Московская афиша нынешнего сентября богата на выставочные проекты самого высокого уровня: громкие выставки в Третьяковской галерее — «В будущее возьмут не всех» Ильи и Эмилии Кабаковых, открывающаяся ретроспектива М. Ларионова, а в Пушкинском музее — «Шедевры живописи и графики эпохи Эдо» и Тадаси Кавамата. Однако у международной ярмарки Cosmoscow, проходившей 6–9 сентября в Москве, особое место и роль в современном российском арт-пространстве и культурной системе — объединять усилия профессионалов российского рынка современного искусства. В этом году в ярмарке, основанной в 2010 году, приняли участие более 70 российских и международных галерей, которые представили работы 250 современных художников из России, Европы, США и стран Ближнего Востока. Растет и популярность этого арт-форума среди посетителей — за четыре дня на ярмарке побывали 19 000 человек. Кроме основной коммерческой задачи у Cosmoscow еще и большая образовательная и просветительская программа — на этот раз мосты культурной дипломатии объединили Россию и Катар в рамках перекрестного Года культуры двух стран.
Cosmoscow 2018 в шестой раз прошла в Гостином дворе, собрав галеристов, художников, экспертов, коллекционеров и любителей искусства со всего мира. Молодая российская ярмарка пока не может сравниться с такими лидерами, как Art Bazel или Art Dubai, ни по масштабам, ни по разнообразию, но ее место уже прочно закрепилось в мировом арт-календаре. Она является единственной международной арт-ярмаркой в России и странах СНГ, представляющей актуальное российское искусство. Спектр зарубежных участников — галереи балтийских стран, стран Восточной Европы и СНГ, Грузии, многочисленные гости из Норвегии и Франции, а секция Focus объединила галереи из отдельно взятой страны — в этом году ею стала Бельгия.
Обширная программа, развернувшаяся на основной площадке, помимо традиционных разделов Focus, Galleries, Past Present и Projects приросла тремя новыми секциями: Editions, Design и Frame. Именно так организаторы ярмарки надеются расширить традиционную базу коллекционеров и привлечь более молодых ценителей искусства: cекция Editions включала галереи, занимающиеся тиражным искусством, секция Design — тех, кто работает с современным функциональным и предметным дизайном, а Frame объединила галереи формата pop/up и работающих как шоурум. Отдельный раздел (Past Present) устроители посвятили классикам отечественного современного искусства, в том числе Владимиру Дубосарскому, Александру Виноградову, Виктору Пивоварову, чьи работы уже давно находятся в престижных коллекциях и музеях, но не теряют своей актуальности.
Целый ряд проектов был создан специально для ярмарки (в том числе и при поддержке Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow), включая работы Таус Махачевой, которая стала «Художником года Cosmoscow 2018» и уже давно успешно представляет росийское современное искусство на международной арт-сцене. Ее работа «Кольцевая» — высеченная из доломита модель асфальтовой двухполосной дороги, которая должна замкнутым контуром охватывать гору в Дагестане, является символическим представлением реалий системы искусства и, по версии автора, может служить метафорой власти.
В рамках перекрестного Года культуры России и Катара прошла уникальная выставка современного катарского искусства «What we are made of», которую курировала Рим Фадда. Открывая экспозицию, признанный эксперт ближневосточного искусства особо отметила, что «выставка нацелена на поиск общности в культуре, идеи открытости, подхода к проблемам эволюции и развития, которое наблюдается в обеих странах, и то, как мы относимся к традиции, культуре и ее репрезентации». В работах катарских художников нашли свое отражение такие актуальные вопросы, как утрата традиций и коллективных принципов, рост потребления, изоляция от природы и общества, проблемы женщин и политическая ситуация в Персидском заливе. К выставке была приурочена специальная образовательная программа с участием катарских художников и директоров ведущих российских музеев.
По версии Cosmoscow, музеем года в этот раз стал ГМИИ им. А. С. Пушкина, который представил в импровизированном кинотеатре свою коллекцию искусства новых медиа, формируемую в рамках направления «Пушкинский XXI». Посетители ярмарки увидели классические работы Йонаса Мекаса и Гари Хилла (США), Фабрицио Плесси (Италия) , видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), трилогию российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) и другие работы, уже вошедшие в коллекцию.
Эстонский галерист и член Экспертного совета ярмарки Ольга Темникова (Temnikova & Kasela) призналась, что на этот раз ярмарка порадовала и публикой, и уровнем ее подготовленности: «Если сравнить с моей первой московской ярмаркой 2011 года, это небо и земля. И интенсивная образовательная программа продолжает закладывать основательную базу для будущего. Жаль, что я не посетитель: очень хотелось бы провести на этом празднике искусства несколько познавательных дней. Есть ощущение, что коллеги довольны, — это для меня самое важное как для галериста». И хотя коммерческие итоги арт-форума еще не подведены, организаторы уверены, что инвестиционная привлекательность современного россиского искусства растет с каждым годом. В прошлом году впервые большинство участников раскрыли цифры продаж, а средняя цена купленного произведения составила 12 тыс. евро. Завершая арт-марафон, Маргарита Пушкина, основатель и бессменный директор Cosmoscow с 2010 года, отметила, что «ярмарка в очередной раз доказала, что рынок современного искусства в России крепнет и развивается, и сегодня Cosmoscow — это проект, далеко выходящий за рамки единичного ежегодного смотра современного искусства». Следующая ярмарка Cosmoscow пройдет в сентябре 2019 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs