1 июля 1789 года. Две недели до взятия Бастилии. Большой театр города Бордо. Хореограф, педагог, танцовщик Жан Берше д’Оберваль выводит на сцену не богов и богинь, а современников зрителей, причём представителей самых низов общества: фермеров и крестьян. Это был шок и триумф одновременно. Так балетная «Бастилия» пала прежде реальной. Невозможный до этого, «Балет о соломе» - это изначальное название «Тщетной предосторожности» - впервые в истории показал жизнь простых людей, их радости и печали.
Зная сейчас балеты Чайковского, Минкуса, Прокофьева, Адана и других великих композиторов, трудно себе представить, что этот балет не имел никакой специальной музыки. Постановщики использовали любые понравившиеся им мелодии. Только почти через полвека французский композитор Фердинан Герольд написал для спектакля постоянную музыку. Затем свой музыкальный вариант сделал немецкий композитор — Петер Людвиг Гертель. Так, у «Тщетной предосторожности» появилось сразу две музыкальные партитуры. И это не случайно. Балет очень популярен и за время своего существования шёл и продолжает идти чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах.
Свою лепту во французский спектакль внёс английский хореограф - Фредерик Аштон. Сэр Фредерик Уильям Малландейн Аштон был сыном британского дипломата Уильяма Мелландейна, и родился в эквадорском городе Гуаякиль. Судьбу его решила встреча в Перу с искусством выдающейся балерины Анны Павловой в 1917 году. Юноша был так потрясен, что решил стать танцовщиком. Семья естественно воспротивилась. Пытаясь отвлечь наследника, его отдали в колледж для получения экономического образования, а затем определили на работу в лондонское Сити. Но это не помогло. Юноша не мог забыть Анну Павлову. Как писал сам хореограф, он «был отравлен ее ядом и с того вечера хотел танцевать, как она»… Аштон воплотил свою мечту в жизнь, и сегодня он считается одним из создателей английского балетного репертуара и автором первого национального английского балета.
Однажды в Британском музее Фредерик Аштон обнаружил либретто «Тщетной предосторожности» Доберваля. На основе найденного либретто и постановки Петипа-Иванова, о которой ему рассказала одна из лучших исполнительниц партии Лизы в России Тамара Карсавина, в 1960 году он создаёт для лондонского «Ковент-Гардена» свою веселую и зрелищную версию балета. Воплощая замысел хореографа, композитор Джон Ланчберри соединяет в музыке на первый взгляд несоединимое: мелодии Гертеля, аллюзии и прямые цитаты из Вебера, Россини, даже из Пасторальной симфонии Бетховена, из «Лисичек-плутовок» Леоша Яначека, из финальной сцены «Кавалера розы» Рихарда Штрауса и т.д., и т. п. Удивительным образом, все заимствования соединились в единое чудесное целое, и в результате родился блестящий остроумный цельный спектакль. Именно эта версия «Тщетной предосторожности» идёт с марта 2014 года в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловском театре. Балетмейстеры-постановщики: Михаил Мессерер, Майкл О'Хэйр.
О чем же балет? Сюжет самый непритязательный: находчивые влюблённые - главные герои - Лиза и Колен - ловко дурачат богатого жениха и корыстолюбивую мать невесты. Везде, во всех театрах мира, спектакль имеет именно такой смысл. Но всё меняется, когда на сцену в образе вдовы Симоны (матери Лизы, роль которую традиционно исполняет мужчина) выходит король танца, классический премьер, ныне исполняющий обязанности ректора Академии русского балета, народный артист России Николай Цискаридзе. Как отмечается в одной из статей на сайте театра: «…Вместо истории про то, как находчивые влюбленные обвели вокруг пальца недалекую мамашу, вышел рассказ о том, как эта самая мамаша попыталась выгодно выдать дочку замуж, да перемудрила.
Новые сюжетные акценты потребовали перезагрузки персонажа. Пожилая, нескладная фермерша уступила место даме чуть за сорок с пышными формами, тонкой талией и изящными щиколотками. Исчезла смешная семенящая походка — героиня Цискаридзе движется как флагманский крейсер, с четким осознанием собственной привлекательности и поставленных задач. Вернее, одной, магистральной задачи: все дочки, слава богу, пристроены, осталась последняя. «Сдать» ее — и вот она, долгожданная свобода…и впереди еще много прекрасных лет.
В том, что годы будут таковыми, сомневаться не приходится — у мадам масса нерастраченных чувств. Достаточно посмотреть, с каким задором она треплет по холке смирного пони; как аффектированно, накрывшись кружевными юбками, падает в обморок; как жадно пьет вино прямо из графина; как истово мечет в Колена горшки; и с какой страстью отбивает чечетку… После появления в спектакле Николая Цискаридзе дочь без возражений отошла на второй план»…
«Тщетная предосторожность» — самый старинный дошедший до нас классический балет. Но эмоции, которые он дарит – самые свежайшие и сильнейшие. Зал улыбается, сочувствует, хохочет. Действительно, показывать танцем сильные чувства естественно. Но вот представить языком балета комедию – настоящая редкость. Постановщикам и артистам Михайловского театра Петербурга это удалось! У меня улыбка не сходила с уст весь спектакль, и я сама видела, как в голос заливалась смехом девочка лет 10-11, наблюдая сцену «мечтаний Лизы о замужестве». Взрослому зрителю тоже есть над чем посмеяться и чем насладиться…
С лёгкой ноги Николая Цискаридзе роль вдовы Симоны стала подарком для танцовщиков, не просто продлив им сценический век, а продлив его в абсолютно звёздной роли.
Зал в едином порыве радовался и аплодировал от души. Десять вызовов на поклон. Десять!.. Да, давно такого я не видела. Браво, все артисты и оркестр! И брависсимо, Цискаридзе!
"Тщетная предосторожность" – не самый популярный балет. Даже не все театралы его знают. Но, если у вас будет возможность посетить спектакль Михайловского театра, рекомендую. Рождённый во Франции, изменённый в Англии, переосмысленный и доведённый до блеска в России, балет гарантированно подарит вам радость, приподнятое настроение и эстетическое наслаждение.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs