Российский дипломат, востоковед, профессор Института Китая и современной Азии РАН, заместитель директора Центра НИУ ВШЭ Георгий Толорая в интервью журналу «Международная жизнь» рассказал о визите Сергея Лаврова в КНДР:
«Визит Сергея Викторовича Лаврова в КНДР был плановым, ответным на визит министра иностранных дел КНДР Цой Сон Хи, состоявшийся в ноябре прошлого года. Именно тогда она впервые заявила о военной поддержке России со стороны КНДР, хотя тогда ещё не сообщалось о возможном совместном действии российских и корейских военных, в том числе на территории Курской области», — отметил эксперт.
«Этот визит — продолжение так называемого стратегического диалога, согласованного на высшем уровне между лидерами двух стран. Поэтому он был посвящён не столько двусторонним отношениям, сколько оценке глобальной ситуации, согласованию стратегий и подходов двух государств. С момента подписания договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве в июне прошлого года двусторонний диалог стал интенсивным по множеству направлений: по линии Совета безопасности, Министерства обороны, экономических ведомств, а также в сферах культуры, образования, медицины, спорта, молодёжной политики и других. Вопросы, поднятые в ходе визита, носили в основном стратегический характер», — пояснил Георгий Толорая.
«Примечательно, что стороны продемонстрировали практически полное совпадение взглядов на международную повестку. КНДР сегодня — не просто военный союзник, но и идейный партнёр России: в понимании концепции мирового порядка, целей и задач на международной арене. У нас общие подходы к тому, как должна развиваться система международных отношений, за какие принципы мы боремся и против чего выступаем», — подчеркнул эксперт.
«Также был подробно обсуждён вопрос обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Обе стороны констатировали рост военной активности со стороны США, Японии, Южной Кореи и других западных стран, что, по их мнению, провоцирует обострение обстановки. В этом контексте министр Лавров подтвердил приверженность России союзническим обязательствам и договору о стратегическом взаимодействии с КНДР», — сообщил Георгий Толорая.
«Для России важно, что Пхеньян вновь недвусмысленно подтвердил поддержку целей специальной военной операции, действий российского руководства и российской армии. Причём, эта поддержка выражается не только словами, но и конкретными действиями. Ким Чен Ын заявил о готовности продолжать поддержку усилий российской стороны, если это потребуется», — добавил эксперт.
Георгий Толорая рассказал, что в ответ на вопрос о помощи России в отношении диалога между Северной и Южной Кореей, Сергей Викторович Лавров очень четко дал понять, что мы в это дело вмешиваться не хотим. И если раньше мы поощряли обе стороны к диалогу, то сейчас, когда Ким Чен Ын объявил, что КНДР и Республика Корея – это разные, враждебные государства, и он не стремится к объединению с Южной Кореей, министр заявил, что мы будем действовать исключительно по приемлемом для КНДР направлении.
«Особое внимание Сергей Лавров уделил упоминанию визита Ким Чен Ына в российское посольство в Пхеньяне 9 мая. Там северокорейский лидер изложил свою внешнеполитическую позицию, подчеркнул дружбу с Россией, а также подтвердил цели, которые обе страны преследуют в борьбе за формирование нового миропорядка, противостоящего неонацизму и западному доминированию. Министр отметил, что Россия оценила это как серьёзное и долговременное заявление. И, что важно — это понял и весь остальной мир. Наш союз не временный, а основан на общности стратегического видения будущего», — резюмировал Георгий Толорая.
Мнение эксперта может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs