В музее им. М.Н.Ермоловой в Москве с 19 января по 25 февраля открыта выставка «Гений русского балета. Посвящение Галине Улановой», приуроченная к 100-летию великой русской балерины.
«Обыкновенная богиня» - так называл Галину Сергеевну Уланову крупнейший композитор XX века Сергей Прокофьев, подаривший однажды любимой балерине свой смешливый образ в виде фарфоровой статуэтки. Этот памятный сувенир-шарж теперь соседствует с единственным в своем роде экземпляром фарфорового изделия-Джульетты в квартире-музее Г.С.Улановой на Котельнической набережной в Москве. Эксклюзивная «Джульетта» была создана специально для Галины Улановой английской фирмой. Когда в 1956 году на сцене Королевского оперного театра Ковент-Гарден в Лондоне Г.Уланова танцевала Джульетту, публика аплодировала стоя, и в память об этом на адрес балерины в СССР пришёл необыкновенный подарок.
Галина Уланова. Ковент-Гарден, 1956 г.
На открывшейся в московском музее М.Н.Ермоловой выставке, посвященной 100-летию со дня рождения великой балерины, прославившей не только русский, но и мировой балет, можно увидеть немало её личных вещей – от платьев и сценических костюмов, до мельчайших предметов туалета – булавок для волос, брошей, шкатулок, миниатюрных портретов, балетных туфель.
Тихомировы Л.П. и О.В.1967 г.
Как рассказала журналу «Международная жизнь» директор музея-квартиры Г.С.Улановой Оксана Карнович, французская фирма Кристиан Диор шила наряды специально для Галины Сергеевны. Некоторые из них представлены в экспозиции. В основном же выставка состоит из полотен российских художников, запечатлевших неповторимый облик гениальной балерины, её танец, сравнимый с парением духа, выразительный и легкий. Экспозицию дополняют картины на тему балета.
О.Г.Верейский (1915 - 1993 г.) Г.С.Уланова
Неслучайно на вернисаже собрались и любители живописи, и поклонники изысканного танца. Инициатором и организатором выставки стали Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, музей-квартира Г.С.Улановой совместно с «Товариществом передвижных художественных выставок. XXI век (Санкт-Петербург)».
Василий Братанюк. На репетиции.
Выставка дает представление не столько о развитии русской балетной школы, сколько о неуловимой и неоспоримой красоте, возвышенности этого сложнейшего из искусств, сопряженного со многими ограничениями, аскезой и требующего абсолютной самоотдачи. История русского балета и его влияние на развитие мирового искусства неразрывно связано с именем знаменитой русской балерины Галины Сергеевны Улановой. Выставка в полной мере отражает идею о значении личности, индивидуальности, формирующей основу, традицию и перспективу любого вида искусства и балета в частности. В экспозиции представлены живописные полотна и графика современных художников, чьи имена хорошо известны - Василий Братанюк, Николай Блохин, Наталия Вишнякова, Анна Виноградова, Наталья Туруновская, Борис Семенов, Марина Рубанова Елена Степура, Нина Ромадина и другие.
В созданных ими образах отечественная балетная школа персонифицирована такими громкими звездными именами, как Галина Уланова, Анна Павлова, Майя Плисецкая, прима Мариинского театра Диана Вишнева, прима Государственного Большого театра Светлана Захарова.
Василий Братанюк. Прима-балерина Светлана Захарова
Василий Братанюк. Николай Цискаридзе «Синий Бог»
Василий Братанюк. Майя Плисецкая
Василий Братанюк. Прима-балерина Ульяна Лопаткина
Б.Семенов.
Елена Степура. «Джульетта»
Отдельно звучит тема «первых шагов в балете» и посвящена юным учащимся хореографического училища Большого театра и Вагановского балетного училища в Санкт-Петербурге, будущим примам. Они впервые познают горечь и боль, пот и кровавые мозоли на ногах, стертые косточки на пальцах – все это, чтобы, выйдя на сцену, забыть о потерях и утверждать вечную гармонию человеческого тела и духа. Только одухотворенное искусство имеет право на долгую и прекрасную жизнь, возвышая своего зрителя.
Анна Виноградова. Учащиеся
Василий Братанюк. Анастасия Шелепанова
Василий Братанюк. Ирина Ачилова
Галина Сергеевна Уланова – народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР оставила богатое наследие своих учеников. На вернисаже присутствовали ветераны сцены Большого театра, художники Москвы и Санкт-Петербурга, сотрудники музеев, журналисты, поклонники балета и начинающие танцовщики. Художник из Санкт-Петербурга Василий Братанюк, в чьем творчестве тема балета занимает особое место, рассказал о своих встречах с Галиной Сергеевной Улановой. Перед слушателями предстала не только великая Уланова, таланту которой рукоплескал весь мир, - а необыкновенный по своим духовным качествам человек, умеющий высоко ценить добрую улыбку, трудолюбие, вдохновение художника, способная на откровения и дружбу. Так В. Братанюк рассказал, что, живя и работая в Ленинграде, а именно с этим городом у Галины Сергеевны были связаны и первые выступления на сцене Мариинского театра, и первое признание её как выдающейся балерины XX века – Галина Сергеевна, входя в дубовые двери Вагановского училища, всегда была сопровождаема стаей белых голубей, которые кружили вокруг неё, создавая визуальный образ невесты. И так было практически всегда.
Василий Братанюк. Галина Уланова в окружении белых голубей
Ещё, - вспоминал Василий Братанюк, - как на генеральных репетициях, т.н. прогонах перед большими премьерами Галина Сергеевна ощущала и видела в зеркалах фантомы прежних артистов, которых могла бы узнать и назвать по именам. Только никому об этом никогда не говорила, боясь быть непонятой. А молодому художнику, глаза которого вызывали доверие и уважение, осмелилась рассказать. Ценность картин Василия Братанюка заключается еще в том, что он рисовал Галину Сергеевну с натуры за работой, когда она этого не видела, а если и видела, то не отвлекалась. Так было неоднократно в разные годы – в 1983, в 1988, в 1995 годах.
Василий Братанюк.
Ученица Галины Сергеевны народная артистка СССР Людмила Семеняка, сказала, что никогда не видела Галину Сергеевну выступающей на сцене, но жадно впитывала всё, чему учила её великая балерина. Выступая перед гостями вернисажа, Людмила Ивановна поделилась своими ценными воспоминаниями, рассказав, как народная артистка СССР трепетно относилась к театральным костюмам, пуантам, к сцене, сколько сил и души вкладывала в своих учеников и учениц, как переживала за их успехи и учила не допускать поражений. Галина Сергеевна и в жизни была образцом элегантности и стиля, не позволяя себе ни в чем малейшей небрежности.
Народная артистка СССР Людмила Семняка
Василий Братанюк. Эскиз
Валерий Выборжанин – куратор выставки и председатель «Товарищества передвижных художественных выставок (Санкт-Петербург» - подчеркнул, что экспозиция, представленная по случаю 100-летия гения русского балета - Галины Улановой, была стала одной из уже состоявшихся выставок, вдохновленных идей возрождения русских художников-передвижников начала XX века.
Л.Вячеславова «В ожидании танца»
«Товарищество» устраивает свои выставки по всем городам России, знакомя тех, кто не может попасть в столицу, с произведениями отечественных мастеров кисти. Художественное объединение «Товарищество передвижных выставок…» было основано в 2005 году в Санкт-Петербурге, чтобы возродить лучшие традиции отечественных деятелей искусства и меценатства. С каждым годом «Товарищество» набирает силу, вовлекая в процесс все новые имена, распространяя свою деятельность на многие регионы России и соседних стран.
Василий Братанюк. Перед выходом на сцену.
Марина Рубанова. Галина Уланова.
Выставка, несмотря на величественную дату – 100-летие гения русского балета – Галины Сергеевны Улановой - достаточно камерная, но при этом дает понять, как важны для общества такие герои и героини, которые не позволяют снижать высокие стандарты качества нашей жизни – ни в избранном деле, ни в помыслах, ни в отношении к незыблемым основам – таким, как честь и труд. Всё это спрессовано в одном имени – Галина Уланова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs