ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

«Человек, владеющий своим ремеслом, – обычно культурный, спокойный и востребованный»

14:55 24.10.2023 • Аида Соболева,

Среди высотных зданий и автомобильных развязок на востоке столицы расположен удивительный уголок старой Москвы, будто занесенный сюда из иного времени – это Рогожская слобода, духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви. Здесь стоит величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный архитектором Матвеем Козаковым по указу Екатерины II. Неподалеку от него находится розово-белый храм Рождества Христова начала XIX века. В северной части посёлка притягивает взгляд храм святителя Николая Мирликийского, построенный в псевдорусском стиле в 60-е годы  XIX века и похожий на сказочный терем (находится в ведении РПЦ).

20231015_120610.jpg

И над всем посёлком сияет золотой купол 80-метрового храма-колокольни Воскресения Христова. Храм был возведён в 1908-1913 гг. в память распечатания старообрядческих алтарей 17 апреля 1905 года Николаем II, а в 1990 году на его звонницу снова был поднят почти 4-тонный колокол, переживший трудные времена в стенах МХАТа.   

Все здания в Рогожской слободе отреставрированы и окружены высокими деревьями и красиво постриженными кустарниками, а осень еще более украсила эти сады, которые даже под дождем радуют глаз. Прихожане старообрядческих храмов отличаются строгостью облика – здесь не встретишь женщину в брюках и с ярким макияжем, а мужчины часто носят окладистую бороду и косоворотку.

В воскресный день 15 октября, в честь пришедшего накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, здесь проводился Фестиваль ремёсел. И Рогожский посёлок стал очень похожим на древнерусский городок. Как будто в историческом фильме: кто-то на деревянной тачке подвозил некие товары, плотники делали скамьи, широкоплечий кузнец раздувал меха,  горшечник лепил кувшины и блюдца, мастерица по окраске тканей окунала полотна в кипящие отвары из цветов и семян, кожевенники раскраивали куски кожи, а дети на травяной площадке играли в лапту.

Наблюдать за тем, как создаётся вещь, было очень интересно. И хотя моросил дождь, у каждой палатки, где работали мастера, было много зрителей – в основном, родители с детьми. Вещи, которые делали ремесленники, продавались, но особенно посетители были рады забрать на память то, что они под руководством мастеров сделали своими руками. Кроме этого, на ярмарке можно было купить мёд, копчёную рыбу и выпечку, а также бесплатно налить себе чай из большого самовара.

Всего около тридцати различных ремёсел были представлены в этом «Городе мастеров». Здесь было прядильное и золотошвейное дело, роспись пряников и допетровская каллиграфия, чеканка и бисероплетение. Меня заинтересовали фигурки в виде каких-то козочек, барашков и бычков, похожие по форме на свистульки. Надпись «Поморские козули» расшифровала мне мастерица Ирина Маслова, педагог-этнограф, создатель историко-этнографического музея «Тульский однодворец»:

3R3A0024.jpg

  – «Козули» – это козы, сделанные из солёного ржаного теста. Обычай делать под Новый год такие фигурки из теста и обмениваться ими идёт еще с дохристианских времён, а с приходом христианства на Русь он остался частью народной культуры. Через плодовитость козы как основного сельскохозяйственного животного в древние времена должны были стимулироваться силы земли, давая ей плодородие, и силы человека. Всё было увязано в один жизненный цикл: плодородие животных, плодородие земли и плодородие человека. А выживание человека фактически зависело от урожая и, в частности, от ржи, которая на Севере была главной сельскохозяйственной культурой.  Эти фигурки поморы делают до сих пор на Рождество, часто не зная истоков этого обычая, - сказала она.

Организаторы фестиваля Анастасия Федорова (справа) и Елена Унтилова.jpg

Члены Оргкомитета Анастасия Фёдорова (справа) и Елена Унтилова

Фестиваль ремёсел проходил при поддержке Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви и Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Одним из главных организаторов мероприятия была  создатель и руководитель проекта «PRO ремесло» Анастасия Фёдорова, в прошлом сотрудник  Управления по взаимодействию с религиозными организациями этого Департамента, психолог и юрист по образованию.

– В настоящее время я занимаюсь продвижением проектов по взаимодействию с религиозными организациями в направлении «Религии и ремёсла».  В основном, мы работаем с Русской Православной Церковью, с Русской Православной Старообрядческой Церковью и с Преображенской православной общиной старообрядцев-беспоповцев.

– Какая основная цель этого фестиваля ремёсел?

– Мы пропагандируем ремесла как досуг для семьи. Часто каким-то ремеслом занимается целая семья, нередко многодетная,  где мама с детками и отец семейства своими руками в свободное время творят что-то хорошее.  С другой стороны, это может быть дополнительным заработком или даже сменой профессии, перепрофилированием. У меня есть несколько знакомых ремесленников, которые несколько лет работали в офисах, а потом им это надоело и они решили что-то создавать своими руками.  

– Ещё мы пропагандируем ремесла с точки зрения психологии – чтобы разгружать людей от негативных эмоций. Современный человек перегружен информацией. На него столько всего на него льётся из виртуального пространства, что его психика начинает уставать, происходит эмоциональное выгорание.  А здесь мы создаём «живые» предметы, которые можно потрогать, ощутить, они настоящие, сделаны с душой! – сказала Анастасия Фёдорова.

3R3A0321.jpg

– Мы рассказываем в нашем проекте про историю, про то, как развивалось ремесло и как через ремесло развивалось социальное взаимодействие людей, их культура.  Культуру и ремёсла нельзя разделять. У нас есть мастера, которые воссоздают музыкальные инструменты древности: гусли, балалайки. Некоторые из них преподают музыку детям и дают мастер-классы для взрослых.

20231015_113934.jpg

– Мы пропагандируем здоровый социум – сообщество людей со здоровой психикой, со здоровой семьёй. Вообще умение что-то делать своими руками и головой необходимо для развития здорового человека. Овладение ремеслом очень важно, если говорить о том, чтобы человек развивался как личность.  Человек, владеющий своим ремеслом, – обычно культурный, спокойный и востребованный.

– Наверно, поддержание ремёсел важно и как сохранение национальных традиций?

3R3A0147.jpg

– Конечно. Занятие старинными ремёслами напрямую связано с сохранением традиций нашего государства, исконно русских ценностей. Мы воссоздаём на практике то, как это делалось раньше и как это передаётся из поколения в поколение, через века и эпохи. Среди участников нашего проекта много потомственных ремесленников – из семей, где родители передают секреты мастерства детям, а сами получили их от своих отцов и дедов. 

– Как у вас родилась идея такой ярмарки?

– Идея родилась несколько лет назад, когда из-за ковида нельзя было проводить массовых мероприятий. Мы начали в режиме онлайн размещать ролики, рассказывающие о различных ремёслах, об истории того или иного дела, о самих мастерах. Например, в видеороликах о ковке мы рассказывали, насколько тяжело добывался металл и насколько он был ценен. Постепенно сложилась хорошая база контактов умельцев, настоящих мастеров традиционных ремесел.

3R3A0108.jpg

Сегодня всех героев этих роликов можно увидеть здесь вживую. Например, вот реконструкция процесса бусоделания – не так часто можно наблюдать, как в древности на Руси производились стеклянные бусы. Или у нас здесь работает кузнец с мехами образца примерно XVII века – то есть, не электрическими, какими пользуются кузнецы в наше время, а историческими, реконструирующими то приспособление, которое использовалось задолго до изобретения электричества.  У нас здесь стоит площадка вязания костяной иглой – это тоже редко, где можно сейчас увидеть. Есть тут и свечная мастерская, где свечи лепятся вручную.

Работают кожевенники, которые изготавливают обувь по старинным лекалам из Великого Новгорода, а также кожаные мячи, которыми наши далёкие предки играли в различные игры – остатки таких мячей были найдены археологами при раскопках.

DSC_0428.jpg

На ярмарке есть выездной «Музей истории», где можно посмотреть, как в старину выглядели куклы, одежда, посуда, предметы домашнего быта. Это современные вещи, сделанные по старинным технологиям. То есть мы хотим показать нашим современникам, как производилась та или иная продукция много веков назад, сколько в нее вкладывалось труда, сноровки, любви и смысла. И качество было, конечно, лучше – вещи служили очень долго, десятилетиями, а некоторые даже столетиями, передавались по наследству. Сейчас всё это производится фабричным способом в промышленных масштабах, это легко можно купить за небольшие деньги, но вещи недолговечны, плохого качества, а некоторые вообще одноразовые, – сказала Анастасия Фёдорова.

DSC_0001.jpg

Рогожский посёлок в Покровское воскресенье всего на несколько часов превратился в «Город мастеров». Но, возможно, многие из этих ремесленников примут участие в ставшей уже традиционной весенней старообрядческой ярмарке на Неделе Жён-Мироносиц, которая в 2024 году начнётся 19 мая, на третьей неделе после православной Пасхи.

 

Фотo автора и Александра Иванова

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати