Игорь Юшкевич во время работы в университете штата Техас, 1973 год
Имя Игоря Юшкевича, стоит в одном ряду с именами величайших танцоров балета XX века – Вацлавом Нижинским и Рудольфом Нуриевым. На протяжении многих лет его мастерство вызывало восхищение зрителей и критиков, находивших, в его стиле идеальное воплощение традиций русского классического балета.
К заслугам Юшкевича следует также отнести плодотворную педагогическую деятельность в качестве художественного директора Международного конкурса балета в Нью-Йорке (New York Ballet International Competition – NYBIC). Этот конкурс, учрежденный им совместно с Илоной Коппен (Ilona Coppen) в 1983 году, вплоть до его закрытия в 2013-м, предоставлял молодым танцовщикам со всего мира уникальную возможность изучить классический репертуар, пройти обучение у мастеров балета и выступить в Нью-Йорке, что нередко становилось для них началом успешной профессиональной карьеры.
Игорь Юшкевич и Илона Коппен во время репетиции конкурсной программы NYBIC, 1993 год
Наряду с этим он вместе с женой Анной и дочерью Марией преподавал в своей собственной школе в Нью-Йорке, а с 1971 по 1982 год на факультете драматических искусств университете штата Техас в Остине.
Творческий союз с прославленной кубинской балериной Алисией Алонсо, возникший в 1947 году благодаря русскому хореографу Джорджу Баланчину при постановке невероятно сложной в техническом плане «Темы с вариациями», обозначил целую эпоху в истории развития балета на Американском континенте и привел к возникновению профессиональной балетной труппы на Кубе, первым солистом которой стал Юшкевич. С трудом можно представить, что такие выдающиеся достижения принадлежат человеку, который до 20 лет даже не думал о карьере танцовщика.
Игорь Иванович Юшкевич родился 13 марта 1912 года в семье провинциального судьи, в Пирятине, что на Украине. Спасаясь от ужасов Гражданской войны и преследований со стороны большевиков его родные эмигрировали в Югославии. После окончания гимназии Игорь Юшкевич поступил в университет в Белграде и готовился стать инженером, но судьба неожиданно привела его на сцену. В 1930 году известная в Югославии балерина Ксения Грунт, занимавшаяся подготовкой собственного концерта, включила в программу выступление группы гимнастов из Союза русского сокольства. Игорь Юшкевич привлек ее внимание своими уникальными физическими данными и природной музыкальностью. Ксения научила юного гимнаста основам бального танца и смогла убедить в том, что балет является его призванием. Нельзя сказать, что первые уроки танца давались Игорю легко, но он уже почувствовал, как его увлекает классический танец возможностями самовыражения.
В течение двух последующих лет он интенсивно занимался под руководством Ксении Грунт, одновременно выступал в качестве ее партнера на сцене и посещал частную школу бывшей солистки дягилевской труппы Елены Поляковой. Вместе с Ксенией Грунт Юшкевич дебютировал в 1934 году в Париже, где в дальнейшем совершенствовал свою технику у выдающегося балетного педагога Ольги Преображенской. Эти занятия положили начало стремительному взлету и блестящей профессиональной карьере Игоря Юшкевича. В этом же году он был принят в труппу Брониславы Нежинской Les Ballets de Paris, а через год перешел в труппу Леона Войцеховского, где во время гастролей 1935 года в Лондоне на сцене театра «Колизей» с большим успехом исполнил партию Адониса в постановке Михаила Фокина «Призрак Розы». Через два года труппа отправилась в десятимесячное турне по Австралии. В ее составе оказалась танцовщица Анна Скарпова. Итальянка, родившаяся в 1912 году в России, – отец у нее был родом из Урбино, а мать русская, – изменила согласно балетной моде того времени свою фамилию Скарпа на русский манер. В 1938 году Анна стала женой Игоря Юшкевича и этот брак оказался невероятно прочным и счастливым.
После возвращения в Европу, успевший завоевать признание публики Игорь Юшкевич стал премьером труппы Ballet Russe de Monte Carlo, главным хореографом которой после смерти Дягилева стал Леонид Мясин. Сезон 1938 года в лондонском театре Drury Lane ненадолго свел Юшкевича с первой дамой британского балета того времени Алисией Марковой. Он стал ее партнером в «Жизели», а затем в специально поставленных Леонидом Мясиным для них номерах на музыку 7-й симфонии Бетховена и Шостаковича. Помимо Марковой Юшкевичу в конце 1930-х годов довелось танцевать с такими звездами балетной сцены как Тамара Туманова, Александра Данилова и Ирина Баронова.
Во время войны труппа перебралась в США, а Игорь Юшкевич в 1944 году принял американское гражданство и отправился добровольно служить на флот, где стал инструктором по физической подготовке. На момент демобилизации Юшкевичу исполнилось 34 года, а избыточный вес и физическая форма могли бы другого заставить забыть о балете и возвращении на сцену. Но это стало только прологом к самому блистательному периоду в карьере танцовщика. Благодаря поддержке жены, Игорь Юшкевич преодолел терзавшие его сомнения, в кратчайший срок обрел сценическую форму, и в том же году был принят в состав труппы Джорджа Баланчина Ballet Russe Highlights, а чуть позже стал премьером в Ballet Theatre, известном теперь как American Ballet Theatre, с которой он выступал до конца 1950-х годов. Здесь его судьба свела с выдающейся балериной Алисией Алонсо, сотрудничество с которой вышло далеко за рамки профессиональных отношений. Юшкевич с энтузиазмом принял предложение выступать в составе ее собственной труппы Alonso's Cuban Ballet, и на протяжении нескольких лет выступал с Алисией Алонсо, как на кубинской сцене, так и во время гастрольных поездок по странам Латинской Америки, не прекращая работу в American Ballet Theatre. Наибольшее признание у любителей балета в США и латиноамериканских странах получили выступления Юшкевича-Алонсо в спектаклях «Аполлон Мусагет» и «Лебединое озеро». Особенно ярко артистизм пары проявился в па-де-де из «Щелкунчика». Уместно заметить, что у Алонсо в 19 лет началось отслоение сетчатки обоих глаз, временно она даже ослепла, а несколько перенесенных операций не принесли желанного результата: отсутствие периферического зрения и частичная слепота на один глаз создавали сложнейшие профессиональные проблемы. Балерина научилась мысленно репетировать свои роли, заучивая каждое движение. Осветители по ее просьбе устанавливали дополнительные прожекторы и софиты, помогавшие ей ориентироваться на сцене. В любом случае, она нуждалась в особой помощи и внимании партнеров, и Юшкевичу удавалось это в полной мере.
Алисия Алонсо и Игорь Юшкевич, па-де-де из балета «Щелкунчик», 1947 год
Впрочем, такое же внимательное отношение он проявлял ко всем свои партнершам, демонстрируя при этом безупречную технику, элегантность и выразительность пластики. Его стиль надолго стал примером для подражания и источником творческого вдохновения для многих начинающих артистов балета в США и Латинской Америке. Популярности Юшкевича способствовал выход в 1956 году на экраны хореографической антологии «Приглашение к танцу» с его участием. После революции 1959 года труппа Алисии Алонсо получила прочную государственную поддержку и стала именоваться Национальным балетом Кубы. В первые послереволюционные годы Игорь Юшкевич, несмотря на то, что завершил сценическую деятельность, активно помогал Алисии Алонсо в формировании труппы, в августе 1959 года, вошел в состав жюри международного конкурса по отбору танцовщиков для Национального балета Кубы, а затем в качестве первого солиста и члена худсовета коллектива сопровождал труппу во время первой послереволюционной гастрольной поездки по странам Латинской Америки. Сольные номера русского танцовщика и его выступления с Алисией Алонсо пользовались неизменным успехом у зрителей. По завершении гастролей Игорь и Алисия танцевали в балете «Коппелия», поставленном 13 декабря на сцене театра «Аудиториум». Это было последнее выступление Юшкевича на Кубе. Продолжительный кризис кубино-американских отношений положил конец плодотворной совместной работе двух мастеров балета. Они смогли встретиться снова лишь 15 лет спустя, во время первой после долгого перерыва гастрольной поездки Национального балета Кубы в США. В свою очередь, Алисия Алонсо стала почетной гостьей гала-фестиваля, посвященного 50-летию сценической деятельности и 70-летию со дня рождения Юшкевича, организованного в 1982 году Техасским университетом в Остине. Балерина, вступившая в седьмой десяток, безукоризненно исполнила для друга и его гостей адажио из «Лебединого озера».
Алисия Алонсо, 1979 г.
Фестиваль в Остине собрал легендарных звезд балета, с которыми довелось танцевать и сотрудничать Юшкевичу, включая Анну Данилову, Анатолия Вильтзака, Наталью Крассовскую, Джорджа Зорича, Леона Даниеляна, Александру Надаль и других. Дни фестиваля были заполнены мастер-классами, лекциями и демонстрациями с их участием, и завершились концертной программой, подготовленной воспитанниками Игоря Юшкевича. В приветствиях, адресованных виновнику торжества, отмечались не только его профессионализм, но и замечательные человеческие качества – доброжелательность в отношениях с коллегами, обостренное чувство справедливости и собственного достоинства.
Эти качества высоко ценились также многочисленными друзьями Игоря Юшкевича в русской диаспоре. Об этом свидетельствуют, в частности, воспоминания Нины Петровны Рождественской. С Юшкевичем ее познакомил дядя Олег Алексеевич Роже (Рождественский) в 1977 году, когда она приехала по его приглашению в США. В те годы такой визит выглядел очень необычным, многие хотели узнать из первых рук о жизни в Советском Союзе, тем более, что Нина Петровна благодаря своему происхождению и кругу общения бабушки Нины Михайловны Рождественской, урожденной Ван-дер-Шкруф, была знакома с многими артистами Кировского театра, включая Наталью Дудинскую, Константина Сергеева, Татьяну Вечеслову, Николая Печковского. Олег Алексеевич устроил тогда большой прием, на который пригласил своих многочисленных русских друзей.
Как рассказывает Рождественская, она сразу обратила внимание на мужчину с аристократическими манерами и фигурой матадора. Когда их представили друг другу, она увидела, какие добрые глаза у этого человека, как он искренен и непосредственен в общении. Олег Роже и Игорь Юшкевич, у которого была также квартира в Нью-Йорке на Манхэттене, жили по соседству в Нью-Джерси. Помимо общих воспоминаний и дружеских привязанностей их объединяло увлечение игрой в покер и рыбалкой. Насколько известно Рождественской, в Нью-Джерси у Игоря Юшкевича других друзей не было, поэтому они довольно часто ходили друг к другу в гости, приглашая третьим для игры в карты священника Владимирской церкви отца Георгия. Если в роли хозяина выступал Юшкевич, то его друзей ожидал приготовленный им наваристый украинский борщ и графин с отменной водкой. И в том, и в другом Игорь Иванович знал толк. Мужчины после этого уходили играть в карты, а женщины погружались в воспоминания о России и своем прошлом.
Тина, так звали близкие друзья Анну Юшкевич, любила вспоминать, как во время Гражданской войны ее семья нашла временное пристанище в поместье брата матери Владимира Ильича Ульянова – полного тезки вождя революции, и как к нему как-то раз пришли на поклон местные большевики. Брата от греха подальше спрятали, а чтобы «обман» не обнаружился, ему пришлось после этого бежать на Юг в Белую Армию.
Жили Юшкевичи довольно скромно, как в Нью-Йорке, так и в Нью-Джерси. Обращал на себя внимание их большой старый автомобиль, такие модели были популярны в 1950-х годах. Самыми интересными деталями интерьера квартиры в Нью-Йорке являлись фотографии самого Юшкевича и его знаменитых партнеров, сделанные в разные годы, а также яркая афиша гала-фестиваля в Техасском университете 1982 года. Рядом с ними висел диплом лауреата премии Dance Magazine Award (1958). В 1991 году его дополнил диплом Capezio Dance Award.
Игорь Юшкевич за стойкой бара в своей нью-йоркской квартире, 1993 г.
Игорь и Анна Юшкевич (справа) принимают друзей в нью-йоркской квартире после гала-концерта (вторая слева Нина Рождественская), 1993 год. Фотo из архива Н.П. Рождественской
Нине Петровне довелось также попасть на гала-концерт и торжественную церемонию награждения победителей New York Ballet International Competition в 1993 году. Почетным председателем жюри конкурса выступала тогда госпожа Хилари Клинтон, а одним из членов жюри являлась Майя Плисецкая. Гала-концерт и церемония награждения прошли в Alice Tully Hall Линкольнского центра исполнительских искусств на Манхэттене.
Группа почетных гостей и организаторов гала-концерта в Alice Tully Hall (в центре Игорь Юшкевич), 1993 год. Фотo из архива Н.П. Рождественской
Майя Плисецкая со своим импресарио (стоят – Нина Рождественская, Игорь Юшкевич и подруга его жены), 1993 год. Фотo из архива Н.П. Рождественской
Учредители конкурса NYBIC Игорь Юшкевич и Илона Коппен (слева от них – Анна Юшкевич с подругой и Нина Рождественская), 1993 год. Фотo из архива Н.П. Рождественской
Анна Юшкевич с участницей конкурса NYBIC из Перми (слева подруга Юшкевич и Нина Рождественская), 1993 год. Фотo из архива Н.П. Рождественской
Сам Игорь Юшкевич выступал в роли художественного руководителя конкурса, занимаясь постановкой номеров и подготовкой молодых танцоров. Его вклад в искусство балета организаторы фестиваля отметили золотой медалью, которой не смогли добиться остальные участники конкурса. Серебряные медали досталась Николь Зиперт, будущей первой солистке Берлинского государственного театра оперы и балета, и Бернарду де Бутелье, ставшему через несколько лет ведущим танцовщиком Парижского театра оперы и балета. Среди других участников обратила на себя внимание воспитанница Пермского хореографического училища, не попавшая в число победителей и участников концерта, но тепло принятая публикой.
В этом же году Игорь Юшкевич последний раз посетил Гавану, чтобы принять участие в праздновании 50-й годовщины дебюта Алисии Алонсо в балете «Жизель» и 45-летия со дня основания Национального балета Кубы, откуда он привез свою последнюю награду – диплом Premio del Gran Teatro de La Habana.
Через год выдающегося танцовщика не стало, он умер от сердечной недостаточности в Нью-Йорке, а его останки обрели покой на кладбище East Ridgelawn в Клифтоне, штат Нью-Джерси.
Фотo могилы Юшкевича
13 июня исполнилось 40 лет со дня кончины Игоря Юшкевича, выдающегося деятеля культуры Русского Зарубежья, достижениями которого в балете по праву может гордиться Россия, но как мало мы знаем о его жизни. Вероятно, книга Рода Кироса (Rod Quiros) «Игорь Юшкевич», изданная в 1956 году в США, остается единственной посвященной истории жизни и творчества выдающегося танцовщика. В 1997 году скончалась жена Игоря Юшкевича Анна, до последних дней жизни преподававшая в Broadway Dance Center, ушли из жизни большинство его партнеров по сцене и педагогической деятельности. В этом скорбном списке одно из последних имен принадлежит Алисии Алонсо, чья смерть на 98-м году жизни наступила в 2019 году, которая много могла бы рассказать о своем друге. Остаются невостребованными личные архивы Юшкевича, хранящиеся в университете штата Техас и Нью-Йоркской публичной библиотеке, включая аудиозаписи интервью, взятого у танцовщика журналисткой и писательницей Мэрилин Хант (Marilyn Hunt) в 1977 году. Все эти материалы ждут исследователя, который поможет вернуть из забытья и сохранить для истории имя Игоря Юшкевича.
Игорь Козырь, Санкт-Петербург, октябрь 2024 г.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs