Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции Андрей Карлов. Фото: crimerussia.com.
В мультимедиа-центре «Российской газеты» 18 декабря 2017 года состоялось заседание исторического клуба журнала «Родина», приуроченное к годовщине гибели Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Турции Андрея Карлова. 19 декабря 2016 года дипломат был убит в Анкаре во время открытия выставки «Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки».
В рамках памятного вечера, на котором собрались близкие и знакомые погибшего дипломата, был представлен спецвыпуск журнала «Родина» «Андрей Карлов. Маршрут особого назначения». Автором идеи выпуска приложения и его составителем стала кандидат политических наук, журналист, доцент департамента коммуникаций и медиа Дальневосточного федерального университета Ольга Мальцева. Инициативу по выпуску издания активно поддержал председатель политической партии «Справедливая Россия», депутат Государственной Думы VIсозыва Сергей Миронов.
19 декабря 2017 года, в годовщину гибели Андрея Карлова, в московском микрорайоне Ховрино на доме, где он жил, была открыта памятная доска. На ее открытии выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Ведущий памятного вечера, шеф-редактор журнала «Родина» Игорь Коц сообщил, что на страницах издания, представленного вниманию гостей и участников памятного вечера, размещена эксклюзивная подборка материалов о работе Андрея Карлова в Пхеньяне в 2000-2006 годах, и среди них – хроника поездки по Дальнему Востоку Председателя Государственного Комитета обороны КНДР Ким Чен Ира в августе 2002 года. Достаточно сказать, что он 40 раз встречался с «главным человеком Северной Кореи». «Такого опыта не было больше ни у одного российского дипломата», - подчеркнул журналист.
Перед участниками памятного вечера выступила директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. По ее словам, сообщение о том, что в столице Турции был ранен российский дипломат, произвело впечатление не просто грома среди ясного неба, а нелепицы, в которую невозможно было поверить. «Мы все знаем из истории дипломатии, что эта профессия может быть опасной, - отметила М.Захарова. - Но до того дня никто не мог представить, что она остается такой и в наш просвещенный век. Я не видела ни одного человека, который не пропустил бы эту трагедию через свое сердце. Не в наших силах вернуть Андрея Геннадьевича Карлова, но он навсегда останется с нами, в нашей памяти».
Как происходило становление Андрея Карлова как дипломата? Об этом рассказал в своем видеообращении Чрезвычайный и Полномочный Посол России в КНДР Александр Мацегора. По его словам, Андрей Карлов поступил в МГИМО на два года раньше его. Группа, в которой он учился, была сильной, однако практически никого из них сейчас нет в живых. В настоящее время из всего курса живет и здравствует только заместитель директора ИМЭМО РАН, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований, академик РАН Василий Михеев. «Андрея отличало неимоверное жизнелюбие и юмор, - вспоминал дипломат. - Он весь, казалось, был соткан из жизнелюбия и оптимизма. В то же время ему была свойственна удивительная собранность и работоспособность. Он досконально изучал все, что было связано с регионом и тогда, когда учился, и когда был заместителем, а затем директором консульского департамента МИД России».
Председателя регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Краснодарском крае, бывшего Полномочного Представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе (2000-2005) Константина Пуликовского связывали с Андреем Карловым давние дружеские отношения. «Еще в 2002 году нас назначили сопровождать лидера КНДР Ким Чен Ира в 24-дневной поездке по России, - сказал он. - По ее итогам была мной была написана книга «Восточный экспресс: по России с Ким Чен Иром», выдержавшая два издания».
Поезд, на котором Председатель Трудовой партии Кореи следовал по стране, был разделен дизель-вагоном на две части, но распорядок дня был таким, что российская и корейская делегации неоднократно встречались за обедом и за ужином. Состоялось 18 таких встреч, и помощники полпреда и посла вели стенограммы этих бесед. Между российскими и корейскими коллегами быстро установились неформальные отношения, способствовавшие доверительному диалогу между нашими странами.
Как выразился заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов, Андрей Карлов внес значительный вклад в восстановление дипломатических отношений со странами Востока, которые, после негативного опыта «козыревской» дипломатии первой половины 1990-х годов, находились на низком уровне. Что же касается Северной Кореи, то первые десять постсоветских лет отношения с этой страной находились «на нуле». Усилиями нового посла им был придан новый дополнительный импульс. «Это был редкий прецедент в дипломатии, когда посол познакомился с главой государства раньше, чем вручил ему верительные грамоты», - заметил ученый.
По словам известного востоковеда, профессора МГИМО (У) МИД России, руководителя Центра азиатской стратегии Института экономики РАН Георгия Толорая, лидер КНДР Ким Чен Ир был общительным человеком, в целом доброжелательно настроенным к нашей стране. Андрей Карлов с первых же дней ему очень понравился. Российский посол в Пхеньяне стал примером дипломата, который мог поддерживать доброжелательные отношения с политиком, взгляды которого совершенно не разделял. Он не конфликтовал с руководством КНДР, одновременно последовательно защищая интересы Москвы, за что заслужил искреннее уважение в стране пребывания. «Ни до, ни после такого не было. Таких людей сейчас очень не хватает», - заключил Г.Толорая.
Своими воспоминаниями о работе с Андреем Карловым в Пхеньяне поделился пресс-атташе Посольства КНДР в России Ким Зен Гю. «Он был превосходным, опытным дипломатом, - заметил дипломат. - Он очень любил родину и заботился о ее благе. В то же время он с огромной теплотой отзывался о Корее. Отношения наших стран при нем находились на очень высоком уровне. Мы никогда не забудем его заслуги».
Главный инженер Посольства России в КНДР в 2001 году Гиви Кларджеишвили подчеркнул, что Андрей Карлов никогда не делил дипломатов на VIP-состав и технический персонал, относясь ко всем одинаково ровно, вникая как в дипломатические, так и в бытовые обстоятельства собственной работы.
«Все, кто работал вместе с ним, хотели бы быть такими как он, соответствовать его уровню, а качество своей работы сравнивали с его деятельностью, - подчеркнул в своем выступлении Генеральный консул России в Стамбуле Андрей Подъелышев. – За долгие годы мне никогда не приходило в голову назвать его начальником. Произошедшую трагедию я ощущаю, как потерю близкого друга».
Как подчеркнул в своем видеовыступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции Алексей Ерхов, лучшей памятью Андрею Карлову станет поступательное и всестороннее развитие отношений Москвы и Анкары. «Уверен, что памятником ему станет построенная и введенная в эксплуатацию атомная электростанция «Аккую», новая нить международного газового проекта «Турецкий поток», развитие деловых и культурных контактов», - подчеркнул он.
На памятном вечере выступили и родные погибшего дипломата. Рассказывая о своем муже, его супруга, Марина не могла сдержать слез: «Это был лучший человек в моей жизни, и мне очень больно, что так все вышло. Но у меня нет обиды на Турцию и турецкое правительство. В его гибели виноват терроризм, который на наших глазах расползается по всему миру. Если бы террорист был с ним знаком лично, он никогда не выстрелил бы в него, потому что таких людей нельзя убивать». В своем выступлении она сказала, что в Андрее Карлове очень гармонично сочетались качества сильного политика и дипломата достоинствами семьянина, любившего бывать в кругу своих близких.
Заместитель директора Фонда им. А.Г.Карлова с турецкой стороны Онур Делик рассказал, что об убийстве российского посла узнал по телевидению. «Первая мысль, которая пришла мне в голову: мы плохо охраняли этого человека, - заявил он. – Потом, когда я больше узнал о нем, я полюбил его и его близких от всей души. Теперь нам остается только увековечивать его память, и мы сделаем для этого все, что от нас зависит».
Гибель Андрея Карлова имела огромный резонанс во всей России. В частности, в городе Клинцы Брянской области из сообщений СМИ узнали, что покойный дипломат считал его своей малой родиной. Здесь на улице Карла Либкнехта с 1943 года проживали его дедушка и бабушка – Иосиф Павлович и Елизавета Яковлевна. Здесь же, в церкви св. Николая Чудотворца был крещен их маленький внук. В этом городе он бывал неоднократно и мечтал разыскать могилы своих родных. К сожалению, это пришлось сделать уже после его смерти. Благодаря усилиям редакции журнала «Родина» и размещенной информации на городском интернет-портале не только удалось найти могилу, но и добиться ее реставрации. Как сообщила участникам памятного вечера заместитель главы администрации Клинцов Людмила Луцкая, в местном краеведческом музее открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни и деятельности их земляка. Материалы передала в музей вдова Чрезвычайного и Полномочного Посла Марина Карлова. Поставлен вопрос об открытии в городе бюста А.Карлову.
Напомним, что 28 ноября 2017 года глава администрации города Клинцы Олег Шкуратов и мэр турецкого города Демре Сулейман Топчу подписали договор о побратимстве. Это произошло согласно последней воле Андрея Карлова. Кроме того, выставочный зал в Центре современного искусства, где погиб дипломат, и улицу в Анкаре, где находится российское посольство, также названы в его честь.
Завершая памятный вечер, шеф-редактор журнала «Родина» Игорь Коц выразил уверенность, что материалы специального выпуска, посвященного дипломату Андрею Карлову, станут основой для будущей обстоятельной книги, посвященной его жизненному пути.
С материалами спецвыпуска журнала «Родина» «Андрей Карлов. Маршрут особого назначения» можно ознакомиться по ссылке: https://rg.ru/articles/2017-12-karlov/
Справка
Карлов Андрей Геннадьевич - советский и российский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол (2011), Герой Российской Федерации (2016, посмертно).
Родился в 1954 году в Москве.
В 1976 году окончил факультет международных экономических отношений МГИМО МИД СССР.
В 1976-1981 и 1984-1990 годах работал в Посольстве СССР в КНДР.
В 1992 году окончил Дипломатическую академию МИД России.
В 1992-1997 годах работал в Посольстве России в Южной Корее (Республике Корея).
В 2001-2006 годах – Чрезвычайный и Полномочный Посол России в КНДР.
В 2007-2009 годах - заместитель директора Консульского департамента МИД России.
В 2009-2013 годах – директор Консульского департамента МИД России.
В 2013-2016 годах – Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турецкой Республике.
Погиб при исполнении служебных обязанностей в Анкаре 19 декабря 2016 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs