Viennacontemporary — арт-ярмарка с русским акцентом

16:41 03.10.2018 Елена Рубинова,


С 27 по 30 сентября экспозиционная площадка Marx Halle — индустриальное выставочное пространство конца XIX века на юго-востоке австрийской столицы — в пятый раз принимала Viennacontemporary (VC), в которой участвовали 118 галерей из 27 стран. Viennacontemporary часто называют арт-ярмаркой с русским акцентом — сюда приезжают множество гостей из России и стран СНГ, а 70% акций VC принадлежит российскому предпринимателю и меценату Дмитрию Аксенову. За последние годы ярмарка окрепла, утвердив свои позиции на международной арт-сцене, и сохранила примерное распределение участников, что делает ее самой «восточной» из западноевропейских событий этого ряда: треть галерей — из Восточной и Центральной Европы, треть — австрийцы, треть — остальные.

«Венская арт-сцена сегодня вышла за пределы своих исторических арт-ценностей, и я очень рада, что Viennacontemporary входит в число событий нового поколения, которые наполнены свежей энергией. VC занимает особое место на арт-рынке благодаря нескольким факторам: самой высокой в мире концентрации восточноевропейских галерей, постоянно растущему международному размаху и тому особому вниманию, которое она уделяет развивающимся арт-рынкам», — отметила бессменный художественный директор ярмарки Кристина Штейнбрехер-Пфандт, которая, как было объявлено, покинет свой пост после завершения арт-форума, а к концу года станет известно имя нового куратора VC 2019.

 

Интересы самого Дмитрия Аксенова и его фонда ушли далеко за рамки ярмарки, и культурный диалог с Европой, в том числе и с Австрией, он строит на долговременной основе. Не так давно Аксенов основал Российский клуб друзей Зальцбургского фестиваля, при поддержке которого в Зальцбурге было организовано выступление Теодора Курентзиса и его оркестра.

На счету команды Аксенова — десятки реализованных российских и международных проектов в области современной культуры, искусства, инноваций, урбанистики, и, продолжая способствовать присутствию российских культурных институций на интернациональной сцене, Аксенов взялся за еще одно важное направление — реализацию концепции CultTech, согласно которой он активно внедряет новейшие информационные и технологические решения в сферу культуры. «Люди не могут взаимодействовать с культурой как прежде: поток информации и событий огромен, идет постоянный отбор, — считает российский меценат. — Поэтому мы полагаем, что внедрение цифровой трансформации в сфере культуры очень актуально, и хотим сделать все, что в наших силах, чтобы этому способствовать. Нам даже пришлось изобрести термин CultTech — такого слова не существовало, поскольку культура всегда была несколько в стороне от современных технологий, как бы оставлена на потом, но именно сейчас этим необходимо заниматься. Я убежден, что роль культуры будет только возрастать — цифровая среда и технологии разобщают людей, и культура будет элементом, скрепляющим общество».

Чтобы голос современного российского искусства стал громче и слышнее в мире, на ярмарке презентовали и еще одно немаловажное начинание — при поддержке Artnewspaper Russia и Aksenov Family Foundation уже в ноябре начнет выходить англоязычное онлайн издание Russian Art Focus. О том, чем займется новый медиапроект, рассказали сам Дмитрий Аксенов, издатель The Artnewspaper Инна Баженова, член наблюдательного совета Russian Art Focus Николас Ильин и главный редактор издания Ричард Уоллис.

Основную программу венской ярмарки, как и в прошлые годы, дополнил широкий спектр специальных событий, таких как ZONE1 и Explorations, и интересных сопутствующих мероприятий, например, Talks и авторские экскурсии. ZONE1, один из основных разделов ярмарки, курировала Виктория Дежако (Италия/Aвстрия) — он был посвящен исключительно сольным презентациям австрийских художников моложе 40 лет. Новая секция Explorations (Исследования)представляла собойстендовые презентации отобранных галерей. Этот раздел ярмарки курировал Надим Самман (Великобритания/Германия), чей свежий взгляд на искусство востребован многочисленными международными институциями. Самман не понаслышке знаком с российской арт-сценой: на его счету курирование Московской молодежной биеннале современного искусства в 2017 году, а совсем недавно он вернулся из поездки по регионам в рамках проекта Nemoskva.

Российских участников ярмарки не столь много — как и в прошлом году, их три. Питерская Anna Nova выставляла цифровые скульптурные рельефы Егора Крафта и новые эффектные инсталляции живущего в Германии художника Aljoscha, которые как нельзя лучше смотрелись под сводами Marx Halle. Многократный участник ярмарки московский галерист Сергей Попов (pop/off/art gallery) привез для своих европейских клиентов рекордное число художников — 13, в том числе работы Вадима Космачева, Виталия Пушницкого и Игоря Шелковского. Стенд владельца «Риджины» и аукциона Vladey Владимира Овчаренко, с недавних пор выступающего на международных ярмарках под новым брендом Ovcharenko, дал посетителям возможность приобрести работы Сергея Браткова и Сергея Зарвы. Но этим список российских участников не исчерпан — некоторые западные галереи успешно представляли известных русских художников, в том числе Вадима Захарова и Ольгу Чернышеву.

Работы выпускников ИПСИ (Института проблем современного искусства) и графические опусы Константина Новоселова — лауреата Нобелевской премии по физике, но начинающего художника — фонд Аксенова выставил на своем стенде. Художник и арт-дилер Александр Петрелли с бродячей галереей «Пальто», размещающейся на подкладке пальто своего носителя, оживлял подчас немного чопорный стиль здешней аудитории и активно знакомил ее с малоформатными работами звезд российского искусства.

Некоммерческая секция Focus, которая традиционно представляет искусство какой-либо восточноевропейской страны, на этот раз была посвящена Армении. Арт-сцена этой страны не столь часто оказывается в поле зрения, так что кураторы ярмарки смогли предложить интересный тематический поворот и для публики, и для коллекционеров.

Искусство на ярмарке торговалось в самых разных ценовых категориях — от нескольких сотен евро до сотен тысяч. Самый дорогой объект этого года — масштабная работа американского художника Роберта Лонго «Без названия» за $600 тыс., представлена галереей Thaddaeus Ropac, а абстракция Георга Базелица 1993 года чуть дешевле — €450 тыс. Но в целом сверхдорогое искусство здесь непопулярно, а, к примеру, такие имена, как Энди Уорхол (известная тиражная серия работ "Thirteen America’s Most Wanted” 1963 года — цена €15 тыс.) на стенде берлинской галереи Galerie Michael Schultz соседствуют с талантливыми работами недавних выпускников немецких и венских художественных вузов.

Год от года владельцы ярмарки все более продуктивно и изобретательно сотрудничают с городскими властями Вены, а те в свою очередь делают все возможное и невозможное, чтобы город получал свои культурные и туристические дивиденды от подобных форумов. Период проведения ярмарки насыщен богатейшей параллельной программой, привлекающей самую широкую аудиторию, в том числе  и туристов. Одновременно с VC в венской Альбертине проходят ретроспективы Клода Моне, в Музее Леопольда — выставка Эгона Шиле и Густава Климта. Сразу после завершения ярмарки в Музее истории искусств открылась главная европейская музейная выставка этой осени — уникальная экспозиция Питера Брейгеля, на которой собраны вместе 27 картин великого нидерандского художника, то есть примерно две трети всего, что сохранилось до наших дней.

У Viennacontemporary и ее российских владельцев большие планы. На открытии этого года Дмитрий Аксенов отметил, что хотел бы построить вокруг ярмарки «культурный Давос». «Наша цель — стать заметными на карте мира не только в области визуальных искусств. Мы хотим, чтобы Вена стала международным центром культуры и перемен в области культуры», — сказал он на открытии ярмарки, которая, по его мнению, может стать ядром для будущего большого международного форума, посвященного инновациям в области искусства. Следующая ярмарка пройдет в конце сентября 2019 года.