Барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн в своём имении «Аскания-Нова» в Вадуце, Лихтенштейн.
В Доме русского зарубежья в Москве торжественно отметили 105-летие знаменитого, выдающегося соотечественника Эдуарда Александровича Фальц-Фейна. Выставка «России принадлежит моё сердце…» и фильм «Любите Родину, как он» приурочены к знаменательной дате.
«России принадлежит моё сердце…», - наверное, это самые главные слова, отражающие отношение барона Э.А.Фальц-Фейна к своей родине – России. Всю свою сознательную жизнь он любил Россию открытым, огромным, всепрощающим и мудрым сердцем. Любил её как родную мать, - безусловно и горячо. Свидетельством тому – все помыслы и добрые дела, посвящённые России. Ни времени, ни сил, ни средств не жалел барон на то, чтобы в истории Отечества не оставалось «белых пятен». Будь то поиск и воссоздание «янтарной комнаты» в Царском Селе или архив следователя А.Н.Соколова о расстреле Царской Семьи – всё стоило неимоверных усилий ума, многоходовых комбинаций, встреч с «сильными мира сего» и собственных средств. Но это лишь самые «громкие» подарки России, о которых много писала и рассказывала пресса и телевидение. А сколько осталось «за кадром»?! На вечере давний друг Эдуарда Александровича – князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский рассказывал, как барон доискивался маршрута, по которому армия Суворова, преодолев снежные Альпы, прошла по Швейцарии. И что же он предпринял? Эдуард Александрович настойчиво обошёл все церкви в округе, убеждая служителей дать ему записи церковных книг. В одной из них было отмечено, что такого-то числа 1799 года житель такой-то деревни жаловался священнику, что солдаты Суворова взяли у него одиннадцать куриц и зажарили их. Значит, именно на том самом месте ночевала армия генералиссимуса! На собственные средства Эдуард Александрович и поставил памятник Суворову на перевале Сен-Готард в Швейцарских Альпах и создал музей А.В.Суворова.
Памятник А.В.Суворову на перевале Сен-Готард в Швейцарских Альпах.
Скульптор, исполнивший заказ, Дмитрий Тугаринов присутствовал на том юбилейном вечере 14 сентября в Доме русского зарубежья и рассказал, как это было. Скромно преуменьшив свои заслуги, Дмитрий Николаевич сказал, что конная статуя Суворова была выполнена «как-то сама собой», за разговорами с бароном. Во время работы над скульптурной композицией Д.Тугаринов подолгу общался с Эдуардом Александровичем в его доме в Вадуце. Однажды предложил сделать слепки с рук барона – для истории, и тот согласился. Эти слепки аристократичных, но натруженных рук скульптор привёз с собой на званный вечер, и их сразу поместили в экспозицию выставки «России принадлежит моё сердце…». Выставка была организована по инициативе искусствоведа и долгое время бывшей пресс-атташе барона Надежды Витольдовны Данилевич.
Одной из главных достопримечательностей экспозиции стал портрет Петра I неизвестного художника XVIII века, подаренный бароном Надежде Витольдовне. Многое рассказали личные вещи барона на выставке – письма, открытки, фотографии о его жизни в Вадуце, о поездках в Россию, о встречах с патриархом Алексием II и президентом В.В.Путиным, с академиками Д.С.Лихачевым и Б.Е.Патоном, с писателями, художниками, своими друзьями из русской эмиграции.
В.Братанюк «М.И.Вальберг, воспитанник Пажеского Его Императорского Величества Корпуса; Барон Э.А. Фальц-Фейн, академик Д.С.Лихачев».
Документальный фильм Владимира Костюка о бароне Фальц-Фейне «Любите Родину, как он» в этот вечер связал Москву и Вадуц, показав неутомимого Эдуарда Александровича, спешащего ещё что-то полезное сделать для России. В одном из эпизодов барон рассказывает, как вернул портрет Григория Потёмкина-Таврического на прежнее место в Воронцовский дворец в Крыму. Однажды в Америке в антикварной лавке, каких в Нью-Йорке было множество, он увидел на портрете знакомое лицо и поинтересовался у антиквара: «Знаете, кто это»? – «Да какой-то господин», - отмахнулся продавец. – «Ну, я не стал говорить, что на портрете князь Потёмкин, чтобы тот не поднял цену, и спросил, сколько же стоит этот неизвестный»? Сумма потрясла своей ничтожностью по сравнению с подлинной стоимостью картины второй половины XVIII века. Не торгуясь, барон приобрел ценный портрет. - «Теперь Светлейший князь там, где ему место – рядом с матушкой Государыней Екатериной II», - заключил свой рассказ Эдуард Александрович.
Светлейший Князь Г.А. Потёмкин-Таврический. Неизвестный художник, XVIII в, Воронцовский музей в Алупке.
Журнал «Международная жизнь» неоднократно посвящал свои материалы выдающемуся соотечественнику - барону Эдуарду Александровичу Фальц-Фейну. И каждый раз в них были страницы о знаменитых предках – родословная изобилует именами великих адмиралов, исследователей, предпринимателей, зоологов, естествоиспытателей, авиаторов, музыкантов, но, пожалуй, ярче всех сияет среди всех пра-пра… имя бабушки – Софии Богдановны Фаль-Фейн, безумно любившей своего маленького Эдди. И Эдуард Александрович, хотя и в пятилетнем возрасте, но на всю жизнь запомнил её тепло, красоту, стать, энергичный и волевой характер. Вернувшись в Аскания-Нова в 80-х годах XX в., где на юге Российской империи было процветающее имение Фальц-Фейнов и где недалеко от этого фамильного гнезда расстреляли любимую 84-летнюю бабушку, Эдуард Александрович поставил в память об этой великой женщине памятник в полный рост. В своё время София Богдановна стояла во главе большого клана Фальц-Фейнов, родила семерых детей, основала в незамерзающей бухте на Черном море порт Хорлы, её пароходы доставляли товары по всему побережью, включая зарубежные страны. В порт Хорлы заходили пароходы под флагами Германии, Австрии, Греции, Италии. У Фальц-Фейнов было самое большое в России стадо мериносных овец – семьсот пятьдесят тысяч. Под её руководством в имениях, которые содержались в образцовом состоянии, строились заводы и фабрики, электростанции, шоссейные и железные дороги, в беломраморном дворце была картинная галерея из шестидесяти полотен Ивана Айвазовского – близкого друга семьи.
София Богдановна Фальц-Фейн, бабушка барона Э.А.Фальц-Фейна.
«Основоположнице порта Хорлы Софье Богдановне Фальц-Фейн от внука барона Фальц-Фейна»
Возвращаясь к вечеру в честь 105-летия барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна, отметим, что выставке была предпослана фотография, которая может многое рассказать о виновнике торжества. Вернее о том, на каких духовных, нравственных опорах стоял всю свою жизнь и продолжает её барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн.
Барон Э.А.Фальц-Фейн в гостиной своего дома в Вадуце. Лихтенштейн.
По стенам вдоль парадной лестницы расположены портреты Государя императора Николая II, которого маленький Эдуард видел в имении своей бабушки «Аскания-Нова»; рядом портрет прадедушки (по материнской линии) – героя Наваринской битвы 1827 года - Ивана Петровича Епанчина, чуть выше – портрет дедушки Николая Алексеевича Епанчина, генерала от инфантерии, директора Пажеского Его Императорского Величества корпуса; картины псовой охоты, репинское полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», зимний российский пейзаж и сколько ещё не вошло в кадр. Поистине – «не оскудеет рука дающего…» - это об Эдуарде Александровиче. Он никогда не держал обиды за неблагодарность, которую встречал от чиновников в России, повторяя: «Перевернули страницу, и живём дальше». Кажется, что имя барона Эдуарда Фальц-Фейна знают во всех уголках России, - столько хорошего он сделал для своей исторической родины, понимая её бесценность, неисчерпаемый духовный потенциал, её богатую на подвиги и героев, великих личностей историю. Его так и называют – исключительным народным дипломатом. Уникальный сам по себе, Эдуард Александрович истинный герой нашего времени. Поэтому слова, сказанные о нём, могут быть духовным заветом всем нам: «Любите Родину, как он».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs