Фото: serbia.com.
В Москве на площадке российского информационного агентства ТАСС состоялась пресс-конференция главы миссии Международного валютного фонда по России Джеймса Роафа. Она была посвящена результатам работы миссии МВФ по макроэкономической политике в 2019 году.
Согласно позиции, нашедшей отражение в докладе МВФ и озвученной Джеймсом Роафом, перспективы экономического роста в России будут зависеть от того, насколько успешно будут проходить реформы в области экономической политики. В 2016-2018 годах рост валового внутреннего продукта не превышал 1,4%. Такие же темпы сохранятся и в ближайшем будущем. При этом возможности для иностранных инвестиций по-прежнему ограничены из-за политики санкций, роста неопределенности на международной арене и снижения цен на нефть. Эксперт считает, что в России создана надежная макроэкономическая основа, включающая таргетирование инфляции, гибкий обменный курс валюты и бюджетное правило. Следование этим принципам позволило повысить устойчивость финансового сектора экономики и улучшить перспективы банков по поддержке роста экономики.
По словам Д.Роафа, бюджетное правило стабилизирует финансовую конструкцию и защищает экономику от колебаний цен на нефть. Поэтому, согласно логике МВФ, необходимо избегать дальнейших его изменений, особенно после предпринятого в прошлом году смягчения. Средства Фонда национального благосостояния (государственного резерва России) предлагается продолжать инвестировать в иностранные активы (даже после достижения ликвидной части фонда 7% ВВП) под предлогом «сбережения ресурсов для будущих поколений».
Вполне предсказуема была и поддержка г-ном Роафом пенсионной реформы, которая, согласно озвученному им мнению, позволит смягчить негативные демографические тенденции на рынке труда. Что же касается национальных проектов, о необходимости исполнения которых постоянно говорит российская исполнительная власть, то они, по утверждению докладчика, способны стимулировать экономическую активность при условии их эффективной реализации. Эксперт также отметил, что структурные реформы в российской экономике должны быть направлены на совершенствование системы корпоративного управления государственных компаний, стимулирование внутрирегиональной и межрегиональной конкуренции, в том числе в рамках государственных закупок.
По словам Джеймса Роафа, необходимо довести до конца работу по укреплению системы банковского надзора и регулирования, включая дополнительные меры по сдерживанию необеспеченного потребительского кредитования и стратегию возвращения банков, прошедших процедуру санации, в частные руки с целью повышения конкуренции в финансовом секторе.
Согласно прогнозам Международного валютного фонда, государственные расходы на инфраструктуру, предусмотренные в рамках национальных проектов, в сочетании с воздействием пенсионной реформы на предложение труда, повысят потенциальный рост на 0,1-0,5%, в зависимости от специфики того или иного проекта. Безусловной поддержки заслуживают меры, направленные на решение демографических проблем, повышение производительности труда, поддержку занятости, малого и среднего предпринимательства, развитие международного сотрудничества и несырьевого экспорта. Однако оценить их эффект эксперт отказался, заявив, что для этого потребуется более подробная информация. В то же время Д.Роаф поддержал деятельность Центробанка, назвав проводимую им линию «умеренно-жесткой».
Джеймс Роаф отметил, что МВФ приветствует расширение сферы налогообложения в России, однако рекомендует не нарушать при этом бюджетное правило. Возможно, стоило бы пойти по пути повышения прозрачности налогообложения нефтегазового сектора экономики, при одновременном обеспечении защиты особо уязвимых групп населения. Впрочем, усердствовать последнем случае МВФ не рекомендует, поскольку, по словам выступавшего, «несмотря на проведенную недавно пенсионную реформу, сохраняются чрезмерно широкие возможности для досрочного выхода на пенсию».
Отметим, что выступление экспертов Международного валютного фонда было вполне стандартным. По большому счету, отечественные журналисты слышат подобную риторику с некоторыми вариациями далеко не первый год. Вопрос о том, насколько озвученные рекомендации коррелируют с необходимостью укрепления национальных интересов и защиты социальных интересов её граждан? Вряд ли можно забыть, что санкционные меры были введены по инициативе Соединенных Штатов и Евросоюза, продемонстрировавших тем самым свое недовольство в отношении позиции России по крымскому и украинскому вопросам международной политики и проигнорировавших правила Организации Объединенных Наций и устав Всемирной торговой организации. По-видимому, российским финансистам предлагается собственными усилиями устранять те сложности, которые сами же развитые страны Запада создали для нашей страны. Сложность в том, что с каждым годом логика размышлений экспертов МВФ, которая и раньше была вполне ясна, все больше расходится с объективными потребностями России как внутри страны, так и на международной арене. Наша страна находится перед дилеммой. Можно ли настаивать на необходимости качественно новой, несырьевой модели развития, постоянно ограничивая возможности для перехода к ней? Вопрос риторический, и, по всей видимости, уже в ближайшие годы придется определиться с ответом на него.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs