Фото: Reuters.
В Москве состоялся круглый стол, посвященный отношениям России и Североатлантического альянса. Это мероприятие было организовано Российским советом по международным делам (РСМД) при содействии международного информационного агентства «Россия сегодня».
В рамках круглого стола был представлен совместный доклад РСМД и Европейской сети лидеров «На пути к стабильным отношениям Россия – НАТО».
Возможно ли хотя бы частичное восстановление доверия между Россией и Североатлантическим альянсом? Отвечая на этот вопрос, генеральный директор РСМД Андрей Кортунов отметил, что отношения между Москвой и Брюсселем уже пять лет подряд существуют в режиме очень ограниченных контактов. «Следует признать, что обе стороны не слишком стремились к поддержанию контактов. Отец политического реализма, итальянский мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли говорил: «Держи друзей близко, а врагов еще ближе». Если признать справедливость такого утверждения, то этот принцип во взаимоотношениях между Россией и НАТО был нарушен», - отметил эксперт.
По словам А.Кортунова, «наши западные партнеры заморозили деятельность Совета Россия-НАТО как раз тогда, когда он был особенно нужен. Это происходит уже не первый раз. Аналогичные меры были предприняты после кризиса на Южном Кавказе в 2008 году. Так произошло и на волне украинского кризиса шесть лет спустя».
Индикатором двусторонних отношений может служить тот факт, что в настоящее время у официальной Москвы нет посла, который представлял бы ее интересы при Североатлантическом альянсе. После того, как был отозван Александр Грушко, замены ему так и не было найдено. Это обстоятельство и послужило основным мотивом в составлении доклада, предложенного участникам круглого стола. Все содержащиеся в нем предложения прошли обсуждения и апробацию в кругах, близких к органам, принимающим решения, как в России, так и в НАТО. Поэтому можно с уверенностью сказать, что ничего принципиально невыполнимого в этих мерах нет, даже если учесть нынешнюю крайне сложную ситуацию в Европе и объективно существующие противоречия между Брюсселем и Москвой.
Как подчеркнул Андрей Кортунов, в предлагаемом докладе не идет речи о переходе от конфронтации к сотрудничеству между Россией и НАТО. Смысл предложенных мер по нормализации отношений в том, чтобы ввести неизбежное соперничество в такие рамки, которые могли бы минимизировать риски эскалации и сделать ситуацию более стабильной для обеих сторон.
Генеральный директор РСМД также отметил, что одной из основных проблем в отношениях между НАТО и Россией остается мифологизация мотивов, которыми руководствуются стороны в контактах друг с другом. Например, в Брюсселе убеждены, что основной целью России является ослабление единства Североатлантического альянса. Именно в этом ключе западные страны сейчас рассматривают сотрудничество между Российской Федерацией и Турцией.
Директор Европейской сети лидеров, бывший Посол Великобритании при НАТО Адам Томпсон пояснил, что организация, которую он представляет, по своему характеру носит панъевропейский, неправительственный и внепартийный характер. По его словам, эксперты, работавшие над текстом документа, приложили по-настоящему серьезные усилия, благодаря которым им удалось выяснить позиции высокопоставленных российских и европейских официальных лиц не только в гражданской сфере, но и в военной. Это было необходимо для того, чтобы верно оценить статус и глубину существующей конфронтации. Полученные выводы были далеки от оптимизма. В настоящее время перед Европой в полный рост встала перспектива долгих лет противостояния между великими державами - Россией и США, на которые приходится 97% ядерного потенциала мира. Причем существующая конфронтация не является стабильной по своему характеру. По сравнению с завершающей стадией холодной войны, наблюдается снижение интенсивности диалога между сторонами.
По словам эксперта, дальнейшее выстраивание отношений между Россией и НАТО сильно затруднено из-за взаимного непонимания политической логики обеих сторон. При этом механизмы преодоления кризисов между Россией и НАТО отсутствуют в принципе. В этих условиях риски непреднамеренной эскалации многократно возрастают, и этого не понимают во многих столицах стран НАТО. Каждая рекомендация, содержащаяся в докладе, учитывает уже состоявшееся событие. Например, в январе 2019 года состоялось заседание Совета Россия-НАТО. Россия требует, чтобы эти заседания проходили регулярно, при этом российскую делегацию должен возглавлять политик в ранге Посла. Россия и Североатлантический блок выдают рекомендации друг другу, но их уровень и качество должны возрасти, а обсуждение наболевших проблем - носить конкретный и предметный характер. Это значит, что, помимо официальных контактов, необходима активизация деятельности неправительственных организаций.
Отметим, что все предложения, изложенные в докладе, разбиты на два блока. Первый из них представляет собой базовый набор мер, направленных на восстановление диалога, увеличение количества действующих каналов связи и максимально эффективное использование существующих инструментов, таких, как Совет Россия-НАТО или Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Среди них необходимо назвать следующие шаги:
1. Повышение уровня диалога по сравнению с ныне существующим. С этой целью рекомендуется:
а) составить график проведения регулярных заседаний Совета Россия-НАТО на уровне послов, назначить нового Посла России при Североатлантическом альянсе;
б) активизировать и разнообразить каналы контактов между военными обеих сторон, в том числе технические контакты между начальником Генштаба Вооруженных сил России и Верховным главнокомандующим Объединенными Вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе и диалог между председателем Военного совета НАТО и начальником Генерального штаба России;
в) создать и использовать в случае необходимости отдельную «горячую линию» между Россией и НАТО по вопросам кибербезопасности.
2. Необходимо придать диалогу Россия – НАТО предметность обсуждения. При этом Североатлантический совет должен прояснить, что конкретно НАТО подразумевает под формулировками «не вести дела с Москвой как обычно» и «без практического сотрудничества» с Россией. Четкое определение сфер отсутствия взаимодействия «развяжет руки» обеим сторонам и позволит сосредоточить внимание на том, что необходимо, включая расширение политических и военных контактов, принятие мер по снижению рисков эскалации, предотвращение кризисов и управление ими и проведение переговоров о контроле над вооружениями. С целью нормализации отношений целесообразно было бы провести командно-штабное учение по разрешению инцидентов в воздушном пространстве.
3. Расширить диалог Россия-НАТО за пределы официальных контактов, привлекая к нему неправительственные организации, аналитические центры и научные организации.
По мере реализации этого набора мер можно было бы перейти ко второму блоку предложений, направленному на дальнейшую стабилизацию отношений между Россией и НАТО, среди которых – возобновление диалога по военным доктринам и военной политике, демонстрация обеими сторонами прозрачности в отношении ядерного потенциала и ограниченное сотрудничество по вопросам, представляющим взаимный интерес, среди которых можно назвать противодействие пиратству, терроризму, оказание помощи гражданскому населению при техногенных и природных катастрофах.
К каким последствиям может привести дальнейшее углубление кризиса во взаимоотношениях между Брюсселем и Москвой? Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Дмитрий Данилов пояснил, что, если отношения между Россией и НАТО и будут в ближайшее время развиваться, то совершенно в иной плоскости по сравнению с контекстом, существовавшим до 2014 года. По словам эксперта, переходный период во взаимоотношениях Москвы и Североатлантического альянса слишком затянулся, и, если он в ближайшее время не прекратится, то отдельные страны НАТО и Россия будут искать ниши для решения возникших проблем на двусторонней основе. Это неизбежно приведет к дальнейшему дроблению каналов диалога по безопасности и затруднит проведение сбалансированной политической линии из-за различий интересов стран-участниц альянса.
«Однако подобная перспектива является вызовом не только для России, но и для самого НАТО, который перестает быть площадкой для реализации национальных политик безопасности стран-участниц, по крайней мере, в отношении России», - отметил эксперт.
Дмитрий Данилов отметил, что на взаимоотношения России и НАТО неизбежно будет влиять развитие российско-американского конфликта. «Если Вашингтон будет продолжать рассматривать альянс как инструмент в собственных руках, то для Москвы коридор во взаимоотношениях с Североатлантическим блоком будет снижаться», - пояснил ученый.
С текстом доклада Российского совета по международным делам и Европейской сети лидеров «На пути к стабильным отношениям Россия-НАТО» можно ознакомиться по ссылке: http://russiancouncil.ru/activity/publications/na-puti-k-stabilnym-otnosheniyam-rossiya-nato/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs