Новая Зеландия в рамках озвученной в прошлом году стратегии, получившей определение «тихоокеанской перезагрузки» (Pacific Reset), берёт курс на интеграцию с островными государствами Тихого океана (1).
В силу умеренного геополитического потенциала амбиции Веллингтона не охватывают весь Индо-Тихоокеанский регион, ограничиваясь Меланезией, Полинезией и Микронезией (2). Стратегическая значимость этих регионов состоит в географической близости к ключевому союзнику Новой Зеландии - Австралии, замыкающим выход из Южно-Китайского моря в Тихий океан Филиппинам и Гавайским островам, где расположена штаб-квартира Тихоокеанского флота США.
Особое значение имеет т.н. Полинезийский треугольник. Территориально он примыкает к Меланезии и Микронезии, Новая Зеландия является одной (северной) из его условных вершин. Двумя другими - американские Гавайи (южный вектор) и о. Пасхи (восточный вектор) с аэродромом, приспособленным для приёма военных самолётов.
Внутри Полинезийского треугольника расположены островные государства Самоа, Тонга, Тувалу, о-ва Кука, Маркизские о-ва. На условной границе Меланезии и Полинезийского треугольника находится государство Фиджи, чья внешняя политика ориентирована на углубление сотрудничества с Китаем.
Восточные границы Полинезийского треугольника составляет Французская Полинезия – объект приложения активных внешнеполитических усилий Парижа по укреплению своих позиций в Тихом океане. В пределах Французской Полинезии расположены Маркизские о-ва – наименее подверженное в силу экономических соображений антиколониальным настроениям островное государство региона. На фоне растущих антифранцузских настроений в Новой Каледонии и на Таити Маркизские о-ва демонстрируют желание оставаться частью заморских владений Франции.
Новая Зеландия позиционирует себя как государство с частично полинезийской идентичностью. К 2020 г.численность новозеландцев полинезийского происхождения достигнет 10% (в 2013 г.было 7,4%). 46,1% новозеландских полинезийцев младше 20 лет (для других этнических групп этот показатель равен 27,4%), 54,9% - младше 25 лет, 35,7% - младше 15 лет. Среди новозеландцев европейского происхождения доля детей младше 15 лет – 19,6%, азиатского – 20,6%, маори – 33,8% (3).
Основная часть полинезийцев Новой Зеландии – выходцы с Самоа (48,7%), маори с о-вов Кука (20,9%) и выходцы с о. Тонга (20,4%). 62,3% новозеландских граждан, ассоциирующих себя как минимум с одной полинезийской народностью, родились в Новой Зеландии. Это объясняет значимость региона и его коренных жителей для новозеландской политики. Полинезийцы Новой Зеландии часто ассоциируют себя более чем с одной этнической идентичностью – 24% с двумя, 10,4% - с тремя, 2,8% - с четырьмя (4). В будущем это потенциально повышает возможности влияния на эти идентичности внешних игроков, если они сумеют установить отношения стратегического партнёрства с тихоокеанскими государствами в ущерб интересам Новой Зеландии.
Новозеландские власти, идя на сближение с полинезийскими народами, хотят определять контуры общего спектра тихоокеанских идентичностей. С целью укрепления привязки Новой Зеландии к полинезийской идентичности как составного элемента более широко понимаемой коллективной тихоокеанской идентичности, министерство по делам коренного населения тихоокеанских государств (the Ministry for Pacific Peoples) инициирует масштабные культурные мероприятия. В 2019 г.таковым стала Неделя языков коренных народов. С мая по ноябрь она пройдёт на Самоа, Фиджи, Токелау, Тувалу, Тонга, о-вах Кука и Ниуэ.
Министерство обороны Новой Зеландии ставит цель повысить эффективность возможного применения вооружённых сил в Южном океане, Антарктике и Тихом океане. Театром действий вооружённых сил определено пространство от Южного океана до экватора.
Морская зона ответственности вооружённых сил Новой Зеландии охватывает 9% всей поверхности Земли (1). Значительную часть этого пространства занимают Микронезия, Меланезия и Полинезия с морской исключительной экономической зоной тихоокеанских государств. Этим обусловлен поворот Новой Зеландии к тихоокеанской идентичности в сфере культуры, политики и социальных проектов.
Достичь реализации поставленных военных и экономических целей Веллингтон может только с привлечением международных партнёров – США, Австралии, Франции, стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. В последнее время Веллингтон провёл переговоры с властями Соломоновых о-вов, Вануату, Фиджи, Кирибати, Тувалу о наращивании сотрудничества в экономике и социальной сфере.
Веллингтон рассчитывает на привлечение Пекина к ряду инициатив, в т.ч.совместным военно-морским учениям (5). Рост напряжённости между США и КНР не в интересах Новой Зеландии, но обеспечение стабильности в южной части Тихого океана с подконтрольным механизмом передачи власти в островных государствах рассматривается Веллингтоном как залог собственной безопасности.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
3) https://www.mpp.govt.nz/pacific-people-in-nz
4) https://www.mpp.govt.nz/assets/Uploads/MPP-Strategic-Intentions-Document2017-2020.pdf
5) http://eng.chinamil.com.cn/view/2018-06/12/content_8059033.htm
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs