ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

В основе общей позиции – интересы ОДКБ

15:05 30.07.2019 • Владимир Попов, шеф-редактор издания «Союзники. ОДКБ»

Встреча Исполняющего обязанности Генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова с Генеральным секретарем ОБСЕ Томасом Гремингером. Москва, апрель 2019 года
Фото Секретариата ОДКБ

Одно из основных направлений деятельности Организации Договора о коллективной безопасности – международное. И совершенно очевидно, что позиция и голос ОДКБ сегодня достаточно весомы и значимы, в том числе, и на таких важных мировых площадках, как ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС и других. Здесь организация активно и уверенно обозначает свое мнение, свои приоритеты, как в ходе дискуссий, так и в процессе выработки различных документов, заявлений и т.д. Разумеется, все эти документы, заявления выверены, взвешены, в них четко изложена позиция Организации по той или иной проблеме. И основа этой позиции – отстаивание общих интересов наших государств.

В этом отношении для нас особенно важно взаимодействие с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Как известно, это крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. К тому же мы, некоторым образом, соседи, а кроме того, практически все страны-участницы ОДКБ входят и в ОБСЕ. Так что взаимное проникновение очевидно.

Как же осуществляется взаимодействие двух важнейших региональных организаций? Что лежит в основе сотрудничества? Насколько оно успешно, эффективно и плодотворно? В специальном интервью для журнала «Международная жизнь» рассказывает исполняющий обязанности генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Валерий Семериков.

 

- Среди приоритетных направлений внешнеполитической повестки Организации можно с полным основанием назвать развитие конструктивных отношений с ОБСЕ. Это и понятно: после подписания Договора о коллективной безопасности в Ташкенте 15 мая 1992 года – началось системное построение всеобъемлющей системы коллективной безопасности на евразийском континенте. В основе этого построения – реализация принципов, заложенных еще 1 августа 1975 года Хельсинкским Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и подтверждённых Парижской хартией для новой Европы 21 ноября 1990 года.

Здесь же мне хотелось бы отметить последовательность нашей Организации в реализации основополагающих принципов этих крайне важных для построения евразийской безопасности документов. Судите сами: на Будапештской встрече 6 декабря 1994 года создание ОБСЕ, как «структуры в области безопасности, которая охватывает государства от Ванкувера до Владивостока», руководители европейских государств-участников ОБСЕ, включая подписантов ОДКБ, обязались и далее повышать его роль в качестве инструмента для объединения усилий этих государств по решению проблем безопасности. «Опираясь на ОБСЕ, - значится в итоговых документах, - мы будем строить отношения подлинного партнерства в области безопасности между всеми государствами-участниками, независимо от того, являются ли они членами других организаций, занимающихся вопросами безопасности».

И еще несколько слов о сотрудничестве с европейскими коллегами по ОБСЕ. В 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле наряду с Хартией европейской безопасности, утвердившей модель мирного существования Европы XXI века, по инициативе Евросоюза была принята Платформа безопасности, основанной на сотрудничестве. Это было сделано для того, «чтобы укрепить взаимодействие между ОБСЕ и другими международными организациями, и тем самым обеспечить лучшее использование их ресурсов». В документе были подробно изложены положения и принципы, призывающие потенциальных партнёров к сотрудничеству в форме, «совместимой с модальностями, принятыми в каждой отдельно взятой организации или институте». И это обозначалось, как непременное условие такого сотрудничества.

В свою очередь Организация Договора о коллективной безопасности с подписанием 7 октября 2002 года в Кишиневе Устава ОДКБ, не только официально позиционировала себя региональной международной структурой по обеспечению безопасности, но и обозначила в этом же документе главную цель своей деятельности – «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности». Здесь также шла речь о необходимости и важности тесного сотрудничества с международными межправительственными организациями.

 

- При этом, насколько мне известно, налаживанию сотрудничества и поддержанию должного уровня отношений именно с ОБСЕ вы уделяете особое внимание. Какими принципами вы при этом руководствуетесь?

 

- Линия Организации в партнёрстве с ОБСЕ была тщательно и детально разработана и обнародована в отдельном документе, который называется «Основные направления развития взаимодействия ОДКБ с ОБСЕ». Он был утвержден министрами иностранных дел шести государств-членов Организации в Москве 14 июня 2009 года. И в этом документе четко прописано, что указанное взаимодействие – это одна из важных сфер деятельности ОДКБ, и его предназначение мы расцениваем, как «эффективное средство содействия укреплению региональной и международной безопасности и стабильности и усиления потенциала реагирования государств-членов ОДКБ на глобальные вызовы и угрозы».

При этом хочу особо подчеркнуть, что как составная часть общей линии Организации в вопросах отношений с международными партнёрами сотрудничество с ОБСЕ строится «на равноправной основе».

Другое принципиальное положение этой линии, также раскрываемое в документе, звучит следующим образом: «Сотрудничество должно осуществляться на основе норм и принципов, заложенных в Уставе Организации Объединенных Наций, других международных правовых документах». Оно дополнено ссылкой в качестве других элементов этой «основы» также на Хельсинкский Заключительный акт и Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве.

Весьма существенно, что документ чётко обозначает «приоритетные для ОДКБ направления обеспечения безопасности», на которых и целесообразно взаимодействие.

 

- А можем ли мы здесь привести, что называется, ключевые из этих направлений?

 

- Безусловно. Прежде всего, это развитие международного диалога по актуальным проблемам коллективной безопасности на евразийском пространстве, включая вопросы контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и технологий его создания. Затем – продвижение на пространстве ОБСЕ инициативы о заключении нового юридически обязывающего Договора о европейской безопасности, который позволил бы создать общее пространство единой и неделимой военно-политической безопасности государств. Также сюда обязательно следует включить повышение эффективности ОБСЕ в целях ее трансформации в полноценную международную организацию со своим Уставом, адаптации к современным вызовам и угрозам безопасности, оптимизации деятельности ее исполнительных структур, включая полевые присутствия, с учетом закрепленных в соответствующих документах позиций государств-членов ОДКБ.

Считаю весьма важным, что «Основные направления» конкретизировали и формы взаимодействия двух организаций. В документе в качестве путей повышения его эффективности названы «развитие и расширение контактов председателя Совета министров иностранных дел и его представителей, Генерального секретаря, председателя Постоянного Совета ОДКБ с действующим председателем ОБСЕ и его представителями, Генеральным секретарем, председателем Постоянного Совета и руководителями исполнительных структур ОБСЕ, а также обмен информацией по различным аспектам обеспечения международной безопасности на коллективной основе, взаимное участие в мероприятиях ОДКБ и ОБСЕ, в том числе, организованных совместно».

 

- Скажите, а насколько практика сотрудничества ОДКБ с ОБСЕ подтверждает приверженность согласованным министрами положениям?

 

- Установлены и поддерживаются регулярные контакты между Генеральными секретарями двух организаций. Начало им было положено в феврале 2007 года выступлением на заседании Постоянного совета ОБСЕ Генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи. А уже в марте 2009 года на заседании Постоянного совета ОДКБ выступал Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо. В последующем эту практику продолжил и Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер.

В ходе таких встреч, которые происходили не только в Москве и Вене, где базируются их постоянные рабочие органы, но и «на полях» различных международных площадок, обсуждались проблемы военно-политической безопасности, общие угрозы и вызовы.

Последняя по счёту встреча высших административных должностных лиц двух организаций – шестая с момента вступления нынешнего Генерального секретаря ОБСЕ Томаса Гремингера на пост в июне 2017 года и третья для него в Секретариате ОДКБ – прошла 25 апреля нынешнего года. Тогда мне, как исполняющему обязанности генерального секретаря ОДКБ, довелось принимать высокого гостя. Тот в свою очередь принял участие в заседании Постоянного совета ОДКБ.

Выступали и Генеральные секретари ОДКБ с различных трибун ОБСЕ. Так, Юрий Хачатуров в декабре 2017 года, будучи Генеральным секретарем ОДКБ, впервые выступил в Вене перед министрами иностранных дел стран-участниц ОБСЕ на их ежегодной встрече, подводящей итоги годичного периода очередного странового председательства. А в декабре 2018 года слово в этом формате было предоставлено возглавлявшему делегацию Секретариата ОДКБ заместителю её Генерального секретаря Алымбаю Султанову. В 2015 году в Душанбе на заседании СМИД ОДКБ в качестве приглашенного принял участие и выступил в то время Действующий председатель ОБСЕ, Министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич. Как видим, активное взаимное участие представителей секретариатов ОДКБ и ОБСЕ в различных мероприятиях, проводимых организациями, происходит на довольно регулярной основе.

 

- Валерий Анатольевич, к сказанному можно добавить и то, что представители Секретариата ОДКБ участвуют в Ежегодной конференции по обзору ситуации в области безопасности, а также в различных форумах, тематических семинарах и конференциях ОБСЕ. Как известно, это – основные площадки ОБСЕ для политического диалога по самому широкому кругу вопросов безопасности. Насколько эффективно такого рода взаимодействие?

 

- Не секрет, наши блоки государств имеют подчас различные позиции по ряду вопросов международной жизни. Однако при этом имеются направления, сферы деятельности, в которых мы активно сотрудничаем. Например, в антитеррористической и антинаркотической работе. Не случайно за эти годы у нас сложилось довольно эффективное взаимодействие с коллегами из Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов и Департамента по борьбе с транснациональными угрозами, а также Секретариата ОБСЕ, координирующего среди прочих направлений, как раз вопросы борьбы с международным терроризмом и наркотрафиком.

В частности, наши коллеги из названных подразделений ОБСЕ участвуют в профильных мероприятиях ОДКБ. Среди этих мероприятий стоит выделить Международную антитеррористическую встречу, проводившуюся Секретариатом ОДКБ в июне 2017 года, и заседание Рабочей группы по Афганистану при СМИД ОДКБ, а также привлечение представителей ОБСЕ к участию в постоянно действующей Региональной антинаркотической операции «Канал», которая проводится ежегодно в формате ОДКБ.

 

- Вес и влияние государств–членов ОДКБ в ОБСЕ во многом объясняются не только их активностью и последовательной позицией в вопросах неукоснительного следования Хельсинкским принципам и комплексного реформирования Организации, но и отлаженной координацией действий. За счет чего удается поддерживать достаточно высокую активность Организаций в этом направлении?

 

- Прежде всего, её обеспечивают сложившиеся механизмы обмена мнениями и согласования позиций на заседаниях Совета министров иностранных дел ОДКБ, дополняемых неформальными рабочими встречами министров на ежегодных декабрьских министерских сессиях ОБСЕ, и регулярных совещаниях постоянных представителей при ОБСЕ в Вене. Так, в Совместном заявлении министров иностранных дел государств-членов ОДКБ «О повышении эффективности ОБСЕ в системе общеевропейской безопасности» на 23-м заседании СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 года, главы внешнеполитических ведомств Организации не только выразили глубокую обеспокоенность продолжающимся кризисом системы общеевропейской безопасности, но и по праву активных участников диалога, чётко и предметно изложили конкретную программу действий Организации – с её «особой» ролью в системе общеевропейской безопасности, и призывом сделать её «ведущей… среди региональных организаций и форматов». Это видение и инициатива основывается на исчерпывающем знании и ОБСЕ, и того, чего добиваются для континента сами государства, объединившиеся в ОДКБ.

Примечательно, что последний по счёту саммит ОБСЕ был проведён в 2010 году именно в столице одного из государств-членов ОДКБ, в Астане. И именно на этом форуме была сформулирована задача, с необходимостью выполнения которой согласились все представители ОБСЕ. Это задача построения свободного, демократического, общего и неделимого евроатлантического и евразийского сообщества безопасности, свободного от разделительных линий, конфликтов, сфер влияния и зон с разными уровнями безопасности.

В ОДКБ считают возможным добиться её решения через закрепление политически провозглашенного в рамках ОБСЕ «принципа неделимости безопасности» в международно-правовой форме. Путь к этому лежит через диалог, для ведения которого ОБСЕ обладает всеми возможностями. Их создают такие понятия, как равноправие всех стран-участниц ОБСЕ, построение диалога на принципах суверенного равенства государств и следование консенсусу, без которого принятие подлинно коллективных решений сейчас вряд ли возможно.

 

- Но согласитесь, Валерий Анатольевич, продвижение объединительной повестки реально только при достижении определённого уровня взаимного доверия между странами, между блоками государств. Можем ли мы сегодня говорить, о каком-либо сближении, понимании, о действенном диалоге?

 

- Безусловно, сегодня все мы переживаем очень непростые времена. Однако, вероятность диалога, и даже сближения возможна, если мы все – и страны ОДКБ, и страны ОБСЕ – будем стремиться к единому пониманию реализации принципов Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта во всей их совокупности, включая принципы неприменения силы или угрозы силой, равноправия и права народов на самоопределение, территориальной целостности и суверенитета, уважения прав человека и невмешательства во внутренние дела. Мне думается, что свою часть пути мы проходим честно. Мне также представляется, что наши европейские соседи это видят, и делают соответствующие выводы.

Полагаю также, что далеко не исчерпаны возможности объединения усилий в такой важной сфере деятельности, как противодействие международному терроризму. Тем более, что актуальность и востребованность такого рода объединения достаточно очевидна в свете явных изменений в тактике террористических организаций. Во всяком случае, и мы у себя в Организации, и в ОБСЕ – все понимают, что сегодня международный терроризм, после неудач на Ближнем Востоке, активно перестраивает свою «работу», делая при этом ставку на деятельность по сетевому принципу.

В этой связи нельзя не обратить внимания на заявление лидеров государств-членов ОДКБ, сделанное в ноябре 2018 года, и призывающее к более скоординированным, как того требует обстановка, усилиям мирового сообщества по нейтрализации боевиков, участвовавших в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций и возвращающихся в свои страны проживания.

Характерно, что в повестке ближайших действий на этом направлении стоит проведение предложенной Секретариатом ОДКБ совместной с ОБСЕ международной конференции под эгидой ООН по безопасности с вынесением в центр обсуждения задач обеспечения синергии потенциалов региональных организаций в борьбе с терроризмом.

Совет коллективной безопасности ОДКБ в Декларации, принятой на прошедшей в ноябре прошлого года в Астане сессии, вновь призвал все страны евроатлантического и евразийского пространства к предметному диалогу о совместных усилиях по формированию условий для построения единого и неделимого пространства безопасности, свободного от разделительных линий.

Кроме того, ОДКБ намерена продолжить линию на дальнейшее усиление взаимодействия с ОБСЕ, в том числе, с использованием механизма активных взаимных контактов на высоком и рабочем уровнях, и в дальнейшем углублять и разнообразить сотрудничество двух организаций.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати