«Репетиция», Василий Братанюк, 1998 г.*
Интервью с выпускницей Академии русского балета им. А.Я.Вагановой – Александрой Гринчак
«Международная жизнь»: Александра, как Вы полагаете, балет для молодого человека XXI века - исчезающий вид искусства или вполне современный?
Александра Гринчак: Однажды я задумалась: а человеческое тело может быть произведением искусства? Не изображённое на холсте или на фотографии, или в виде скульптуры, а непосредственно в моменте? Ответом на этот вопрос, для меня, стал балет. Вся моя жизнь наполнена безудержной любовью к прекрасному. Я стараюсь каждую секунду находить красоту в любых мелочах: в ярком солнце, пробивающемся сквозь зеленую листву, в волшебных колонах коринфского ордера, украшающих Казанский собор, или в глубочайшем спокойствии вод Фонтанки. Я влюблена в искусство, в живопись, в поэзию, в музыку, в скульптуру и в театр.
«Международная жизнь»: Вы выпускница Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой – одной из старейших балетных школ мира. Что для Вас - балет?
Александра Гринчак: Балет – тот вид искусства, что позволяет восхищаться самим человеком. Он дарит возможность посредством адского труда добиться эстетического идеала. Балетный танцовщик с помощью своего главного инструмента – тела – способен передать и музыку, и изображенный момент в скульптуре или живописи, передать глубину и главную тему античного мира – гармонию духа и тела.
«Международная жизнь»: Все-таки эталоном остается Древняя Эллада?
Александра Гринч: Танец возник еще во времена Древней Греции и в своем первозданном виде дошел до наших дней. Но балет, представляющий классическое искусство, того, что вызывает восхищение, при виде чего-то совершенного — «L’admiration» (фр.восхищение), имеющий природу не из области чувств, а из области ума, такой балет совершенствуется каждый день, а идеал настолько недостижим, что придется стремиться к нему вечно.
«Международная жизнь»: Что Вас побудило связать свою судьбу с балетом?
Александра Гринчак: Решение связать свою судьбу с классическим танцем у меня возникло еще в раннем детстве. Я «до дыр» пересматривала записи артистов труппы Кировского театра. Фарух Рузиматов, Любовь Кунакова, Габриэлла Комлева и Юлия Махалина – все эти имена сияли будто бы в другом мире и заставили мое маленькое сердце влюбиться в балет раз и навсегда.
«Балерина Александра Гринчак у зеркала», В.Братанюк, 2022 г.
«Международная жизнь»: Академия Русского балета в Санкт-Петербурге – ваш выбор или взрослые подсказали?
Александра Гринчак: Колыбель всего классического балета — это, конечно же, Академия Русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Место, где учились Анна Павлова, Галина Уланова, Наталия Макарова, Ульяна Лопаткина и множество других великих балерин, для нас освящено их ореолом. Читая мемуары Карсавиной, я мечтала очутиться на той самой Театральной улице, ныне улице Зодчего Росси. Невероятно счастлива, что являюсь выпускницей Академии и что смогла прикоснуться к этой филигранной Ленинградской школе.
«Международная жизнь»: Да, вечные соперники – московская и ленинградская балетные школы.Вы, наверное, отдаете предпочтение ленинградской/петербургской школе, в чем её сила?
Александра Гринчак: Да. Сергей Васильевич Рахманинов считал, что техника является основой интерпретации: она должна быть столь высокой, совершенной и свободной, чтобы произведение, к которому прикасается художник (пианист, артист балета, вокалист), исполнялось только с целью раскрытия замысла. В академии нас учили именно этому. Нам рассказали, как грамотно владеть своим телом, ведь Петербургская школа отличается именно академизмом, чистотой позиций и хрустальной техникой.
«Международная жизнь»: Ежедневные репетиции, тренировки, строгая дисциплина оставляют время на саморазвитие?
Александра Гринчак: Да, немаловажно, помимо каторжной, каждодневной работы в зале помнить о своем внутреннем мире. Ведь сцена обнажает человеческую сущность и если душа пуста, то зритель не сможет ничего найти в твоем спектакле. Как говорил Кандинский: художник (как творец) приводит в вибрацию человеческую душу. Но как этого добиться? Находиться в бесконечном поиске духовных сил?
«Театральное закулисье», В.Братанюк, 2022
«Международная жизнь»: А чем Вы заполняете свой досуг?
Александра Гринчак: Природа, безусловно, совершенна, и в ней можно бесконечно черпать вдохновение… В особенности поражает и одухотворяет красота английских и регулярных парков в окрестностях Ленинградской области. Гатчина, Петергоф, Пушкин, но мой самый любимый – это Павловск. В нем так идеально сочетается искусственно сделанные элементы с бескрайней, южной природой. Сразу вспоминаются строчки из стихотворения Мандельштама «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа, Нам пели Шуберта – родная колыбель.» Мои любимые места - это колоннада Аполлона, Мавзолей Павла I и колонна «Конец света». В волшебном лесу, где звучит музыка природы вместе с тишиной, можно встретить кусочек аполлонического начала в виде колонны ионического ордера на вершине холма, где заканчивается парк.
«Международная жизнь»: А сам Петербург?
Александра Гринчак: Петербург переполнен сокровищами культуры, это и Эрмитаж, в котором находятся «жемчужины» изобразительного искусства в виде картин да Винчи, Рембрандта и Караваджо. Это и Русский музей с моей любимой картиной Брюллова «Вирсавия». Гуляя по этим галереям, есть возможность окунуться в волшебные миры, созданные Репиным, Федотовым, Поленовым. И можно насладиться иллюзорным представлением о реальности Серова и Врубеля. В корпусе Бенуа находится знаменитая работа Валентина Серова: «Анна Павлова в балете «Сильфиды». Эскиз афиши-плаката Русских сезонов в Париже. Недавно, также, проходила масштабная выставка картин Михаила Врубеля, где можно было увидеть оригинал его «Царевны-Лебедь», наделенную особенными, демоническими чертами. Художник пытался уловить момент превращения девушки в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он смог передать ту двойственность, присущую образу лебедя: темную, холодную, водную и одновременно чистую, устремленную ввысь.
«Международная жизнь»: Ваши художественные предпочтения так или иначе связаны с балетной темой, а это как правило сказочные сюжеты?
Александра Гринчак: Образ «Лебедя» для меня, будет, наверное, вечно неразгаданным. Впервые я к нему подступилась, будучи ученицей, когда Юлия Махалина, мой педагог и прима-балерина Мариинского театра, показала мне порядок своего Умирающего лебедя. Известный хореограф и артист Михаил Фокин оставил нам волю для интерпретаций, потому каждая балерина танцует его по-своему. Следующие же, более углубленное осмысление этого образа у меня произошло вместе с Любовью Алимпиевной Кунаковой, примой балериной Кировского театра, Народной артисткой России и сейчас педагогом-репетитором в Мариинском театре. Мы искали вместе с ней положения, которые подходили бы именно мне: новые переходы, интересные позы, взгляды. Это была безумно кропотливая работа, которая продолжается до сих пор.
«Пробуждение к творчеству», В.Братанюк, 2019 г.
«Международная жизнь»: Поиск порой длится всю жизнь…
Александра Гринчак: Каждая балерина рассказывает своим танцем о своей маленькой трагедии. Чей-то лебедь умирает от «разбитого» сердца, у кого-то сломано крыло, и он не может взлететь, а кто-то танцует саму смерть. И для меня встал вопрос, а как изобразить смерть в чистом и красивом виде? Я искала ответы в гравюрах Дюрера, в иконах Андрея Рублева, в скульптурах Родена, в книгах, картинах и мифах древней Греции и все еще ищу ответ. Сейчас, сам лебедь представляется мне в виде чистой, искренней души поэта, покинувшей его тело и исполняющей свою последнюю лебединую песню. И предстать он должен как в стихотворении Константина Бальмонта:
«Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный,
Лебедь чистый, лебедь белый».
«Международная жизнь»: Для балерины танец и музыка неразделимы. Удается бывать в концертных залах?
Александра Гринчак: Несомненно. В Санкт-Петербурге площадь Искусств окружена знаменитыми достопримечательностями: Михайловский театр, дом музей Анны Павловой, Санкт-Петербургская филармония. Имея свободный вечер, я стараюсь провести его, слушая вживую симфонические и фортепианные произведения, особенно написанные для балета. Стараюсь не пропускать выступления Николая Луганского, чья игра настолько гармонична, что заставляет почувствовать нечто большее, чем восхищение или удовольствие. «Либертанго» Астора Пьяццоллы в его исполнении это что-то находящиеся за гранью реального. Огромное событие и счастье иметь возможность хоть однажды услышать вживую оркестр Валерия Абисаловича Гергиева. Стравинский, Шостакович, Прокофьев, Чайковский под его дирижерским искусством обретают абсолютно новые краски, и я считаю, что каждый человек обязан хоть раз в жизни увидеть и услышать это в концерте.
Также невероятная удача попасть в Дом Радио и послушать оркестр Теодора Курентзиса. Один из самых запоминающихся вечеров в моей жизни, это когда по совершенной случайности я попала на песню о солдате Стравинского. В симфоническом исполнении есть возможность найти новые краски и почувствовать музыку совершенно по-иному. Так, будучи в концертном зале Мариинского театра, мне удалось побывать на концерте иранского дирижера и композитора Али Рахбари. В тот вечер оркестр исполнял 5-ю симфонию Шостаковича и «Шахерезаду» Римского-Корсакова. Вот ради последнего я и пришла в тот день. Роль Зобеиды (главная партия Фокинского балета «Шахерезада») – для меня мечта, одна из самых больших. Еще находясь в школе, Юлия Махалина, говорила, что мне должна подойти восточная пластика этого спектакля, но лишь спустя пару лет мы с ней приступили к репетициям этого балета. Сейчас я нахожусь в поиске «своей» Зобеиды. Размышляю над ее внутренним миром, смотрю на великих исполнителей этой партии, читаю литературу об обычаях и колорите восточных людей. Моя близкая подруга является студенткой исторического факультета СПБГУ, и она часто помогает мне с поиском информации. Так, готовя русский танец, мы с ней очень долго изучали обычаи восточных славян и искали объяснения платку, с которым я должна танцевать. На Руси это называлось «ширинка» и каждая девушка сама расшивала ее, демонстрируя навыки своего рукоделия. Потому свою «ширинку» я также расшила бисером и теперь танцую Русский Касьяна Голейзовского только с ним.
Балет «Лауренсия», А.Гринчак, В.Братанюк, 2019 г.
«Международная жизнь»: Вы сами часто имеете возможность смотреть балетные спектакли из зрительного зала?
Александра Гринчак: Стараюсь.Помимо симфонических концертов безумно важно смотреть вживую балетные спектакли. В одном интервью Юрий Валерьевич Фатеев (исполняющий обязанности руководителя Мариинского театра) говорил, насколько важно со школьных лет изучать репертуар и знать все спектакли главных театров мира. Практически каждый вечер, когда позволяло время, я совершала паломничество в Мариинский театр. Это место действительно для меня сродни храму. Дух Тальони, Петипа, Кшесинской, Нижинского, Глазунова, Шаляпина и тысячи других гениальнейших личностей бесконечно преданных своему искусству чувствуется в стенах этого театра. Для меня это самое главное и сильное место Петербурга. Оно переполнено таким огромным количеством творческих жизней, душ, потому каждый раз находясь под куполом и смотря в глаза священным музам, у меня на секунду останавливается сердце, и я чувствую абсолютное счастье. Такие спектакли как «Баядерка», «Лебединое озеро», «Жизель», «Корсар» я смотрела больше десяти раз с разными исполнителями и это невероятное счастье иметь возможность видеть на сцене звезд Мариинского театра, таких как Олеся Новикова, Виктория Терешкина, Оксана Скорик, Екатерина Кандаурова.
«За кулисами Вероника Парт», Василий Братанюк, 1997 г.
«Международная жизнь»: Вам посчастливилось учиться в Академии под руководством Николая Цискаридзе!
Александра Гринчак: Студенты академии имеют возможность два раза в год выходить на великую сцену Мариинского театра во время новогодних «Щелкунчиков» и выпускных спектаклях в начале лета. И именно во время таких выступлений, за кулисами, я познакомилась с художником Василием Ивановичем Братанюком. Он пригласил меня на свою выставку, о ней писала искусствовед Елена Николаевна Байгузина, и с этого момента началось наше общение. В музее Академии находится работа Василия «Синий Бог», где изображен Николай Максимович Цискаридзе, ректор академии и премьер Большого театра. В музее есть множество фотографий, костюмов, картин известных артистов и Николай Максимович привил нам очень бережное отношение к наследию классического балета. Он объяснил, насколько важно, чтобы артист был образован, любил искусство, посещал выставки, музеи и продолжал учиться каждый день.
«Международная жизнь»: Вы ни разу не упомянули о мировой сцене в главном театре страны – Государственном академическом Большом театре?
Александра Гринчак: На следующий день после выпускного из Академии Русского Балета, который проходил в Екатерининском дворце, я уехала в Москву, где смогла прикоснуться к главному театру мира – Большому театру. Я увидела вживую легендарные балеты Юрия Григоровича, смогла познакомиться и поработать с такими легендами как Нина Семизорова, Борис Акимов, Светлана Адырхаева. В свободное от работы время, мне удалось посетить Третьяковскую галерею, увидеть великие шедевры Репина, Васнецова, Верещагина, Саврасова и Шишкина. Мне безумно нравится музей Русского импрессионизма, музей Васнецова и Михаила Булгакова. Я смогла застать период создания в Большом театре балета Эдварда Глюка «Мастер и Маргарита» на музыку Шнитке.
«Международная жизнь»: Москва открыла Вам новые возможности? Александра Гринчак: Москва безумно интересна и разнообразна. Я успела побывать во множестве городов и увидеть вживую таких европейских и американских артистов, как Роберто Болле, Люсия Лакара, Дэвид Холберг, Марьянелла Нунез, Вадим Мунтагирова, Стивен Макрайн, Тиллер Пак, Полина Семенова, Яна Саленко и Дину Тамазлакару. Я была в Париже на стажировке в Гранд-Опера, где удалось позаниматься в классе у Элизабет Платель, была в Лондоне, Берлине, когда-то проводила лето на балетной стажировке в Барселоне, где нам преподавали Ксиомара Росса, Лариса Лежнина, Ринат Имаев, Белла Ратшинская.
Я была в Амстердаме, Мюнхене, Милане, но самый любимый, для меня, город в Европе — это, наверное, Вена. Потому что она отдаленно напоминает мне самый душевный в мире С-Петербург. Его реки и каналы, безупречной красоты архитектура влюбляют в себя с первой же секунды. Кто-то говорит, что С-Петербург переполнен плохой энергетикой и вспоминает описание улиц из романов Достоевского: свинцово-серое небо, узкие темные лестницы и давящие дворы-колодцы. Но я вижу другой Петербург, описанный скорее Пушкиным, наполненный дворцами, красивейшими садами, теплыми закатами и одухотворенными людьми. Творчество художника Василия Братанюка открыло для меня множество музеев, таких как музей Шаляпина, Кшесинской, Чистякова, музей Академии художеств и познакомил меня со своим творчеством.
«Международная жизнь»: Василий Братанюк создал уникальные балетные сюжеты и портреты балерин, воспел их мастерством своей кисти, его героини и герои как будто зарисованы в вихре танца.
Александра Гринчак: Согласна! Вместе с тем я очень люблю картины Дега, и в некоторых аспектах творчество Василия Ивановича с ним ярко переплетается. Василий ищет момент полета души и воплощает его на холсте, наполненном красками. Каждый этюд именуется какой-то танцовщицей, раскрывая ее с новой стороны. У него есть множество безупречных работ с балеринами, которых я знаю, - это Комлева, Вишнева, Аюпова, Поворознюк, Кузьмина, Фатеева, Ионова. Художник также писал Маю Михайловну Плисецкую, и он приоткрыл для меня множество фактов, не рассказанных о ней в мемуарах. Василий Иванович открыл мне имена, глубоко значащие в мировом искусстве, людей, которых он знал и с которыми работал. Первая из них – Галина Уланова, её он рисовал и на репетициях, и её портреты.
«Международная жизнь»: К слову: многочисленные знакомые и друзья Василия Братанюка – большие ценители балета.
Александра Гринчак: Да, - это и Барон Фальц-Фейн, которому в этом году исполнилось бы 110 лет со дня рождения, и Д.С.Лихачёв, граф Пётр Шереметев, князь Никита Лобанов-Ростовский, князь Георгий Юрьевский, знаменитый режиссер Никита Михалков, ювелир и коллекционер Андрей Ананов, потомки Романовых от Николая I, певица Татьяна Виноградова, историк и директор музея К.Мая Никита Благово, искусствоведы Надежда Нешатаева, Екатерина Сапогова, коллекционер и знаток искусства К.Фаберже Валентин Скурлов. Вместе с Василием я побывала в доме музее Александра Бенуа, узнала его историю и познакомилась с ныне живущими потомками семьи Бенуа. Хозяйка дома рассказала нам о своем родовом древе, провела экскурсию, сыграла для нас на арфе композицию Владимира Вавилова «Город Золотой», созданную на стихи Анри Волохонского, жившего в период, когда этот дом был коммунальной квартирой.
«Международная жизнь»: Александра, Вы только вступаете в жизнь, но уже столько всего увидели, узнали, побывали в мировых столицах и знаменитых концертных залах, театрах, в том числе, и благодаря балету и людям, влюбленным в балет.
Александра Гринчак: Я безумно благодарна, что судьба свела меня с художником В.Братанюком, короткие встречи с которым и возможность видеть, как создаются шедевры изобразительного искусства, поразили меня в самое сердце. Моя жизнь полностью связана с балетом, но он дал мне понять, насколько важно не замыкаться в себе и расширять свой внутренний, духовный мир. Писатель Александр Сенкевич в одном из своих романов сравнивает духовную жизнь с плаванием: кто не работает неустанно и не борется все время с погружением, неизбежно погибает. Балет – это и борьба с самим собой, и искусство, и жизнь.
* Полное название картины: «В репитиционном зале балерины нар. арт. Л.О.Кунакова, солистка Ирина Кошелева и ученица Анастасия Шелепанова», Василий Братанюк, 1998 г.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs