В современном мире проблемы обеспечения безопасности, а также экономические вопросы, аспекты экологии и другие, наряду с вопросами всеобъемлющей и наступательной борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, борьбы с международной преступностью, наркоагрессией, - важны как никогда. Мировое сообщество не оставляло попыток выработать единый механизм для совместного поддержания безопасности. Этот процесс берет свое начало еще со времен образования Лиги Наций и остается одним из наиболее актуальных до нынешнего дня. Естественно, что многочисленные противоречия между государствами, группами стран, социальные и политические различия, разнообразие аспектов внешнеполитических концепций, отсутствие взаимопонимания в выборе подхода к решению международных и межгосударственных проблем, соперничество между субъектами международного права всегда являлись сдерживающими факторами при попытках выработки единого для всех механизма. Тем не менее в начале 70-х годов прошлого столетия в результате долгих переговоров и консультаций удалось создать основу для формирования дипломатического форума, получившего название Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Уникальность этого форума состояла в том, что страны, относившиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры, а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели создать устойчивый процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.
Сегодня ОБСЕ уже не просто европейская организация. Являясь евроатлантической структурой, она становится также структурой евроазиатской, поскольку в начале 1992 года в ее состав в качестве полноправных членов были приняты новые независимые государства, в том числе страны Центральной Азии, которые, вступив в Организацию, активно подключились к общеевропейским политическим процессам, позволяющим на практике применять хельсинкские принципы. Таким образом, СБСЕ со временем транформировалось в ОБСЕ, которая, в корне изменившись, обрела новую сущность, новый характер и новое измерение, как минимум в географическом отношении. Государства Центральной Азии рассматриваются ОБСЕ как составные части так называемой Большой Европы*. (*Термин «Большая Европа» вошел в словарный обиход после расширения Европейского союза с 15 до 27 государств.)
В результате значительного расширения круга участников в настоящее время членами ОБСЕ являются 57 государств. Это, несомненно, придает Организации более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших на пространстве бывшего СССР, включая, конечно же, страны Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в «европейское пространство» как часть бывшего Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно. Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы. ОБСЕ из континентальной европейской организации уже давно превратилась в организацию, которая и по зоне ответственности, и по конкретным участкам работы приобрела трансконтинентальный характер.
Как известно, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе сыграла ключевую роль в имевших место преобразованиях в Центральной и Восточной Европе после окончания холодной войны. Однако вследствие присоединения стран Центральной Азии в 1992 году сфера деятельности Организации распространилась далеко за пределы Европы, где существуют проблемы совершенно иного рода, и ОБСЕ столкнулась с новыми вызовами. В сложные и противоречивые периоды СБСЕ/ОБСЕ сыграла определенную стабилизирующую роль, предприняла важные шаги по укреплению мер доверия и безопасности, оказала поддержку демократическим и рыночным преобразованиям, в том числе в государствах Центральной Азии.
В последние годы центральной темой дискуссий государств - участников ОБСЕ все больше становится вопрос о роли и принципиальном понимании основанной на сотрудничестве Организации, занимающейся вопросами безопасности. Ввиду различия подходов стран-участниц по обсуждаемым проблемам ОБСЕ стоит на перепутье. Консенсус в отношении стандартов и обязательств, как и приверженность им, все больше подвергаются сомнению. Центральные задачи и функции Организации открыто ставятся под вопрос. Перед государствами-участниками сегодня стоит задача остановить тенденцию к ослаблению институтов и инструментов ОБСЕ, восстановить способность Организации к формированию консенсуса, не упустить ее дееспособность. В связи с этим существует необходимость достижения самоидентификации в Организации и равноправного участия в ней всех стран-членов.
Необходимо отметить, что на протяжении последних лет на различных уровнях в рамках ОБСЕ довольно часто затрагивается тема проведения реформы Организации. По мнению аналитиков, вопросы, связанные с неэффективностью Организации, наступлением так называемого «кризиса индивидуальности»* (*Чудосветова О.В. Диссертация «Концепт индивидуальности в западноевропейской цивилизации: культурологический аспект». Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 2009. 160 с.) ОБСЕ, многократно отмечались на различных уровнях - как представителями государств-участников, так и наблюдателями. Отсутствие общей политической платформы, невозможность договориться по многим важным вопросам, несогласие ряда участников на проведение реформ, а также «недоверие между членами Организации сократило возможности Организации в деле реагирования на кризис и адаптации к возникающим угрозам. Отсутствие общей цели среди государств-участников выразилось в том, что саммит ОБСЕ не проводился 11 лет»*. (*Из заявления генерального секретаря ОБСЕ Марка Перрена де Бришамбо на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе // «Казинформ». Астана, 01.12.2010. )
В этом контексте главным вызовом безопасности на пространстве ОБСЕ считается кризис доверия между государствами региона**. (**Из выступления председателя Сената Парламента РК К.Мами на первом пленарном заседании 22-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ на тему «Хельсинки + 40» (2013. 29 июня. г. Стамбул). О кризисе доверия между государствами на пространстве ОБСЕ говорят грузино-южноосетинская война в августе 2008 года***, (***Из выступления Федерального канцлера Германии Ангелы Меркель на пленарном заседании саммита ОБСЕ в Астане. 2010. Декабрь.) армяно-азербайджанский1, югославский2, молдавско-приднестровский3 конфликты и многие другие нерешенные межгосударственные проблемы.
С другой стороны, по мнению некоторых государств-участников, «в последние годы ОБСЕ все больше занимается несвойственными ей надзорными функциями. При этом Организация старается заметно больше внимания уделить пристрастному наблюдению за внутренней политикой государств «к востоку от Вены». Сегодня много говорят о росте значения международных организаций в глобальном мире, но совершенно упускают из виду оборотную сторону медали. Интернациональная бюрократия, оставшись без контроля, постепенно начинает жить своей отдельной сытой жизнью, а конфликты, бедность и другие проблемы продолжают развиваться сами по себе»4. О необходимости проведения реформ в отдельных областях деятельности ОБСЕ - в том числе образования5, мониторинга прав человека, наблюдения за выборами - твердят политики, аналитики, а также наблюдатели.
Целью реформы должно быть укрепление, а не ослабление Организации. Поэтому обсуждение данного вопроса должно способствовать укреплению основных и испытанных принципов и структур ОБСЕ. Это требование относится и к нормам и стандартам Организации, и к независимости и функциям ее институтов и миссий. В результате в ОБСЕ должен установиться более партнерский характер отношений, более сбалансированное географическое и тематическое распределение ее деятельности, должно быть расширено участие в ней государств-участников и большая транспарентность - в той мере, в какой конкретно предлагаемая их совокупность будет содействовать повышению эффективности ОБСЕ. Необходимость преобразований и в первую очередь разработки нового договора о евробезопасности признают многие ее члены, однако видение новых форм деятельности ОБСЕ порой диаметрально противоположно. Каждая очередная встреча вновь демонстрирует разность подходов участников Организации к ее реформированию, в том числе к оценкам текущей ситуации на континенте.
Если рассматривать задачи Организации в Центральной Азии, то с учетом происходящих перемен в этом регионе ОБСЕ, обладая уникальным мандатом и составом участников, во многом находится в гораздо лучшем положении, чем отдельные государства или другие международные и региональные организации, и призвана своевременно реагировать на происходящие события. Страны Центральной Азии во многом рассматривают ОБСЕ как важное связующее звено с другими международными и европейскими структурами. Однако у стран региона Центральной Азии, к сожалению, различные подходы к вопросу безопасности, которые отличаются тем, что одни страны предпочитают использовать инструменты двустороннего сотрудничества, а другие, играя большую роль внутри ОБСЕ, еще и активно вовлечены в работу других международных и региональных организаций.
Также следует учитывать интересы и усилия внешних игроков в регионе - прежде всего США, Китая, России, Ирана и Турции. В результате приходится констатировать, что, принимая во внимание структурные ограничения, Организацией так и не выработана долгосрочная стратегия в Центральной Азии. В этой связи для ОБСЕ крайне важно иметь более четкое видение своих задач и намерений. Первоочередной стратегической целью должно стать предотвращение возможных конфликтов. Очевидно, что угроза любого конфликта проистекает из целого ряда факторов, но главными из них в Центральной Азии являются вызовы безопасности, неблагоприятные социально-экономические возможности, существующие проблемы в водно-энергетической сфере и другие.
В рамках новых путей, разработанных совместно с принимающими государствами, ОБСЕ следует сделать особый упор на усилия по выработке более эффективных подходов к безопасности в каждой из стран региона, созданию потенциала экономического развития на всех уровнях, а также расширению политического плюрализма. Для этого нужны конкретные мероприятия и проекты во всех трех измерениях ОБСЕ: военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом. Здесь следует особо подчеркнуть необходимость более широкой работы в экономическом и экологическом измерениях и важность четкого представления о том, в каких направлениях проводить эту деятельность.
Одновременно нужно проводить работу в политических и военных делах в соединении с ключевыми элементами человеческого измерения для выработки всесторонней концепции безопасности, на которой основывается ОБСЕ. Экономические диспропорции между странами Центральной Азии являются источником угроз безопасности, поскольку способствуют незаконной миграции, международной преступности, неконтролируемому распространению наркотиков и другим негативным явлениям. ОБСЕ следует выработать систему мониторинга экономических и социальных диспропорций на территории стран ОБСЕ, в том числе Центральной Азии, для раннего предупреждения угроз, проистекающих из экономической сферы.
В целом, анализируя достижения ОБСЕ в регионе Центральной Азии, можно сказать, что их не особо много и они зачастую выглядят поверхностными. Но именно это подталкивает Организацию искать новые цели, новые проблемы, новые задачи. Более серьезное внимание к вопросам «второй корзины» позволит наполнить деятельность ОБСЕ действительно реальным содержанием. Предложения по сбалансированию политики ОБСЕ между человеческим и экономико-экологическим измерениями аргументируются тем, что права человека могут реально соблюдаться лишь в условиях устойчивой экономики. Более эффективная деятельность ОБСЕ в сфере экономики и экологии могла бы осуществляться в таких направлениях, как преодоление негативных последствий экономико-финансового кризиса, развитие торговых отношений, обмен опытом государственно-частного партнерства, безопасное управление транспортом на евразийском пространстве, облегчение таможенных процедур, а также в области инфраструктуры, маркетинга, взаимодействия в промышленности и сельском хозяйстве, в обеспечении экологической и энергетической безопасности, в научно-техническом сотрудничестве, трудовой миграции.
Сбалансированное потребление водных ресурсов - это проблема, которая становится с каждым годом все серьезнее. Реки являются трансграничными, экосистемы бассейнов находятся под угрозой. Решение этого вопроса важно и на сегодняшний день, и в перспективе. Проблема рационального использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии давно вышла на уровень межгосударственных отношений и, к сожалению, является предметом разногласий между странами6. В этой связи ОБСЕ как организация разносторонняя, заинтересованная в развитии сотрудничества в Центральной Азии, а также имеющая определенный опыт, должна увидеть существующий потенциал и предпринять соответствующие меры. Сотрудничество с государствами Центральной Азии по водно-энергетическим вопросам обязательно будет плодотворным для обеих сторон. Центральная Азия с помощью подобных действий могла бы найти решения этих проблем региона, а ОБСЕ получит возможность поднять свой авторитет и решить структурные проблемы, успешно функционируя там, где в ней действительно нуждаются.
В условиях мирового кризиса энергетическая составляющая приобретает все большее значение для дальнейшего экономического роста. Наряду с предлагаемым сосредоточением усилий ОБСЕ на решении проблем в сферах безопасности и экономики необходимо обсуждение не менее актуальной проблемы обеспечения энергетической безопасности, в которой заинтересованы как страны Запада, так и страны региона Центральной Азии. В рамках экономико-экологического измерения ОБСЕ могла бы стать катализатором диалога о технологиях альтернативных и возобновляемых источников энергии, энергосбережения в регионе ОБСЕ, содействовать разработке программ по эффективной передаче современных технологий нуждающимся государствам, подняв тем самым весьма актуальную для многих государств проблему обеспечения энергетической безопасности.
Важное место в деятельности ОБСЕ должен занять комплекс вопросов экологической безопасности, которые имеют место в Центральной Азии, Европейском и других регионах пространства Организации. Успешное решение этих проблем немыслимо без объединения ресурсов и согласованных усилий всей Организации. Проблемы рачительного отношения к водным ресурсам, соблюдение экологических норм, переход на ресурсосберегающие технологии при орошении земель в странах Центральной Азии должны находиться в центре внимания переговорных процессов ОБСЕ. К другим приоритетам ОБСЕ необходимо отнести вопросы развития транспортно-коммуникационного потенциала Центральной Азии. В силу ряда географических, исторических и экономических обстоятельств огромным торговым и транзитным потенциалом обладают именно государства Центральной Азии, в том числе Афганистан. Являясь обширным и перспективным регионом, Центральная Азия способна стать стабильным и безопасным мостом между странами Запада и Востока. Совокупность средне- и крупномасштабных проектов - с учетом развития инфраструктуры региона, включая Афганистан - будет способствовать скорейшему возрождению Великого шелкового пути в условиях XXI века. Конкретные предложения по этим направлениям представлены Таджикистаном в виде разработанных проектов строительства линий электропередач, газопроводов и железнодорожных путей.
Если сравнивать ситуацию в мире сегодня с тем, что было в годы создания СБСЕ, то, конечно, это совершенно разные измерения безопасности. В нынешних реалиях мы все чувствуем себя в большей безопасности. Контакты между правительствами и людьми изменились, общение стало более открытым. Тем не менее есть некоторые проблемы, они весьма разнообразны7 и связаны с глобальными тенденциями. Эти проблемы также тесно связаны с разнообразными изменениями, происходящими в обществах, и с такими международными проблемами, как наркотрафик, терроризм или распространение фундаменталистских взглядов. ОБСЕ разрабатывает новые способы борьбы с подобными проблемами. Государства должны быть готовы реагировать на возникающие вызовы по-новому и находить эффективные способы сотрудничества на уровне международных организаций. ОБСЕ могла бы в большей степени стать частью этого процесса. Принимая во внимание тот факт, что изменился подход к вопросам безопасности за эти годы, работа над определенным аспектом безопасности создает ситуацию, когда в выигрыше все, и то, как работает каждая страна в определенном направлении, влияет и на соседние страны.
Как уже было отмечено, ОБСЕ продолжает пребывать в состоянии глубокого системного, функционального и, если хотите, мировоззренческого кризиса. Она так и не сумела пока адаптироваться к новым реалиям современного мира. Именно поэтому Белоруссия считает вопрос реформирования ОБСЕ главным в повестке дня всей Организации8. Тем не менее эта организация уже имеет свое лицо, место и роль в международных процессах, и эту роль необходимо лишь переосмыслить, адаптировав ОБСЕ к нынешним международным реалиям через принятие четких правил процедуры ОБСЕ, превращение ее постоянных политических органов в действенные инструменты подготовки и утверждение решений по действительно насущным проблемам обеспечения нашей общей безопасности, наведения порядка в работе миссий, реструктуризации Секретариата.
Необходимость адаптации ОБСЕ к современным реалиям характеризуется тем, что в состав Организации влились новые страны Европы и Азии с разными исторически сформировавшимися политическими, экономическими и социальными системами. Уникальность ОБСЕ состоит в том, что она в своем составе не просто объединяет участников двух континентов, но и предоставляет им равные возможности. Адаптация ОБСЕ к новым международным реалиям, усиление ее организационных преимуществ являются ключевыми вопросами современной повестки дня Организации, и проблемы безопасности региона Центральной Азии могут и должны рассматриваться в качестве приоритетных задач для всего пространства ОБСЕ. Таджикистан как активный участник ОБСЕ готов внести свой вклад в реализацию задач по адаптации Организации к изменившейся реальности, сохранению ее авторитета на мировой арене и трансформации ОБСЕ в обновленную диалоговую площадку, объединяющую евроатлантическое и евразийское пространства.
При сохранении общего баланса деятельности ОБСЕ в Таджикистане во всех трех измерениях необходимо сосредоточение внимания на тех областях, где Организация может внести ощутимый вклад в региональную стабильность, таких как безопасность границ и реформирование полиции, водно-энергетические вопросы и экономическое развитие, миграционные процессы, а также содействие общественному диалогу по правам человека.
В современных условиях для Таджикистана приоритеты деятельности ОБСЕ в военно-политическом измерении включают реализацию обязательств Организации в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, осуществление пограничной безопасности и полицейской деятельности, в том числе обязательное развитие сотрудничества с Афганистаном - страной - партнером Организации. Что касается экономико-экологического измерения деятельности ОБСЕ в Таджикистане, то она должна быть сфокусирована на решении вопросов всего комплекса водно-энергетических проблем, преодолении транспортной изоляции, вызовов миграции, а также экологических аспектов безопасности, включая продвижение экологической устойчивости в рамках Организации. Как и прежде, для Таджикистана приоритетами в человеческом измерении остаются вопросы укрепления верховенства закона, свободы СМИ, гендерного равенства, укрепления гражданского общества.
Евразийская безопасность - это строгий геополитический факт. Поэтому важно проанализировать перспективы ОБСЕ в глобальной безопасности. Главная задача ОБСЕ на предстоящие десятилетия состоит в планомерном разрешении противоречий, укреплении доверия и интеграции, в том числе и в рамках существующих межгосударственных объединений. В одном направлении - это налаживание взаимодействия с Евросоюзом и НАТО, а в другом - ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Тем самым сложившаяся трансатлантическая интеграция может быть органично дополнена интеграцией трансевразийской. В этой связи целесообразно было бы начать проработку вопроса о всеобъемлющем Договоре о евразийской безопасности.
Анализ основных тенденций развития геополитической обстановки в евроатлантическом регионе позволяет увидеть, что накопился колоссальный массив вопросов и дисбалансов, подрывающих доверие между основными акторами, что является причиной системных сбоев в области жесткой безопасности. Если сравнить ситуацию начала 90-х годов ХХ века, сразу после окончания холодной войны, и нынешнюю ситуацию, то можно легко увидеть, что по всем параметрам международная система коллективной безопасности деградировала9.
В ноябре 2008 года на заседании СМИД ОБСЕ российская сторона предложила провести специальную встречу, на которой можно было бы принять коллективное решение о запуске переговоров по Договору о европейской безопасности. Необходимость проведения такого саммита была обоснована желанием добиться трансформации предлагаемого Россией Договора о европейской безопасности в основополагающий документ для дальнейшей деятельности ОБСЕ. Он был охарактеризован как договор «Хельсинки +», в котором должны быть зафиксированы единые механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов мирными средствами с целью перехода на новую ступень сотрудничества в противодействии угрозам безопасности. По мнению России в этот договор целесообразно включить и базовые принципы развития режимов контроля над вооружениями, меры по укреплению доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве.
Во-первых, с точки зрения российской стороны необходимо юридически обязывающее подтверждение и единообразное толкование базовых принципов безопасности государств и отношений между ними, включая недопустимость применения военной силы.
Во-вторых, стороны должны подтвердить приверженность обеспечению равной безопасности на основе отказа от обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других акторов международной системы.
В-третьих, необходимо зафиксировать реальный отказ от претензий отдельных государств и их групп на эксклюзивные права по поддержанию мира и безопасности на планете.
В-четвертых, важным аспектом формирования институциональной базы новой системы коллективной безопасности призвано стать определение основных принципов развития режимов контроля над вооружениями, в том числе ядерным, укрепление доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве.
В-пятых, необходимо вывести на качественно новый уровень сотрудничество по вопросам противодействия терроризму, наркотрафику, распространению ОМУ, деятельности сетевых структур и других форм трансграничной организованной преступности, киберпреступности; по обеспечению биобезопасности, природоохранного сотрудничества, коллективного предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и гуманитарные вызовы.
Наконец, в-шестых, требуется выработка единых подходов к принципам, процедурам и механизмам предупреждения и урегулирования конфликтов10.
Переговоры по Договору о европейской безопасности должны, естественно, проходить при должном содействии ОБСЕ как специализированной организации, но и при помощи других заинтересованных международных и региональных структур. С учетом исторического опыта возможно размещение переговорных акцентов и тематик по отдельным центрам. Например, Хельсинки - принципы международного права, Женева - контроль над вооружением, Вена - механизмы мониторинга и меры доверия, Астана - новые вызовы и угрозы. Главенствующее место имеют принципы универсальности участия, равноправия, уважения суверенитета, сотрудничества и иные правила обеспечения высокого содержательного и процессуального уровня дипломатических переговоров по проблеме европейской безопасности и других связанных с ней международных вопросов. Несмотря на то что полномасштабные предметные переговоры по Договору о европейской безопасности не проводятся, необходимо продолжить многосторонние консультации, в том числе и на высоком государственном уровне.
Основной темой на предстоящие годы должно стать обсуждение концепции евроатлантического и евразийского сообщества безопасности в более широком контексте. Эта инициатива была выдвинута главами государств и правительств на саммите ОБСЕ в Астане в декабре 2010 года. Именно там министры просили разработать предложения относительно того, как государства, прежде всего государства - члены ОБСЕ, не только в рамках этой организации могут продвигаться по пути формирования такого сообщества. На данный момент ясно, что многие государства - участники ОБСЕ просто по-разному понимают, что такое сообщество безопасности и как оно должно выглядеть. Одни государства делают акцент на вопросах военной безопасности, другие - на вопросах общих ценностей. Поэтому существует необходимость сближения позиций и нахождения компромисса, поскольку расхождение взглядов препятствует продвижению в формировании такого сообщества безопасности.
Одобрение предлагаемой реформы ОБСЕ вкупе с поддержкой инициативы создания евроатлантического и евразийского «сообщества безопасности» и пересмотр некоторых подходов Организации к политическим процессам в странах постсоветского пространства привело бы к снижению разногласий в ОБСЕ. В этом контексте важно завершение преобразования ОБСЕ в полноценную международную организацию, имеющую все соответствующие атрибуты. При этом проведение специального саммита по вопросам безопасности, могло бы стать площадкой для широкого и открытого диалога по обновлению системы евроатлантической и евразийской безопасности, принять участие в котором могли бы как государства ОБСЕ, так и существующие в Европе международные организации и такие региональные структуры, как ОДКБ и ШОС, ведущие активную деятельность в сфере безопасности.
Необходимо отметить, что миссии ОБСЕ обеспечивают ей активное присутствие в странах, нуждающихся в помощи, и представляют собой механизм по претворению политических решений в конкретные действия. Деятельность миссий охватывает различные стадии и включает раннее предупреждение, превентивную дипломатию, регулирование конфликта и постконфликтное восстановление, а также оказание помощи в развитии по конкретным направлениям. Мандат миссий предусматривает налаживание контактов и развитие диалога с заинтересованными сторонами на местах11.
ОБСЕ начала свою деятельность в Центральной Азии с открытия миссии в Таджикистане, что является конкретным примером успешной работы Организации в регионе. С тех пор как миссия Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в начале 1994 года заработала в Душанбе, она тесно сотрудничает с правительством и гражданским обществом. На сегодняшний день Бюро ОБСЕ в Таджикистане с его пятью отделениями на местах является крупнейшим по численности персонала присутствием ОБСЕ в Центральной Азии и осуществляет самую разнообразную деятельность, реализуя проекты во всех трех измерениях. С момента вступления в ОБСЕ Таджикистан достиг высокого уровня взаимоотношений с этой организацией по всем направлениям ее деятельности, а после открытия миссии ОБСЕ в Душанбе начался этап конкретизации деятельности Организации в республике.
Анализируя работу Бюро ОБСЕ в Таджикистане, можно констатировать, что, несмотря на достигнутые успехи, использование профессионального экспертного потенциала позволило бы улучшить анализ и планирование при реализации проектов и программ. Более четкая координация и согласованность между различными институтами, как местными таджикскими, так и международными, способствовало бы улучшению политики Организации.
Необходимо также обратить большее внимание на усовершенствование процесса найма и подготовки сотрудников миссии ОБСЕ, которые не всегда отвечают предъявляемым требованиям и критериям. Однако анализ «полевой деятельности» ОБСЕ в других странах показывает, что не везде миссии Организации проводили успешную работу и их деятельность была эффективной. Основные проблемы миссий заключаются в так называемом «функционально-географическом перекосе». Основная часть «полевых присутствий» ОБСЕ находится в странах СНГ и на Балканах. На них тратится большая часть бюджетных средств Организации. Деятельность ОБСЕ сконцентрирована на вопросах политического мониторинга ситуации и строительства демократических институтов в странах. В то же время мандаты миссий предусматривают мероприятия по оказанию помощи и содействие властям принимающего государства практически по всему спектру деятельности ОБСЕ. Но главной проблемой «полевых миссий» является вопрос четкого определения и согласования их мандатов, то есть функций и полномочий12.
В целом достаточно обширное полевое присутствие ОБСЕ в Центральной Азии предоставляет Организации возможность играть ключевую роль в укреплении сотрудничества в области безопасности и реагирования на вызовы и угрозы. Важно улучшать деятельность полевых миссий Организации как инструментария ОБСЕ. Ожидания и позиции принимающих государств должны быть определяющими во время выполнения полевыми миссиями своих задач и функций. Деятельность миссий ОБСЕ на практике должна основываться прежде всего на координации с принимающими властями, а также полностью соответствовать задачам, сформулированным в мандатах полевых присутствий.
Другим важным моментом в отношении «полевой деятельности» ОБСЕ должно быть логическое завершение начатой работы. По мере выполнения своих мандатов «полевым миссиям» Организации необходимо постепенно завершать проектную деятельность и закрываться, прежде всего в плане передачи принимающим государствам своего опыта решения вопросов, входящих в их мандат. Это соответствовало бы п. 41 Хартии европейской безопасности 1999 года и служило бы показателем выполнения страной своих обязательств по измерениям Организации и примером достижений определенного уровня устойчивого развития и обеспечения безопасности.
Принимая во внимание планируемый вывод сил ISAF из Афганистана к 2014 году, все заинтересованные стороны должны удвоить свои усилия для предотвращения ухудшения безопасности в регионе ОБСЕ, особенно в Центральной Азии.
В этом контексте решение вопроса о транснациональных угрозах, исходящих с территории Афганистана после вывода сил коалиции, должно быть в поле особого внимания ОБСЕ. В центре этой международной организации должны находиться вопросы транспорта, борьбы с коррупцией, управления в области миграции, эффективного использования водных ресурсов и безопасности окружающей среды13. Центральная Азия - это своего рода перекресток, где сталкиваются многие вопросы. И сейчас это становится еще очевиднее в связи с тем, что войска международной коалиции покинут Афганистан в 2014 году. В этот процесс вовлечены многие страны14, в том числе страны Центральной Азии. Ситуация с безопасностью в Афганистане оказывает прямое влияние на регион ОБСЕ: эта страна граничит с тремя странами - участницами Организации. ОБСЕ предстоит уделить пристальное внимание региону в преддверии 2014 года, когда Афганистан намеревается принять на себя большую ответственность за собственную безопасность.
Центральноазиатские страны - участницы ОБСЕ находятся в авангарде процесса, и на предстоящие несколько лет основная цель ОБСЕ - оказать странам Центральной Азии поддержку в развитии потенциала, необходимого для противостояния угрозам, исходящим с территории Афганистана. Было бы своевременным более активное содействие ОБСЕ странам Центральной Азии, в частности Таджикистану, для укрепления всеобъемлющей безопасности с особым акцентом на проблемы, которые могут возникнуть в связи с переходным периодом в Афганистане в 2014 году и в последующем.
Афганистан - один из объектов, где ОБСЕ может и должна играть более важную роль. Являясь гражданской, а не военной организацией, ОБСЕ концентрируется на работе в Центральной Азии через «полевые миссии» и помогает странам региона, работая с ними вместе. Странам Центральной Азии должна принадлежать основная роль в этом процессе. Ожидания от Афганистана после 2014 года для стран Центральной Азии означают два аспекта: положительный - это Афганистан, который развивается в экономическом и социальном ключе, не теряя при этом стабильности, впоследствии став фактором стабильности и прогресса для всего региона; отрицательный аспект - если этого не произойдет и Афганистан по-прежнему останется источником нестабильности, то ОБСЕ необходимо помогать странам Центральной Азии защитить себя от этой нестабильности. Сейчас идет определенный политический процесс, запущенный во время конференции в Стамбуле, чтобы помочь Афганистану стать политически более самостоятельным.
В свете 2014 года ОБСЕ нужно расширить круг проектов, направленных на усиление безопасности в регионе совместно с другими международными и региональными организациями. С учетом быстро меняющейся повестки дня ситуация вынуждает ускорить этот процесс, и вопросы должны быть обсуждены с ООН, ОДКБ, ШОС и другими организациями. Таджикистан, являясь участником упомянутых международных и региональных структур, полагает необходимым наладить более тесные партнерские отношения ОБСЕ с этими и другими институтами также в вопросах постконфликтного восстановления Афганистана.
Несмотря на то что упомянутые организации служат разным целям, необходимо усиление взаимодействия и его расширение в различных аспектах. Таджикистан неоднократно выступал за то, чтобы международное сообщество больше использовало невоенные механизмы решения проблем и предприняло срочные меры по осуществлению приоритетных для Афганистана социально-экономических программ. Больше внимания должно быть уделено вопросам развития экономики, а также борьбе с наркотрафиком и организованной преступностью, с учетом того, что использование военной составляющей является не лучшим решением. Необходимо работать с более широким выбором инструментов, чтобы воздействовать на истоки, корни проблемы. И здесь ОБСЕ, учитывая ее специфику, нацеленную на стремление к коллективной безопасности мирным путем, должна сыграть весомую роль.
Что касается периода до 2014 года, то, поскольку ситуация будет меняться и ее надо обсуждать, ОБСЕ может и должна стать одной из площадок для диалога по характеру действий стран после 2014 года. Организации необходимо задуматься о последствиях меняющейся ситуации, связанной с афганской проблематикой для государств - участников ОБСЕ и деятельности самой Организации, прежде всего в регионе Центральной Азии. Необходимо обсудить вопрос о целесообразности реформирования или изменений в ее деятельности. Это огромный комплекс вопросов, которые должны быть рассмотрены и в дальнейшем по ним будут выработаны конкретные решения.
Опираясь на мандат, одобренный на Мадридской встрече министров иностранных дел ОБСЕ в 2007 году, который отражает обеспокоенность тем, что ситуация в Афганистане может повлиять на безопасность пространства Организации, необходима поддержка странам Центральной Азии по вопросам готовности к предстоящим вызовам. Учитывая протяженность границ между Таджикистаном и Афганистаном и существующие проблемы, своевременным является расширение помощи со стороны ОБСЕ по вопросам безопасности границ, более широкой вовлеченности афганской стороны в деятельность Организации по управлению границами и их охране, борьбе с наркотрафиком и другими явлениями с использованием возможностей обучения и тренингов на территории Таджикистана и других государств - участников ОБСЕ. Важно также координирование подобной деятельности со структурами ООН и другими региональными и международными организациями.
Чтобы быть готовыми к вызовам, которые будут исходить после вывода сил ISAF из Афганистана, странам - участницам ОБСЕ следует определить, когда и какие коррективы внести в усилия Организации, прежде всего в Центральной Азии. Поэтому в ближайшее время необходимо начать интенсивные консультации с заинтересованными странами и партнерами - включая Афганистан, ООН, НАТО, Евросоюз, ОДКБ и ШОС - по дальнейшей координации деятельности, реализации договоренностей и недопущению ненужного дублирования международных усилий после 2014 года.
Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения перспектив развития Организации в последующие годы. С учетом изложенной проблематики в данной статье и утверждений о реформировании ОБСЕ существует единое мнение, что в дальнейшем в деятельности Организации повышенное внимание будет уделяться вопросам международно-политического развития в евроатлантическом и евразийском пространствах. Однако на практике - ввиду различных подходов стран - участниц Организации - возникает тенденция к маргинализации15 роли ОБСЕ.
Следует отметить, что в период функционирования ОБСЕ, по мере приобретения соответствующего опыта, в ее деятельность последовательно вносились важные коррективы. За время существования Организации созданы необходимые предпосылки и накоплен опыт для практического использования ОБСЕ в качестве инструмента поддержания мира, стабильности и безопасности на всем ее пространстве.
Существует также необходимость продолжения работы над совершенствованием механизмов разрешения споров и урегулирования конфликтов, над улучшением взаимодействия ОБСЕ с другими международными и региональными организациями. К примеру, «более тесное взаимодействие с донорами и кредитно-финансовыми институтами, такими как Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Азиатский банк развития и ЕС, предоставило бы ОБСЕ реальные рычаги влияния»16.
Для определения тематики деятельности Организации, а также в связи с необходимостью институционального реформирования ОБСЕ следует поставить вопрос о разработке ясного и понятного основополагающего руководящего документа этой организации, возможно - Устава ОБСЕ. В этом процессе инициатива ирландского председательства о запуске процесса «Хельсинки + 40», нацеленная на обновление ОБСЕ и выработку стратегического видения ее дальнейшей работы к 40-летию хельсинкского Заключительного акта в 2015 году, получила соответствующее одобрение на состоявшемся в декабре 2012 года в Дублине заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Сороковая годовщина этого документа предоставляет нам прекрасную возможность консолидировать подходы, нацеленные на укрепление вклада ОБСЕ в создание сообщества безопасности к 2015 году и в этой связи конкретизировать повестку дня. ОБСЕ должна доказать всему миру, что она была эффективна не только во времена холодной войны, но и остается активно развивающейся структурой сегодня, тесно вовлеченной в процессы современной глобальной политики и экономики17.
В последнее время Организация значительно усилила роль гуманитарного измерения и способствовала большей активности НПО, превратив гражданское общество в важный фактор работы по продвижению демократии в зоне своей ответственности. Существует мнение, что, несмотря на противоречия в подходах к осуществлению контроля по правам человека, следует гарантировать, что институты ОБСЕ, и в первую очередь Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), не будут ослаблены институциональными компромиссами. Несмотря на критику со стороны постсоветских государств, нет никаких веских причин рассматривать подобные компромиссы. Однако постсоветские страны, опирающиеся на Запад, должны прежде всего укрепить сотрудничество с ОБСЕ. В силу ограниченных альтернатив ОБСЕ для них уже является важным форумом для сотрудничества в области безопасности, предоставляющая им гораздо большее право голоса в международной дипломатии, чем то, которое бы они получили иным способом18.
Следовательно, одной из центральных задач в ближайшей перспективе является превращение Организации в институт многопланового сотрудничества в области безопасности, включая сотрудничество в военно-политической и экономической сферах, а также в области защиты прав человека и его основных свобод. Расширение пока что ограниченного сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, укрепление контроля над вооружениями и разоружение, необходимость вдохнуть новую жизнь в экономическое сотрудничество должны быть первыми шагами. Очевидно, что ОБСЕ в будущем ждут серьезные испытания на прочность. От того, насколько она сможет ответить на современные вызовы, пройти процесс реформирования ее институтов в полноценную международную организацию, которая стремится построить свободное и процветающее пространство без разделительных линий, будет зависеть судьба новой архитектуры европейской и евразийской безопасности в будущем.
1Оруджев Рауф. Обвиняется ОБСЕ. 2013. 16 мая // http://www.zerkalo.az/2013/obvinyaetsya-obse/
2Барбе Эстер и Сайинз Нора. Постсоветское пространство: лаборатория СБСЕ/ОБСЕ // http://poli.vub.ac.be/publi/etni-3/estherbarbe.htm
3Там же.
4Солозобов Юрий. Председательство РК в ОБСЕ: от Хельсинки до Астаны. 07.11.2009 // http://www.apn.ru/publications/article22119.htm
5Du Pont Yannick. A New Priority for the OSCE: Education Reform in South-East Europe // Helsinki Monitor. 2005. 1. P. 68-77.
6Центральная Азия и ОБСЕ: новые возможности для сотрудничества. 2011 // http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/tsentralnaya-aziya-obse.html
7Заньер Ламберто. ОБСЕ приходится отвечать на «новые вызовы». 2012. 24 окт. // http: //rus.ruvr.ru/2012_10_24/Zaner-OBSE-prihoditsja-otvechat-na-novie-vizovi/
8Документы 12-й встречи Совета министров ОБСЕ. 6-7 декабря 2004. София: Изд. ОБСЕ. С. 89-90.
9Договор о Европейской безопасности: импульс к развитию отношений России и Европы /Под редакцией М.В.Братерского и С.В.Кортунова. Москва, 2011. С. 25.
10Там же. С. 35
11Компетенция и функции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе // http://ref.rushkolnik.ru/v38956/?page=2
12Черный В., Аляев А., Цыкало В. Россия в ОБСЕ: взгляд в будущее // http://pvlast.ru/archive/index.241.php
13Выступление председателя Сената Парламента РК К.Мами на первом пленарном заседании 22-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ на тему «Хельсинки + 40» 29 июня 2013 г. в Стамбуле // Официальный сайт Сената парламента РК // www.parlam.kz
14Заньер Ламберто. Указ.соч.
15Маргинализа́ция - процесс утраты прежних социальных норм поведения с неполным усвоением культурных, этических традиций новой социальной среды // Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С.А.Кузнецов. 1998.
16The OSCE in Central Asia: A New Strategy, Asia Report №38. 2002. 11 September // http://www.crisisgroup.org/en/regions/asia/central-asia/038-the-osce-in-central-asia-a-new-strategy.aspx?alt_lang=ru
17Назарбаев Н. Судьба и перспективы ОБСЕ // http://bolashak.kz/ru/leadermessages/single/12
18Kaim Markus, Schmitz Andrea. Can the OSCE be saved? The challenges confronting the world’s largest regional security organization // https://ip-journal.dgap.org/en/ip-journal/topics/can-osce-be-saved