Бажанов Е. Миг и вечность. История одной жизни и наблюдения за жизнью всего человечества. Том 5; часть 7. Разбитые мечты. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017.
В Москве прошла презентация пятой книги многотомного труда ректора Дипломатической академии МИД России, заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Евгения Бажанова «Миг и вечность. История одной жизни и наблюдения за жизнью всего человечества». В томе рассмотрен один из самых драматичных периодов в жизни нашей страны, получивший название «перестройка» с легкой руки ее «архитектора» - генерального секретаря ЦК КПСС, а затем президента СССР Михаила Горбачева. Наряду со сложными переменами, происходившими в самом СССР, в этом томе подвергается анализу и эволюция внешней политики Советского Союза, а также включены сюжеты, посвященные многим странам Запада и Востока.
Труд Евгения Бажанова посвящен памяти его безвременно ушедшей в 2014 году супруги, известного востоковеда, политолога, историка и дипломата Натальи Бажановой. Один из лучших корееведов нашей страны, она внесла значительный вклад в установление тесного диалога между СССР и Южной Кореей. Ею также написаны труды по теории и общим вопросам международных отношений, по США, Франции, Италии, истории мировых цивилизаций, специфике советской внешней политики. Особую ценность многотомнику «Мир и вечность» придают не только подробные свидетельства о становлении и развитии советской и российской внешней политики, но и живые зарисовки современников – как знаменитых, так и почти неизвестных широкому читателю.
Как подчеркнул в своем выступлении сам автор книги Евгений Бажанов, для многих представителей молодого поколения многое, что в этом томе будет описано, будет в новинку. Разумеется, как и любым мемуарам, книге присуща некоторая субъективность. «Ситуация в СССР и за его пределами описана так, как она виделась лично мне, - подчеркнул автор. - Многие уже успели забыть, что наша страна во второй половине 1980-х года переживала системный кризис: советская промышленность отставала по производительности труда и по качеству выпускаемой продукции, были проблемы и с продовольствием. Смыслом жизни стала погоня за иностранными товарами. Советским лидерам и провозглашаемым ими лозунгам никто не верил, о них повсеместно рассказывали анекдоты». Именно в этих условиях к власти пришел Горбачев – молодой, полный сил, представлявший собой разительный контраст со своими престарелыми предшественниками.
Как отмечает Е.Бажанов, сразу же после прихода Горбачева к власти его завалили самыми разнообразными предложениями по преобразованию страны и политического режима. Одни призывали к возрождению сталинских принципов руководства в СССР, другие призывали вводить рыночные механизмы, третьи призывали провести в стране «политическую демократизацию» как необходимую гарантию успеха реформ.
В это время Евгений и Наталья Бажановы работали в Посольстве СССР в Пекине. В книге подробно рассказывается об обстоятельствах перехода Евгения Петровича на работу в Международный отдел ЦК КПСС. «Когда вернулся в Москву, то сразу понял свою оплошность, - заметил дипломат. - Все, кто работал в аппарате Старой площади, ощущали себя живущими «на Олимпе». В своих воспоминаниях автор подробно рассказывает о быте и нравах аппарата Старой площади. Весь распорядок дня был жестко регламентирован: каждый сотрудник ЦК, по образному выражению Е.Бажанова, «знал свой маневр», и самостоятельность мышления здесь не приветствовалась. Одновременно необходимо было постоянно соблюдать субординацию в контактах с «внешним миром», включая и Министерство иностранных дел СССР.
В 1987 году Горбачев провозгласил курс на «гласность» и «демократизацию» советского общества, подчеркнув, что это не самоцель, а способ продвижения по пути «перестройки». Однако непродуманность идеологических изменений, опережавших экономические преобразования, привела к тому, что в многонациональной стране, состоявшей из этнических республик, конфликты, ранее не имевшие возможности проявить себя при авторитарном политическом режиме, вырвались наружу и похоронили СССР. Наиболее прозорливые аналитики хорошо понимали эту опасность еще в самом начале пути, обозначенного генсеком. В качестве доказательства в труде приведены фрагменты дневников Евгения и Натальи Бажановых.
Поначалу политика, проводимая новым генсеком, в целом устраивала аппарат ЦК КПСС. Однако со временем начались сокращения аппарата, в ходе которого «стариков» сменяли безусловные сторонники Горбачева. Затем начались уступки по всем внешнеполитическим фронтам. И тогда со стороны «ортодоксов» началось сопротивление, в том числе на китайском направлении. Это порождало дополнительный хаос в дипломатии. Например, новый секретарь ЦК Вадим Медведев поручил Международному отделу подготовить справку, общий смысл которой заключался в отходе Пекина от принципов маоизма и готовности к диалогу с советским руководством. Однако это предложение натолкнулось на жесткое противодействие со стороны «аппаратчиков». Итогом стало составление карты территориальных претензий Китая к СССР и две справки прямо противоположного содержания – «за» и «против» разрядки с КНР. Кроме того, Горбачев собирался заменить советского посла в Пекине. Генсек категорически настаивал, чтобы ни в коем случае не назначали на этот пост «китаиста», поскольку, по мнению советского лидера, все они сделали себе карьеру на обличении режима Мао Цзэдуна. В итоге в Китай уехал Олег Трояновский, прежде занимавший должности советского посла в Японии и постоянного представителя СССР при ООН.
Тем временем «перестройка» начала пробуксовывать. Меры, предпринимавшиеся Москвой, находили все меньшее понимание в регионах. В этих условиях секретари ЦК Александр Яковлев и Вадим Медведев выступили с инициативой «демократизации снизу» и подключения к политическим процессам широких народных масс в виде «народных фронтов». Как показало дальнейшее развитие событий, это решение имело негативные последствия для будущего СССР.
В качестве сотрудника Международного отдела ЦК Евгений Бажанов совершил вторую в своей дипломатической практике поездку в Сингапур (первая состоялась в 1968 году). Город произвел на него неизгладимое впечатление: за это время из торговой колонии он превратился в мощное государство. Результатом стала докладная записка в ЦК о необходимости использования опыта новых индустриальных держав (среди которых, помимо Сингапура, речь шла о Южной Корее, Тайване, Гонконге). Этот документ удостоился высоких оценок на заседании Политбюро, однако принимать его к сведению было уже поздно: Центр стремительно утрачивал контроль над страной. Начались первые межэтнические конфликты, за которыми последовали и войны между республиками.
Во время работы в Международном отделе ЦК Евгений Бажанов неоднократно выезжал в регионы страны, разъясняя там логику действий власти. Особенно тяжелое впечатление на него произвела поездка в Запорожскую область Украинской ССР, состоявшаяся в июле 1989 года. «За все время нашего визита мы встречались с самыми разными людьми: рабочими, колхозниками, учеными, партийными работниками, неформалами, и не встретили никого, кто был бы доволен своей жизнью, - подчеркнул дипломат.- И все как один говорили: если Горбачев не прекратит свою «безумную политику», страну ждет катастрофа».
В книге Е.Бажанова содержится подробный анализ германской проблемы, начиная с 1945 года и вплоть до объединения Германии. Это не случайно: за два месяца до разрушения Берлинской стены, в сентябре 1989 года Е.Бажанов побывал в Германской Демократической Республике. Здесь, напротив, местные граждане были в эйфории от событий, происходивших в Советском Союзе, надеялись на скорейшее объединение страны. В книжных магазинах выстраивались очереди за книгой Горбачева «Новое мышление для нашей страны и всего мира» (парадокс: в СССР эта книга уже стала предметом насмешек). Повсеместно ругали Эриха Хонеккера и руководство Социалистической единой партии Германии. Добавим: тем большим было разочарование «восточных» немцев, когда воссоединение, наконец, произошло, и отнюдь не на паритетных началах.
Тем временем внешняя политика в СССР почти полностью была передана из Международного отдела ЦК КПСС в Министерство иностранных дел, во главе которого встал Эдуард Шеварднадзе. На внутренние проблемы наслаивались и внешние. Политическое руководство все больше занималось внешними займами. Неожиданно обострились отношения с Китаем. Причиной стал визит Горбачева в КНР в мае 1989 года, как раз в те дни, когда политическая обстановка в этой стране начала накаляться. Начались стычки между военными и студентами, требовавшими развития по пути «перестройки» в СССР и «демократизации» в духе ведущих западных стран (прежде всего, США). Апогеем стали знаменитые события, связанные с разгоном протестующих на площади Тяньаньмэнь в Пекине 4 июня 1989 года.
Официально Пекин обвинял в происходящем Соединенные Штаты, но конфиденциально давал понять, что виной всему политика генсека КПСС, который ведет свою страну к полному краху. В среде китайских экспертов все чаще раздавались голоса, призывавшие вернуться к полемике с Советским Союзом. Это возымело свое действие: Пекин сделал свои выводы из краха СССР, и не позволил идеологическим спорам возобладать над формированием курса внутренней и внешней политики.
Своим впечатлением о выходе книги Евгения Бажанова поделились участники и гости презентации. По словам президента Торгового дома «Библио - Глобус», профессора, доктора экономических наук Бориса Есенькина, главное достоинство книги состоит в подробном освещении на ее страницах психологии политической элиты СССР и других стран мира на фоне эпохи глобальных перемен, предшествовавших распаду биполярной политической системы и становлению новой российской государственности. «Надеемся, что каждый интересующийся получит полное представление об этом сложном историческом периоде», - отметил он.
Издатель книги, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, генеральный директор издательско-торговой корпорации «Дашков и К°» Леонид Дашков отметил, что труд Евгения Бажанова содержит документальные свидетельства о переломной исторической эпохе. В ней показан механизм краха Советского Союза. Активное использование писем и дневников придает повествованию особую искренность.
По словам заведующей Центром евроатлантических исследований международной безопасности Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, доктора политических наук Татьяны Зверевой, мемуары Евгения Бажанова – это трогательное воспоминание о долгих годах, прожитых вместе с безгранично дорогим и близким человеком. Читатель знакомится с дневниковыми записями, письмами, заметками на разные темы. Работа проникнута тонким лиризмом и наполнена светлыми и чистыми чувствами ее героев.
Пятый том воспоминаний Евгения Бажанова заканчивается распадом СССР и переходом автора в 1991 году на должность проректора Дипломатической академии. Однако точка еще не поставлена. По словам самого автора, читателям предстоит еще пять томов, посвященных уже становлению дипломатии постсоветской России и охватывающих период вплоть до 2014 года. Полагаем, что этот масштабный многотомник будет востребован не только специалистами, но и всеми, кто живо интересуется вопросами внешней политики.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs