Мухетдинов Д. История ислама в России: учебное пособие / Под общ. ред. В.Трепавлова. – М.: ООО «Садра»; ИД «Медина», 2019.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась научно-образовательная конференция «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее». Это мероприятие было организовано фракцией «Справедливая Россия» по инициативе ее члена Комитета Государственной Думы по международным связям Гаджимурада Омарова, председателя фракции Сергея Миронова, Духовного управления мусульман Российской Федерации, Московского исламского института и секретариата Международного мусульманского форума. Конференция была приурочена к 25-летию создания Духовного управления мусульман России и 115-летию Московской соборной мечети. В форуме приняли участие лидеры различных конфессий, члены Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии, представители научного сообщества, представители дипломатического корпуса иностранных государств.
С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Духовного управления мусульман России, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Он отметил, что история ислама в России имеет давние корни и восходит к VII-VIII векам. С тех пор, несмотря на все сложности, мусульмане вносили свой вклад в освоение и развитие территории страны, которая всегда оставалась поликонфессиональной и многонациональной. Р.Гайнутдин подчеркнул, что становление гражданского общества немыслимо без взаимного уважения культур и религий.
Муфтий также сообщил, что в 2022 году исполнится 1100 лет со дня принятия ислама Волжской Булгарией – историческим государством тюркских, финно-угорских и других народов, существовавшего в X-XIII веках в среднем Поволжье и бассейне реки Камы (на территории нынешней Республики Татарстан). «Было бы целесообразно отметить эту дату на общегосударственном уровне», - отметил Р.Гайнутдин.
В свою очередь, председатель партии «Справедливая Россия», руководитель ее фракции в Государственной Думе Сергей Миронов подчеркнул, что социальные отношения, политический курс и государственная идеология нашей страны должны способствовать утверждению идей взаимопомощи, патриотизма, уважения к духовным ценностям и культурному наследию народов Российской Федерации. «Этому способствует и проводимая научно-практическая конференция», - подчеркнул он.
В рамках научного форума прошла презентация учебного пособия «История ислама в России», автором-составителем которого выступил первый заместитель Духовного управления мусульман Российской Федерации, ректор Московского исламского института, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Дамир Мухетдинов. По словам самого автора, работа над трудом заняла у него более 20 лет, а в качестве ее рецензентов и редакторов выступили ведущие российские востоковеды, религиоведы и археологи. Среди них он особо выделил научного руководителя Института востоковедения РАН, доктора исторических наук, профессора Виталия Наумкина, а также руководителя Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадима Трепавлова.
Само учебное пособие представляет собой комплексный труд, в котором история ислама рассматривается как единая и неотъемлемая часть общего процесса формирования и развития Российского государства. Хронологически эта работа охватывает огромный период – от завоевания арабами Дербента в VII-VIII веках до современных религиозных тенденций. Ценность труда заключается в том, что в нем вкратце, понятным для широкого читателя языком, показан противоречивый многовековой путь российских мусульман, включая и те территории, которые входили в состав Российской империи и СССР, а сейчас представляют собой независимые государства Центральной Азии и Южного Кавказа.
Есть у этого пособия и свои недостатки. Многие его главы представляют собой скорее очерки, сильно различающиеся по глубине, стилю и детализации изложения. Однако, как признает сам автор, до XVI-XVII веков имеет смысл говорить скорее об истории локальных исламских государственных образований, чем об истории мусульманской уммы, и лишь с XVI-XVII веков, когда в состав Московского централизованного государства вошло Поволжье и началось активное освоение Сибири, можно говорить об истории ислама в рамках централизованного государства и свойственных ему норм в регулировании религиозной политики.
Значительное внимание уделено в труде политике Российской империи в эпоху Екатерины II, которая, учитывая опыт восстания Пугачева, к которому которого присоединились башкирские и татарские отряды, приняла меры по официальному включению мусульман в общественно-политическую жизнь Российской империи. 22 сентября 1788 года в Уфе было организовано Духовное собрание Магометанского закона (с 1846 года – Оренбургское магометанское духовное собрание), первым муфтием которого был назначен Мухаммеджан Хусаинов (1756-1824).
В учебном пособии Д.Мухетдинова дана развернутая характеристика движения за национально-религиозное возрождение (ислах), получившее развитие в XIX веке. В нем постепенно оформилось течение исламского просветительства – джадидизма (от араб. «джадид» - новый), направления в исламской мысли, проповедовавшего необходимость адаптации уммы к меняющейся социальной и политической обстановке. Подробно рассмотрена полемика джадидов со сторонниками консервативного крыла мусульманства – кадимистами (от араб. «кадим» - старый) по вопросы методики мусульманского образования. Джадиды настаивали на внедрении европейских принципов в систему обучения, согласно которой религиозные знания необходимо сочетать с изучением русскоязычной и западной литературы, а также естественных наук. Сторонники «новометодных» школ постепенно получали поддержку со стороны национальной буржуазии, интеллигенции, части дворянства и духовенства. Однако водоразделом в истории российского ислама стал 1917 год, после которого часть национальных лидеров поддержала советскую власть, а другая приняла активное участие в антибольшевистских движениях.
Однако уже со второй половины 1920-х годов новая власть предприняла радикальные меры по борьбе с религией как явлением. Закрытие образовательных учреждений, разрушение мечетей, репрессивные меры против богословов продолжались до начала Великой Отечественной войны, в годы которой последовали некоторые послабления: были образованы Духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана (1943), Закавказья и Северного Кавказа (оба последних в 1944 году).
Советская власть всегда относилась к религии как к идеологическому оружию, опасному и для нее самой, однако в 1940-х годах, благодаря усилению контактов со странами Ближнего и Среднего Востока, отношение к исламу несколько изменилось. Начиная с 1950-х годов, особого ущемления прав верующих уже не было, но религиозные традиции и обычаи сохранялись скорее на уровне повседневного быта, а не соблюдались осознанно. Поэтому начиная с периода перестройки, когда наступила либерализация в религиозной сфере, возрождение российского ислама столкнулось уже с противодействием экстремистских течений. По словам Д.Мухетдинова, главными задачами мусульман Российской Федерации являются консолидация и интеграция в современный российский социум при сохранении принципов веротерпимости.
Учебное пособие Дамира Мухетдинова носит обзорный характер, представляет интерес для всех, кого интересует история ислама, а также перспективы межконфессионального взаимодействия и сотрудничества в России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs