«Отражение души» - выставка-подарок Екатеринбургу

15:17 29.06.2017 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Цесаревич у моря. 2005 г. Холст, масло. Василий Братанюк.

В Екатеринбурге открыта выставка мастеров живописи Санкт-Петербурга, работы которых находятся в частных коллекция многих стран – России, Бельгии, Германии, Франции, Швейцарии, США, Китая, Японии. Достоинства экспозиции оценил крупнейший знаток, собиратель и ценитель живописи, наш соотечественник из Княжества Лихтенштейн барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, прислав своё приветствие в адрес авторов и организаторов выставки. Сегодня барону почти 105 лет.

Может быть, знакомство с экспозицией можно было бы начать и не с упоминания имени знаменитого соотечественника, мецената, много сделавшего для своей исторической родины, Эдуарда Александровича, но его живой интерес к тому, что происходит в России, особенно в области искусства, даёт основание процитировать полностью его послание, присланное им из своего дома в Вадуце. Но сначала обратим внимание на картину «Августейшая семья» в составе экспозиции – художника Василия Братанюка, написанную в этом году. 

Августейшая Семья. 2017. Холст, масло. Василий Братанюк. Собственность художника

«Уже почти не осталось современников, которые знали Николая II, - пишет Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн. - Прошло уже 100 лет, как я видел добрые глаза Государя. Ничто не может изгладить из памяти образа жизнерадостного и счастливого! Осмысление тех лет, - в глубокой печали. Господь дает нам тихую и светлую радость вспомнить Августейшую Семью и их искреннюю любовь, их преданность России! Я желаю выставочному проекту «Отражение души» успешного претворения! Искусство должно заставлять мыслить и чувствовать. Без искусства жизнь общества не полна, суха, да без него она никогда и не существовала. Познавайте природу, жизнь мира. Смысл жизни -  познавать душу! Успехов, спасибо за Ваши добрые пути»!

С наилучшими пожеланиями,

барон Эдуард фон Фальц-Фейн

Барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн.

Увидев в каталоге выставки новую картину Василия Братанюка «Августейшая Семья», Эдуард Александрович не мог не вспомнить свои детские впечатления, когда он двухгодовалым мальчиком сидел на руках у императора Николая II, гостившего у Фаль-Фейнов в имении «Аскания-Нова» проездом в Левадийский дворец.

Действительно, в год, когда Россия отмечает 100-летие смены политических эпох, трудно представить, что остались современники, которые видели царя Николая II. Но и другое обстоятельство побудило барона Фальц-Фейна поддержать выставку художников из Санкт-Петербурга, ведь с этим городом у Эдуарда Александровича столько всего связано – и ценные подарки музеям «Северной Пальмиры», и «Янтарная комната» в Екатерининском дворце Царского Села, которая была восстановлена при его непосредственном участии, и многочисленные друзья. Во всё вложено столько души и труда, заботы. Выставка в Екатеринбурге посвящена 10-летию компании «Уральский центр систем безопасности» и стала подарком жителям города. Причем, работы, представленные в экспозиции, впервые выставлены в Екатеринбурге. Большинство полотен -  из собрания одного человека, известного петербургского коллекционера Валерия Фёдоровича Пустарнакова. Характерно, что свою коллекцию в последние 10 лет Валерий Фёдорович собирал, исходя из желания поддержать отечественных художников, чтобы затем знакомить с их живописью широкий круг любителей искусства. В этом он следовал заложенной в России традиции меценатства. В частности, император Николай II по примеру своего царственного отца Александра III тоже собирал коллекцию художественных произведений. Император очень редко приобретал что-то у иностранных художников, объясняя это тем, что он «должен поддерживать своих местных мастеров». Так и Валерий Федорович, поддерживая отечественных художников, сохраняет и приумножает культурное наследие России.

Художественный руководитель и автор проекта «Отражение души» Екатерина Сапогова – искусствовед, член Союза художников России. «Художники-реалисты XX века», таков подзаголовок выставки, «Отражение души». Все они - представители школы И.Репина, К.Маковского, В.Серова. При подготовке экспозиции Екатерина Сапегова руководствовалась напутствием великого педагога и художника Павла Чистякова, мастера портретной и исторической жанровой живописи: «Искусство требует нежного сердца, чуткого…». Павел Петрович Чистяков воспитал плеяду замечательных русских художников – И.Репина, В.Васнецова, В.Серова, В. Савинского, М.Врубеля.

В экспозицию вошли полотна Д. Б. Альховского, А. Д. Альховского, В. А. Баженова, В. И. Барановского, В. Д. Бернадского, Г. В. Бернадского, В. П. Борисенкова, В. И. Братанюка, А. Д. Бурзянцева, П. Д. Бучкина, И. М. Варичева, Ю. Н. Волкова, Н. Н. Володимирова, Н. Н. Галахова, А. М. Грицая, Б. Ф. Домашникова, С. Д. Кичко, Д. А. Коллеговой, Ю. П. Кугача, Е. Е. Моисеенко, Г. М. Мороза, А. А. Мыльникова, И. В. Петрова, А. А. Пластова, Н. А. Пластова, Н. Н. Пластова, В. И. Рейхета, М. Д. Рубан, А. А. Рылова, И. Г. Савенко, А. И. Савина, Б. А. Семенова, С. И. Смирнова, В. Н. Страхова, О. А. Теняева, Б. Ф. Федорова, Ф. Б. Федорова. Более пятидесяти полотен  одаренных мастеров реалистического направления составили экспозицию. Ранее собрание этих картин было представлено во многих городах России и за рубежом.

Сонет. 2015. Геннадий Бернадский. Холст, масло. Частное собрание.

Комментируя особенности данной экспозиции, Анастасия Великанова, искусствовед и член Ассоциации искусствоведов из Санкт-Петербурга, отметила, что творчество этих выдающихся художников является «подлинной гордостью русской живописи». «Богатейшая культура и искусство России, складывавшиеся веками, представляют собой выражение души русского народа, его духовной и творческой натуры. Изображение событий русской истории, деятелей истории, науки, культуры и искусства всегда очень важно для художников реалистической школы живописи, поскольку позволяет ощутить принадлежность к великой национальной культуре, глубокую неразрывную связь и преемственность поколений, стать частью этой культуры. Царская Семья, великие А. С. Пушкин и Ф. И. Шаляпин, духовные деятели — одни из самых значительных для русской культуры личностей, по праву являющиеся ее символами и олицетворением, заняли достойное место в творчестве художников-участников выставки. Моменты из жизни великих людей, изображаемые мастерами, приобретают поистине философское звучание и многозначительность. Ведь образы прошлого, история - своего рода отражение всей души русского народа, его настоящего и будущего».

Всем, кому посчастливится ознакомиться с выставкой художников-реалистов XX-XXI вв., организаторы ниспослали слова Павла Чистякова: «Чтобы найти себя, будьте искренни. Покрепче стучитесь в дно души своей – там чудный родник, в нём таится творчество». Судите сами, картины художников перед вами, правда, лишь малая часть их, но и по ней можно судить о достоинствах выставки в Екатеринбурге. В беседе с обозревателем журнала «Международная жизнь» художник и участник выставки Василий Братанюк отметил, что те из его коллег, кто продолжает добрую традицию великих предшественников – признанных в мире мастеров кисти,  ощущают и ответственность перед своим зрителем. «Главное, быть искренним, отражая на полотне ту реальность, которая остаётся за гранью видимого, именно душу, которая придает предметам и движениям красоту и грацию, через пластику и цвет воспевает гармонию мира». 

В экспозиции, привезённой в Екатеринбург, соседствуют картины наших современников, многие их которых ушли в мир иной, но большинство продолжает творить и поныне. Рядом оказываются полотна сына и отца Альховских, Бернадских, Фёдоровых, Пластовых, утверждая, что династические традиции характерны не только морякам, военным, металлургам. Экспозиция знакомит и с летописью творческого пути живописцев, который крепкими узами связан с судьбою Санкт-Петербурга.        

Ленинградецпослевоенного поколения Альховский Александр Давидович родился в 1947 г. в семьепрофессора живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина. Учился в Ленинградском (Таврическом) художественном училище у племянницы Александра Блока – художницы Марины Тиммэ. В Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина у Евсея Моисеенко – яркого представителя ленинградской школы живописи, а у Виктора  Орешникова учился мастерству портретной живописи. Произведения А.Альховского находятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Научно-исследовательском музее Российской академии художеств Санкт-Петербурга, Народном музее (Пенсильвания, США), Историческом музее (Ольтен, Швейцария), музее Rade (Гамбург, Германия), а также в частных коллекциях России, Бельгии, Германии, США, Франции.

Чайки. 1977.А.Альховский
Картон, масло. 50 . 70. Частное собрание

Его отец Давид Борисович Альховский (1912–1978) окончил Витебский художественный техникум, где первым его наставником был Юдель Пэн, у которого ранее учился Марк Шагал. Участник Великой Отечественной войны (1941–1945) Давид Альховский в 1961 году стал профессором кафедры живописи Академии художеств. Его работы представлены в музее Российской Академии художеств Санкт-Петербурга, Государственном Музее истории города на Неве, в Государственном Русском музее, а также в частных собраниях Китая, Великобритании, Франции, Японии.

 

Букет сирени.  Д.Альховский.

Фронтовое поколение художников также представлено работамиВсеволода Андреевича Баженова (1909–1986). Участник Великой Отечественной войны (1942–1945), он был награждён медалью «За победу над Германией». Произведения В.А. Баженова находятся в музеях и частных собраниях России, Великобритании, Германии, США, Франции, Финляндии, Японии и других стран.

В лесу. 1960-е. В.Баженов. Холст, масло. 55 . 85. Частное собрание

В городе Луге родился Барановский Виталий Иванович (1913–1991), участник Великой Отечественной Войны. Работы мастера находятся в собрании Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и в частных коллекциях Санкт-Петербурга, Москвы, Кашина, Удомли, Твери, Тюмени, Сургута.

 

Солнечный день в лесу. 1963. В.Барановский. Картон, масло. 50 . 70. Частное собрание

Картины отца и сына Бернадских вошли в экспозицию «Отражение души». Бернадский Валентин Данилович (1917–2011) учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина у Бориса Иогансона, который в свою очередь был учеником Константина Коровина. Валентин Бернадский прошел войну и в мирное время вернулся к выбранному делу – живописи. В 1986 году он стал Народным художником Украины, в 2003 - Народным художником России, а в 2009 - Почётным академиком РАХ. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством». Произведения Валентина Бернадского находятся в Чувашском Государственном художественном музее в Чебоксарах, в Государственном художественном музее Донецка, Севастопольском художественном музее им.М.П.Крошицкого, в Государственном художественном музее Днепропетровска, Львовской картинной галерее, Карагандинском областном историко-краеведческом музее, в частных коллекциях России, Украины, Германии, Италии, Франции, Австрии, США, Японии.

 

Моя мастерская 2001. В.Бернадский. Холст,масло. 150 . 210. Частное собрание

Бернадский Геннадий Валентинович «заражённый» живописью с детства, окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, участвовал в выставках с 1970 года. Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Союза художников России с 1987 года, его имя включено в мировые справочники «Mayer», «Le Guidargus De La Peintur» и «Русские художники XVIII–XX вв.». Удостоен диплома Союза художников Санкт-Петербурга «За большой вклад в развитие российского изобразительного искусства». Награжден дипломом Первого Международного салона искусств, посвященного 285-летию Российской академии художеств «За большой личный вклад в развитие искусства». Почетный академик РАХ. Произведения Г.Бернадского находятся в методическом фонде Института им. И.Е.Репина,  в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в Чувашском государственном художественном музее, Государственном художественном музее  Донецка, Севастопольском  художественном музее им. М.П.Крошицкого, в Государственном художественном музее Днепропетровска, Львовской картинной галерее, Карагандинском областном историко-краеведческом музее, в частных коллекциях России, Казахстана, Франции, Голландии, Англии, Аргентины, США, Китая, Японии.

Юность. 2006. Г.Бернадский. Холст, масло. 120 . 150. Частное собрание

Ленинградскую школу живописи представляют и полотна Василия Павловича Борисенкова. С тридцати лет он становится участником художественных выставок. Произведения Василия Борисенкова находятся в Пензенской областной картинной галерее имени К.А. Савицкого, Военно-историческом музее артиллерии Санкт-Петербурга, в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, Музее истории Ленинградского металлического завода, Ульяновском областном художественном музее, а также в частных коллекциях России, Америки, Англии, Австралии, Германии, Финляндии, Франции, Японии.

 

Трускавец. 1968. В.Борисенков.  Картон, масло. 35 . 50. Частное собрание

Художник Василий Иванович Братанюк – ученик Юрия Непринцева, известного всем по картине «Отдых после боя. Василий Тёркин» и художника-фронтовика Олега Еремеева, недавно ушедшего из жизни. Василий Братанюк участвует в выставках с 1984 года и в 2000 году награжден Гран-при на выставке «Балет глазами художника» в Санкт-Петербурге. «Северная Пальмира» и приняла и полюбила художника из Староконстантинова. Его произведения сегодня украшают Государственный музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге, Музей Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой в городе на Неве, Музей Мальтийской капеллы Санкт-Петербурга, Музей истории города в Староконстантинове, Болховский краеведческий музей, Самарский областной художественный музей, Орловский областной музей изобразительных искусств, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Ульяновский областной художественный музей, Черниговский художественный музей им. Г.Галагана, Челябинскую картинную галерею, Чугуевский художественный музей им. И.Е.Репина, Картинную галерею им. Е. Моисеенко в белорусском городе Буда-Кошелево, Народный музей Черногории, Музей искусств города Йорка в Англии и многие другие сокровищницы искусства. Кроме того картины В.Братанюка находятся в частных коллекциях Украины, России, Англии, Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Греции, Египта, Канады, Лихтенштейна, США, Японии, Италии, Финляндии, Израиля, Индии.

 

Прима-балерина О. Кучерук в роли Китри. Балет Дон Кихот. В.Братанюк, 2005.
Холст, масло. 60 . 50. Частное собрание

 

Феодоровский монастырь. Переславль-Залесский. 2015. В.Братанюк.
Холст, масло. 50 . 60. Частное собрание

Заслуженный художник и Народный художник Башкирии Бурзянцев Александр Данилович (1928–1997), Лауреат Государственной премии им. Салавата Юлаева, Заслуженный художник РСФСР также является представителем ленинградской школы живописи. Мастер участвовал в выставках с 1953 года, и сегодня его произведения приобретены Государственным Русским музеем Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галереей в Москве, Башкирским государственным художественным музеем имени М.В. Нестерова, Музеем-заповедником Сергея Есенина в селе Константиново, а также частными коллекционерами России и других стран.

К весне. 1965–1970 гг.
Холст, масло. 100 . 85. Частное собрание

Творчество удивительной судьбы художника Петра Дмитриевича Бучкина (1886–1965) представлено в экспозиции несколькими работами. Портретная живопись выставки в Екатеринбурге ярко выделяет его полотна среди других. Если обратить внимание на годы жизни Петра Дмитриевича, особенно на дату рождения художника, то, видимо, интерес вызовет его творческая биография, особенно встречи с известными мастерами живописи, внесшими свой неоценимый вклад в историю русского искусства. Первые уроки рисования Пётр Бучкин получил у иконописцев волжского города Углича, куда семья художника переехала в 1891 году из Тверской губернии. Затем он поступил в Центральное Училище технического рисования им. А.Л.Штиглица, ныне Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица. Несколько слов об этом уникальном учебном заведении, основанном бароном Александром Людвиговичем Штиглицем в 1876 году. Училище было создано по аналогии с художественно-промышленными учебными заведениями стран Западной Европы - Англии, Австрии, Германии. Программы в таких учебных заведениях представляли синтез художественных и технических дисциплин и опирались на практический опыт прошлых эпох. Поступив в Центральное училище технического рисования А.Л.Штиглица, П.Д.Бучкин осваивал азы у художника Николая Андреевича Кошелева. Этот живописец известен помимо прочего тем, что по рекомендации Ивана Николаевича Крамского в числе троих художников расписывал плафон Храма Христа Спасителя. У такого живописца учился П.Д.Бучкин.  

Свое образование Петр Дмитриевич продолжил в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у В.В.Матэ, выдающегося живописца и гравера, а также у Василия Евмениевича Савинского, знаменитого исторического живописца и мастера портрета. Василий Савинский, потомственный петербуржец, в детстве, когда семья выезжала на лето в Павловск, вместе с родителями бывал на концертах венского «короля вальсов» Иоганна Штрауса, который приезжал на гастроли в Россию. Всё лучшее из своего творческого багажа учитель передал ученику.

Позднее в качестве пенсионера Петербургской Академии художеств П.Д.Бучкин посетил Италию, Францию, Германию, Испанию и другие страны. С 1918 по 1921 гг. П. Д. Бучкин служил в команде командоров дивизиона подводных лодок Балтийского флота. В 1921–1936 годах работал заведующим технической частью издательства «Радуга» в Ленинграде, иллюстрировал книги для издательств Ленинграда и Москвы. Участник выставок с 1907 года, Член Общества художников имени А. И. Куинджи, Член Общества русских акварелистов. С 1936 по 1940 гг. преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, профессор кафедры рисунка. Произведения Петра Бучкина находятся в собраниях Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, в Государственной Третьяковской галерее в Москве и других музеях России, а также в многочисленных частных собраниях России, Финляндии, Великобритании, США, Франции и других стран. А по портретам, созданным этим великим мастером, можно читать истории судеб не одного поколения позирующего.  

 

Солистка Мариинского театра Е. Ф. Петренко. 1916.
Пётр Бучкин. Холст, масло. Частное собрание

Медаль «За оборону Ленинграда» хранит среди других немалых наград художник Варичев Иван Михайлович, член Союза художников Российской Федерации, Заслуженный художник РСФСР, Народный художник России, Действительный член Петровской Академии наук и искусств, награждён орденами: Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-й степени. Награждён также медалями: «За отвагу» (двумя), уже упомянутая «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Произведения Ивана Варичева находятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Научно-исследовательском музее Российской академии художеств Санкт-Петербурга, в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а также в частных коллекциях России, Америки, Китая, Великобритании, Франции, Японии. Тем ярче на полотнах И.Варичева проявлена любовь к мирной жизни и её непобедимое начало.

 

Деревня Чернавино. 1964. И.Варичев
Картон, масло. 50 . 70. Частное собрание

Та же тема звучит в произведениях художников, чьи работы вошли в экспозицию выставки в Екатеринбурге – Юрия Волкова (1952–2016),

 

Южное солнце. 2006. Ю.Волков
Холст, масло. 53 . 73.
Частное собрание

Николая Володимирова (1910–2006), произведения которого находятся в музеях и частных коллекциях России, США, Финляндии, Китая, Японии, Норвегии, Франции,

 

Старая Ладога. 1971. Н.Володимиров
Холст, масло. 36 . 53. Частное собрание

Николая Галахова, чьими полотнами украшены коллекции таких музеев, как Псковский историко-художественный архитектурный музей-заповедник, Павлодарский областной художественный музей в Казахстане, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Иркутский областной художественный музей, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, Ульяновский областной художественный музей, а также частные коллекции России, Америки, Англии, Китая, Франции, Японии.

 

Карелия. Сосны у озера. 1980. Н.Володимиров
Картон, масло. 50 . 66. Частное собрание

В лучших традициях мастеров отечественной живописи - работы Народного художника СССР Грицая Алексея Михайловича (1914–1998), украшающие собрания музеев России, среди которых Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственная Третьяковская галерея в Москве, Киевский музей русского искусства, Львовскую картинную галерею, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Калужский областной художественный музей, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Тульский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Ульяновский художественный музей, а также частные коллекции в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Китая, Японии и других стран.

Весна. Березовая роща. 1963. А.Грицай
Холст на картоне, масло. 70 . 50.
Частное собрание

Вечер. Над Окой поднимается туман. 1978. А.Грицай
Картон, масло. 49,5 . 80. Частное собрание

Та же тема гармонии и мира в полотнах художника, Почетного гражданина Уфы Бориса Домашникова (1924–2003), чьи работы приобрели Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Севастопольский художественный музей, а также частные коллекционеры из России и других стран.

 

Натюрморт. 1955.Б.Домашников
Холст, масло. 90,5 . 69. Частное собрание

Произведения живописца,Почётного академика Российской Академии художеств Сергея Кичко находятся в музеях Министерства культуры России, Министерства иностранных дел России, в Хабаровском художественном музее, в Ярославо-Суздальском музее-заповеднике, в Новоуральской картинной галерее, Музее Меньшикова (г. Сургут), в галерее Филлерман Харбор (Япония), музее «Золотой Дракон» (Тайвань), корпорации «Сан» (Япония), в музее современного искусства Китая, в коллекции Б. Гаррена (США), а также в частных коллекциях Австрии, Бельгии, Южной Кореи, Люксембурга, Финляндии, Франции, Швеции.

 

Уходит лето. 1986. С.Кичко
Холст, масло. 120 . 150. Собственность художника

В колхоз. 1987. Дарья Коллегова
Холст, масло. 141 . 226. Собственность художника

 

Перед грозой. 2000. Ю.Кугач (1917-2013)
Картон, масло. 63 . 51. Частное собрание

 

Полная корзинка. 2000. Г.Мороз (1937-2015)
Холст, масло. 70 . 80,5. Частное собрание

Крымский дворик. 2011. И.Петров
Холст, масло. 60 . 70. Частное собрание

Розовый куст. Воронцовский дворец в Алупке. 2010. И.Петров
Холст, масло. 80 . 75. Собственность художника

 

Розы и персики. 2011. О.Теняев
Холст, масло. 50 . 70. Частное собрание

Это лишь малая часть экспозиции «Отражение души» художников Санкт-Петербурга. Любуясь искусством отечественных мастеров живописи XX-XXI вв., понимаешь, почему они становятся украшением государственных музеев, галерей и частных собраний стран любого из регионов мира.  

Ключевые слова: выставка Екатеринбург Выставка «Отражение души» Э.А.Фальц-Фейн В.Ф.Пустарнаков

Версия для печати