проектов. Правительство может оказаться не способно «проявлять инициативу», а противоречия между партиями по вопросам Восточной Азии и союзов в области безопасности грозят выйти на передний план.
К примеру, в японском общественном мнении существует глубокий раскол по поводу дальнейшей судьбы 9-й статьи конституции, в которой провозглашается отказ государства от создания собственных вооруженных сил. Примерно треть населения выступает за отмену этого конституционного положения. Другая часть поддерживает сохранение данного запрета в неизменном виде. Третья часть не может до конца определиться.[i] В марте японский МИД обнародовал «Голубую книгу», где говорится о стремлении развивать «взаимовыгодные стратегические отношения и строить конструктивные и стабильные двусторонние отношения» с Китаем. А в апреле премьер Кисида подписал в Вашингтоне несколько десятков документов в рамках «расширения сотрудничества в области безопасности». Теперь, после попадания в парламент «крайне правых» и «крайне левых» партий, наблюдатели укрепляются во мнении, «что в Японии нет единой последовательной концепции движения вперед».
«Неопределенность» на американской стороне тандема Вашингтон-Токио также очень высока. Националистические круги Японии были разочарованы тем, что демократы «слишком мягки» в отношении Китая, а также слишком сосредоточены на ценностях и других нормативных проблемах. Предполагается, что, в случае избрания, Камала Харрис продолжит и, возможно, расширит многосторонний подход «на сотрудничество, устойчивость и укрепление альянсов». Однако, в отличие от риторики, реальная политика Байдена носила протекционистский характер, была нацелена на поддержку промышленной политики его администрации и меры, направленные на стимулирование внутреннего производства.
Кроме того, из Вашингтона в адрес Японии и других стран АТР уже давно звучат настойчивые требования отказаться от взаимозависимости, которая способствовала региональному миру. Однако такая линия идет в разрез с долгосрочными интересами государств региона. На протяжении долгих лет страны АТР кропотливо выстраивают систему взаимных обязательств и взаимовыгодного сотрудничества. В том числе для того, чтобы сдержать националистические импульсы, смягчить многочисленные противоречия и оставить в прошлом исторические обиды. В прошлом подход Вашингтона выглядел нереалистично даже «в лучшие времена». Сегодня же, по мере того как Китай все больше и больше встраивается в региональную архитектуру Азии, экономические возможности и идеологическое влияние Соединенных Штатов лишь ослабевают.[ii]
Что касается Дональда Трампа, то его первый срок стал для правящих кругов Японии «абсолютным шоком». «Напряжение» в Токио, в частности, вызвали намеки президента-республиканца о необходимости «оплатить» американский «ядерный зонтик».[iii] В целом, подход Трампа к геополитике был последовательно транзакционным и обусловленным личными качествами, и он и его советники не проявляли особого внимания к сложной системе договоров и соглашений о безопасности, которые связывают Соединенные Штаты с их союзниками.
Вторая администрация Трампа, если так случится, вероятно, продолжит рассматривать гарантии безопасности Соединенных Штатов не как формальные договорные обязательства, а как своего рода геополитическую сделку купли-продажи, в рамках которой страны, размещающие у себя американские базы и войска, должны заплатить за них. Кроме того, японцы сильно обеспокоены возможным изменением курса в отношении поддержки Тайваня в случае конфликта. Самым большим опасением для Токио является сценарий, при котором, в рамках изначальной «жесткой позиции по отношению к Китаю», Трамп не добьется быстрых результатов. Сложность региона АТР, проблемы в других частях мира и у себя дома, приведут к тому, что администрация Трампа потеряет интерес и начнет отстраняться от региональных проблем.
При всем том, наличие антикитайского двухпартийного консенсуса в Вашингтоне не вызывает сомнений. Поэтому любой будущий президент Америки продолжит курс на «сдерживание» Пекина. В обоих случаях от стран региона, тем более, номинальных союзников, будут требовать более решительного «выбора стороны» в американо-китайском противостоянии и усиления размежевания с Пекином. Харрис будет педалировать мотив «американского лидерства», якобы способствующего «общей выгоде». А Трамп, вероятно, будет действовать более напористо, агрессивно и бесцеремонно.
Между тем, большинство государств АТР совершенно не заинтересованы в блоковом расколе и не видят для себя необходимости перехода на одну из сторон. Они, к немалой пользе для себя, предпочтут и дальше «стоять в стороне» - но не просто наблюдая за схваткой сверхдержав с безопасного, насколько возможно, расстояния, а в поисках своей выгоды и в стремлении каждой из сторон привлечь новых партнеров. В этой связи, ряд стран региона рассматривает Токио в качестве, пусть и очень ограниченного в свободе маневра, потенциального «балансира» для всё более сложных и всё чаще «искрящих» отношений Америки и Китая. Однако Японии будет ещё труднее претендовать на такую роль в условиях низкого доверия японского общества к правительству.
Японские избиратели дали понять, что идеи нынешнего лидера ЛДП о дальнейшем наращивании военной мощи Японии и расширении ее участия в военных альянсах их не прельщают. Отказ рядовых японцев одобрить линию на эскалацию «противостояния внешней угрозе», способен «разочаровать» сторонников усиления конфронтации в Азии и в мире в целом. Если американские избиратели выскажутся сходным образом, настроение «усиливающейся неопределенности», несомненно, станет доминирующим среди «ястребов» обеих стран. При этом указанная «неопределенность» будет иметь отношение к дальнейшим перспективам «поворота к Азии» во внешней политике США, и претензиям Японии на роль «третьей силы» в АТР.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://globalaffairs.ru/articles/novaya-politicheskaya-geometriya/
[ii] https://www.foreignaffairs.com/asia/problem-primacy
[iii] https://globalaffairs.ru/articles/blokostroitelstvo-v-azii/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs