ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Реакция Посольства России в США на доклад спецпрокурора Мюллера: «Истерия Рашагейта»

17:44 21.04.2019 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Скрин с телеканала «Россия 24»

Посольство России в Вашингтоне выпустило объемный доклад «Russiagate hysteria: a case of severe russophobia» («Истерия Рашагейта: случай дикой русофобии»). В этом 121-страничном документе представлена позиция нашего дипломатического представительства в США в связи с оглашением результатов расследования специального прокурора Мюллера по поводу «вмешательства России в президентские выборы в США в 2016 году».

В докладе несколько глав: «Основные события», «Основные дипломатические действия Посольства», «Примеры беспочвенных обвинений в американских СМИ», «Примеры беспочвенных обвинений должностных лиц правительства США», «Примеры беспочвенных обвинений со стороны экспертов», «Развенчание ключевых обвинений “Рашагейта”».

Доклад Посольства России открывается отрывком из выступления Министра иностранных дел России Сергея Лаврова в ходе встречи 21 февраля 2019 года с «Ассоциацией европейского бизнеса в Российской Федерации»:

«Мне кажется, что суть проблемы – события внутри США.

Если серьезно, то мы не получаем никакого удовольствия от того, что происходит, не мы это начинали. Когда говорят, что все это – наказание за Украину и Крым, то немножко лукавят. Началось все еще при президенте США Б.Обаме, задолго до того, как Вашингтон начал осуществлять свой очередной «цветной» революционный проект на Украине; еще с Э.Сноудена, когда он оказался в России, потому что ему некуда было больше лететь (его паспорт был аннулирован). Американцы на уровне Президента, Госсекретаря, Директоров ФБР и ЦРУ добивались от нас того, чтобы мы срочно отдали его им. Мы объясняли, что не можем этого сделать, потому что по всем сообщениям, сопровождавшим этот случай, ему грозила смертная казнь. И только из-за этого Б.Обама ввел запреты на контакты и отменил свой собственный визит накануне саммита «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге. Между прочим, к тому визиту готовилось Соглашение о том, как дальше развивать взаимодействие по ограничению стратегических наступательных вооружений (в продолжение Пражского соглашения 2010 г.), а также в значительной степени согласованная Декларация, которая закладывала повестку дня в сфере стратегической стабильности на долгие годы вперед. Из-за неспособности сдержать некую личную обиду Б.Обама перечеркнул очень важный документ, который сейчас бы имел все шансы быть весьма востребованным.

Потом были введены санкции в связи с «делом Магнитского». После того, как это дело стало предметом пристального внимания, выяснилось, что У.Браудер, который все это затеял, далеко не дружен с законом, причем не только с российским. Генеральная прокуратура Российской Федерации возбудила дело в США – их суды не могли не признавать наличие серьезнейших фактов, доказывающих подозрения в отношении У.Браудера. Также было очевидно, что имеет место огромное вмешательство в работу суда со стороны тех, кто просто не хотел ослаблять давление на Россию – это лично У.Браудер и те, кто его поддерживал. Поэтому Украина, это так, очередной повод.

Американская элита плохо относится к тому, что стало происходить с нами после прихода Президента Российской Федерации В.В.Путина, когда мы стали потихоньку, но уверенно вставать на ноги и обретать самостоятельность. Самое главное, что мы стали мыслить самостоятельно, а не через советников, которые сидели в ключевых министерствах в 90-е годы.

Провал Демократической партии на выборах стал поводом для того, чтобы сделать все для недопущения нормализации отношений с Россией. Тогда за три недели до ухода из Белого дома Б.Обама отобрал у нас дипломатическую собственность – в стране, где это делать нельзя ни по каким основаниям, где это запрещено, где частная собственность священна, а чужое брать нельзя никогда. Это была мина замедленного действия, чей бикфордов шнур тлеет до сих пор. Демократы всячески стараются использовать российскую карту для того, чтобы максимально навредить действующей Администрации. Когда великая страна уже третий год подряд говорит о том, что «исход выборов там решался за ее пределами», знаете, это – не уважать собственный великий американский народ.

Кстати, если говорить про те пертурбации во время выборов, я бы привел в пример Демократическую партию. В отличие от того, что пытаются доказать через Комиссию Р.Мюллера, есть факты, которые подтверждают, что внутри Демократической партии были грубейшие нарушения американских законов, когда Б.Сандерса просто убрали с пробега незаконными методами. Об этом как-то все забыли. И все сейчас только про Россию, а не про то, что делается внутри США.

Мы открыты для диалога ровно настолько, насколько к этому готовы сейчас США. Это не раз подтверждал Президент Российской Федерации В.В.Путин в ходе встречи с Президентом США Д.Трампом в Гамбурге в 2017 г., в прошлом году в Хельсинки, а также во время коротких контактов на саммите «Большой двадцатки» в Буэнос-Айресе.

Мы не хотим вмешиваться и давать лишний повод обвинять нас во вмешательстве во внутренние пересуды и распри в США, но у нас есть конструктивная повестка дня. Мы предлагали целый ряд направлений нашего сотрудничества, включая создание, по благословению президентов двух стран, Делового совета, в состав которого входили бы по пять, шесть, семь первых лиц крупнейших компаний России и США. Я уверен, что такой ареопаг был бы важным фактором стабилизации хотя бы в сфере бизнес-сообществ.

Предлагали создать на тех же принципах, с одобрения президентов, небольшой, компактный совет ведущих политологов и дать им поручение разработать позитивную повестку дня. Предлагали развернутую программу для диалога по стратегической стабильности, включая Договор о ракетах средней и меньшей дальности, включая будущий Договор о стратегических наступательных вооружениях, включая космос, и как сделать так, чтобы он не был очередной сферой, где будет размещаться оружие с непредсказуемыми последствиями, – все это было «положено в стол». Ни одного внятного конструктивного ответа мы на эти предложения не получили.

Когда США начали процедуру выхода из ДРСМД, на встрече с Министром обороны России С.К.Шойгу и со мной Президент России В.В.Путин сказал, что все наши инициативы мы уже многократно доводили до сведения наших американских партнеров, они не могут их не помнить, не знать. Если они выбрали позицию игнорирования этих инициатив, мы больше не будем стучаться в закрытую дверь, перестаем о них напоминать. Когда созреют американские коллеги, пусть они нам об этом скажут. Мы будем готовы начать разговор».

Это – политические оценки происходящего в российско-американских отношениях.

Далее в докладе идет подробный разбор русофобского пропагандистского материала.

Скан экрана CNNиз доклада Посольства России в США

Доклад очень информативен – с десятками ссылок на публикации в американских СМИ и заявления политических фигур. Причем, каждый выпад прокомментирован, и в ответ на «fake-news» подается реальная информация.

В заключительной части доклада сказано следующее (перевод с английского на русский):

«Прошло почти три года с тех пор, как в американских СМИ появились первые fake-news на тему «российского вмешательства» и «сговора», которые были впервые запущены с целью дискредитации кандидатуры Дональда Трампа, а затем саботировать его повестку дня, включая попытки стабилизировать российско-американские отношения.

Спустя три года – более 8000 публикаций в четырех основных изданиях («Вашингтон Пост», «Нью-Йорк Таймс», CNN и MSNBC), бесконечные запросы Конгресса, 22 месяца работы Роберта Мюллера, которые обошлись налогоплательщикам примерно в 32 миллиона долларов, более 2800 повесток в суд, 500 опрошенных свидетелей и столько же ордеров на обыск – сделан очевидный вывод: сговора не было.

Расследование также не продемонстрировало никаких реальных доказательств в поддержку заявлений о «московских кибератаках» и попытках «подорвать демократию». Повторение в кратком изложении отчета Мюллера обвинений против 25 российских граждан, вынесенных в прошлом году только для оправдания бесполезной работы следственной группы, не делает их менее пустыми и смехотворными («doesn’t make them any less hollow and laughable» - sic!).

Все это время Россия указывала на очевидную выдуманную природу этих инсинуаций. Мы безрезультатно попросили сначала администрацию Обамы, а затем и нынешние власти в Вашингтоне представить убедительные доказательства. Чтобы смягчить подозрения, мы предложили обменяться взаимными письменными обязательствами о том, чтобы не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Предложили восстановить двустороннюю группу экспертов по информационной безопасности, которая при администрации Обамы «сошла с рельсов» («derailed»), что могло бы послужить оптимальной платформой для деполитизированного диалога по этим вопросам. Американская сторона была также приглашена принять участие в предлагаемом допросе российских граждан, обвиняемых Мюллером, и обнародовать информацию об обмене между двумя странами после обвинений США в кибератаках. Все эти предложения передавались по существующим каналам в «горячий период» с октября 2016 года по январь 2017 года.

США отказывались каждый раз.

Мы понимаем, что некоторые политические круги в Вашингтоне слишком много инвестировали в распространение теорий заговора о России и Дональде Трампе, чтобы признаться теперь в их беспочвенности.

Тем не менее, мы надеемся, что конец саги Мюллера будет способствовать дальнейшему рассеиванию обмана и дымовой завесы на эту тему («dispelling the smoke and mirrors»). Первый шаг – отречение от «теории сговора» – сделан. Но если все категорические обвинения, которые были услышаны за это время, оказались явно ложными, почему бы не сделать следующий логический шаг и не проверить факт повествования о «русском вмешательстве»? Как показано в этом отчете, объективный анализ претензий и сроков событий неизменно приводит к выводу – это были просто фальшивые новости.

Мы надеемся, что реализация этого будет способствовать не только нормализации российско-американских отношений, но и исцелению политического дискурса в США («healing of the political discourse»).

В заключение процитируем президента России Владимира Путина (как было сказано в его комментариях на пленарном заседании Международного арктического форума 9 апреля 2019 года): «Мы изначально говорили, что вот эта пресловутая комиссия господина Мюллера ничего не найдёт, потому что лучше нас этого никто не знает. Россия не вмешивалась ни в какие выборы в Соединённых Штатах». Как отметил президент России, обвинения в сговоре между лагерем Трампа и Россией: «Это – полный бред, рассчитанный исключительно на внутреннюю аудиторию и используемый во внутриполитической борьбе в самих Соединённых Штатах».

Мы призываем наших американских партнеров окончательно дезавуировать эти обвинения и объединить усилия для устранения ущерба, нанесенного двусторонним отношениям, во имя наших народов и глобальной безопасности», - говорится в докладе Посольства России в США.

Там масса интересного, и есть надежда, что американцы не пропустят этот документ мимо своего взора. Вот пусть теперь и продемонстрируют свободу прессы. А мы посмотрим, как это у них работает…

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати