Фото: Суманеев Юрий
В начале марта этого года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Как было сказано в тексте Указа, данное решение принято исходя «из необходимости принятия безотлагательных мер в связи с нарушением Соединёнными Штатами Америки своих обязательств» по договору между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года.
Европа и Китай естественным образом пристально следят за развитием ситуации, поскольку при отсутствии текущего регламента в европейском и азиатском регионах мира начнется новая гонка вооружений. Также расторжение ДРСМД крайне обеспокоит так называемые «пороговые» страны, которым «ядерный клуб» стран не позволяет обзавестись собственным ядерным военным потенциалом под предлогом нарушения существующего баланса сил в мире. Таким образом, соглашение о ДРСМД работает в связке с другими важнейшим международными актами, например, Договором о нераспространении, обеспечивающими глобальную безопасность. Расторжение ДРСМД может привести к деградации и перестройке общемировых правил игры в области стратегических вооружений.
Из истории ДРСМД. Появление большого количества ракет средней и меньшей дальности в СССР, Европе и США было связано с реализацией Америкой с середины 1970-х годов новой доктрины ядерного сдерживания – обезглавливающего или ослепляющего удара и ответными мерами со стороны СССР. Во время холодной войны велась активная разработка и производство ракет средней и меньшей дальности. Чтобы снизить напряженность между двумя сверхдержавами на завершающем этапе холодной войны был разработан механизм по ликвидации самого опасного и многочисленного на тот момент класса вооружений. Договор РСМД был подписан М. Горбачевым и Р. Рейганом в декабре 1987 года в период перестройки, когда доверие советского руководства к США было максимально высоким, и никто не хотел с нашей стороны портить отношения с Западом.
Следует отметить, что ДРСМД был невыгоден в первую СССР, стратегическая безопасность которого резко снижалась. Под Договор подпадали все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования дальностью полета от 500 до 5500 км. Таким образом, Советский Союз ограничивал себя в военном балансе с Западной Европой, которая, являясь союзником США по НАТО, не была связана условиями ДРСМД и могла размещать на своей территории американские ракеты средней и меньшей дальности. Расстояние от Москвы до Лондона – 2500 км, до Лиссабона – 3900 км, а до Вашингтона – 7800 км. Это не говоря уже о том, что у СССР, а впоследствии у России - прямая граница с Китаем, относительная близость с Индией, Пакистаном, Израилем. Сергей Иванов, будучи министром обороны России, охарактеризовал Договор о РСМД как «реликт холодной войны». Он заявлял, что Россия должна иметь на вооружении ракеты средней и меньшей дальности уже хотя бы потому, что они есть у Индии, Пакистана, Кореи, КНР, Ирана и Израиля: «Эти страны расположены недалеко от наших границ, и не учитывать этого мы не можем. Только две страны не имеют права обладать этими ракетами: Россия и США. Вечно так продолжаться не может».
К этим данным можно добавить и количество уничтоженных комплексов согласно ДРСМД с обеих сторон. К июню 1991 года Договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов; США — 846 комплексов, т.е. на 1000 единиц меньше.
Претензии обеих сторон к ДРСМД. Главным поводом для прекращения действия Договора эксперты считают многочисленные взаимные претензии с обеих сторон к выполнению условий ДРСМД.
С точки зрения России, США нарушили Договор, размещая в Восточной Европе пусковые установки противоракет, которые гипотетически могут быть использованы для размещения крылатых ракет, используя ракеты-мишени, сходные по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования, и наращивая производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов. Также модули пусковых установок вертикального пуска МК41, уже размещённых в системе ПРО на территории Польши и Румынии, позволяют запускать не только противоракеты «Стандард-2» и «Стандард-3», но и ракеты «Томагавк» («Томагавк» — крылатая ракета средней дальности (1000—2200 км), способная нести и ядерные боеголовки). В 2013 году США начали испытательные пуски с земли авиационной крылатой ракеты AGM-158В с дальностью действия в тысячу километров. А в декабре 2017 года президент Трамп подписал законопроект об обороне, который в числе прочих предусматривал выделение 25 млн долларов на разработку новой крылатой ракеты данного типа. С российской точки зрения, это является нарушением Договора о РСМД.
США со своей стороны также обвиняют Россию в проведении испытаний крылатых ракет средней дальности, нарушающих Договор. США утверждают, что в 2008—2011 гг. Россия в нарушение ДРСМД проводила испытания крылатой ракеты наземного базирования на дальность более 500 км (речь идёт о ракете 9М729, разработанной екатеринбургским ОКБ «Новатор» им. Люльева); по утверждению российских официальных лиц, дальность действия этой ракеты заведомо меньше 500 км. Несмотря на позицию Министерства обороны России, которое публично продемонстрировало ракету 9М729 и пригласило американских военных экспертов, в Пентагоне считают, что им собирались показать другую ракету, а настоящая уже развернута у границ Европы и несет боевое дежурство. Ещё одна американская претензия касается разработки в России ракетного комплекса «Авангард». Москва называет его межконтинентальным, но ряд экспертов в Вашингтоне утверждают, что теоретически эта ракета может летать на 2000 км, что подпадает под ограничения ДРСМД.
Озабоченность Европы. Стороной, не участвующей в ДРСМД, но наиболее чувствительной к его существованию является объединенная Европа, в особенности те страны, которые входят в НАТО и на территории которых размещены потенциально опасные для России виды вооружений. Европейские страны попали в ситуацию, когда им необходимо сделать выбор. Первый сценарий: Европа остается в шлейфе внешней политики США относительно ДРСМД и обвиняет Россию в невыполнении Договора. В этом случае эти страны будут рассматриваться Россией как потенциальные противники и на них будет ориентирован оборонительно-наступательный потенциал нашей страны. Второй сценарий для европейских стран заключается в том, чтобы стать фактором, способным сохранить или модифицировать ДРСМД. Создать некую правовую платформу, на которой России и США смогут реанимировать Договор. Еще одним фактором, на который европейские страны обращают особое внимание – это Китай, поскольку как Россия, так и США выстраивают с этой азиатской страной индивидуальные и специфические отношения. Ведущие европейские страны также стараются выработать оптимальный подход к Китаю, который в скором времени будет играть большую роль в глобальной безопасности, сопоставимую с его текущей ролью в мировой экономике.
Россия-США-Европа-Китай-РСМД. С целью выработки стратегии безопасности ряд стран Западной Европы организует в последнее время двусторонние мероприятия с Россией и США, приглашая военных экспертов и дипломатов. Так в конце марта в Москве немецкий фонд Ханса Зайделя организовал масштабную конференцию, посвященную будущему Договора о РСМД и перспективам нового многостороннего Договора с участием Европы и Китая.
Один из приглашенных на конференцию специалистов, бригадный генерал немецких ВС Эрих Фад в своем выступлении в частности отметил: «Для Германии и для всей Европы сегодня самым большим вызовом в области безопасности является именно Китай, а не России, как многие думают… Сегодня двухполярный мир имеет формат Запад-Китай, а не США-СССР (Россия), как было в 20 веке. И разрушение ДРСМД волнует Европу прежде всего потому, что в этом случае из-за активных действий США и России может нарушиться баланс в отношениях между Китаем и ЕС.
США как инициаторы выхода из ДРСМД не могут не понимать, что этот акт будет иметь далеко идущие последствия. Вероятно, у американских военных и экспертов стратегического планирования есть варианты развития событий. Главный научный сотрудник ИМЭМО, генерал-майор Владимир Дворкин поделился своими прогнозами. «Возможны следующие сценарии. Сценарий первый: США 3-4 года после выхода из ДРСМД не будут разворачивать ракеты средней дальности ни в Восточной Европе, ни в АТР, у границ с Китаем. Сценарий второй: разработки в области ракет средней и малой дальности сразу начнут поступать на территории Восточной Европы и России. Сценарий третий: развертывание указанного типа ракет в России, АТР и США. При этом реакция Китая будет непредсказуема. Сценарий четвертый: развертывание Россией и США крылатых ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Но это длительный процесс, поскольку для этих целей нужна серьезная инфраструктура, которую не построить за пару лет. Сценарий пятый: развертывание Россией и США на европейском театре баллистических ракет с ядерными боеголовками типа «Першинг-II», «Тополь-М», «Ярс», «Рубеж». Это вернет мир к отношениям между Россией и ЕС образца 80-х годов – разгара холодной войны. Сценарий шестой: так называемый спокойный сценарий. Разработка и принятие в новый Договор третьих стран. Например, Китай и какие-то европейские страны. Но для последнего сценария нужна строгая система перекрестного контроля со стороны всех участников нового Договора, а я не вижу технической возможности реализации такого механизма и его нормального функционирования, хотя бы потому, что Китай точно не будет пускать комиссию из международных специалистов на свои секретные ядерные объекты», - заключил В. Дворкин.
Поддерживая последний сценарий, как наиболее желанный для Европы, генерал Э. Фад добавил: «Договор нужно попытаться сохранить, но также его абсолютно точно необходимо модифицировать. Договор РСМД разрабатывался и создавался в 80-х годах 20-го века. Тогда были совершенно другие реалии жизни, другие технологии, другие ключевые игроки на мировой арене: не было Китая, был мощнейший СССР, у США было другое руководство и другое видение ситуации, другие цели. Что уж говорить о Европе, которая также сильно поменялась, прежде всего, состав и качество ЕС стали иными. Поэтому в том же виде мы вряд ли сможем сохранить ДРСМД. Мы должны попытаться адаптировать его под сегодняшние реалии».
Почему США рушат ДРСМД и кому это выгодно? Если исходить из текста самого Договора о РСМД и текущей геополитической ситуации, то оказывается, что с фактической точки зрения Договор по объективным причинам не нужен не только США, но и России, и Китаю. США не хотят быть ничем стеснены в сдерживании России и в утверждении своего мирового господства. Россию же со всех сторон окружают страны, которые имеют огромное количество различных видов вооружений, и никакие правовые акты не запрещают им его накапливать и применять. Ну а Китаю просто нет никакого смысла себя обезоруживать - объектом ДРСМД является самый многочисленный вид вооружений Китая. Но помимо практической стороны вопроса ДРСМД несет в себе психологическую составляющую, некие гарантии стабильности в мире. Ведь в случае разрыва ДРМСД из триады договоров, заключенных в годы холодной войны, останется только один — договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), первая версия которого была подписана Михаилом Горбачевым и президентом США Джорджем Бушем в 1991 году, а вторая — Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010-м. Из договора по ПРО США вышли еще в 2001 году. Однако теперь и будущее ДСНВ может быть под вопросом.
По мнению руководителя центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН, Владимира Батюка люди, принимающие подобные решения не понимают до конца последствий этих решений. «Я не думаю, что Трамп реально разбирается в деталях ДРСМД, в причинах его заключения и последствиях его разрыва. Он руководствуется своей собственной логикой, как президента, как бизнесмена, как человека, уже несколько лет принимающего участие в борьбе за власть внутри своей страны. К тому же у него армия советников, каждый из которых также преследует свои цели. Для него на первом месте стоит его место на посту президента, и спекуляции вокруг ДРСМД используются также на сохранение своего президентского кресла. Проще говоря, мы стали свидетелями того, что решения сложных технических вопросов, связанных с мировой безопасностью, принимаются исходя из политической воли отдельных людей. (…) Поэтому я не вижу никакой технической возможности для спасения ДРСМД. Я думаю, что оставшиеся 4 месяца пройдут за взаимными обвинениями, а затем, в августе, мы потеряем Договор», - резюмирует В. Батюк.
В заключение конференции старший советник Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Андрей Малюгин выразил надежду, что Европа станет посредником между Россией и США в вопросах безопасности. И если сохранить ДРСМД не удастся, то хотя бы нужно попытаться найти совместные альтернативные пути сохранения стратегического баланса между странами и удержать друг друга от гонки вооружений.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs