Блюдо из орской яшмы, украшенное вензелем Цесаревича Николая Александровича. (Из подарков, преподнесенных Царскому Наследнику в Восточном путешествии 1890-1891 гг.).
«Японский» период в Восточном путешествии Царского Наследника Николая Александровича, сына императора Александра III, состоявшемся в 1890-1891 годах, стал темой заседания Юбилейного комитета «По пути Цесаревича» в «японском» зале Центра Восточной литературы Российской Государственной библиотеки в Москве.
В тот день, 27 апреля с.г., в столице России по интересному стечению обстоятельств совпали три знаменательных события, непосредственным образом связанных с Россией и Японией. Главным из них стала, конечно, встреча в Кремле на официальном уровне Президента России Владимира Путина и Премьер-министра Японии Синдзо Абэ, где речь шла о высокой политике. Вторым событием для российской столицы стала, проходившая в тот же день VI Конференция по международной безопасности, на которую прибыли 20 министров обороны из разных стран, в том числе Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь лучшие военные и экспертные умы решали вопросы военно-стратегического значения и международной политики в области глобальной и региональной безопасности. Третьим событием, которое смело можно отнести к народной, или общественной дипломатии, стало заседание Юбилейного комитета «По пути Цесаревича» к 130-летию Восточного путешествия 1890-1891 гг. Царского Наследника. Предпринятый и успешно пройденный Цесаревичем путь в восточно-азиатские страны в составе русской эскадры, стал геостратегическим мирным маневром, задуманным императором Александром III, прозорливо предвидевшим все преимущества восточно-азиатского вектора российского внешнеполитического курса.
На встречу с участниками Юбилейного комитета, созданного к 130-летию празднования «Восточного путешествия», пришли депутаты Государственной Думы РФ, представители Правительства Москвы, российские востоковеды, профессора вузов, сотрудники Института востоковедения РАН, руководители международных организаций, в том числе Императорского Православного Палестинского общества, журналисты, издатели. Столь представительный уровень участников встречи отвечает основным целям, которые ставит в своей деятельности Юбилейный комитет, вошедший в Международную Ассоциацию «Природа и Творчество» при ООН. Председатель Комитета – писатель историк и общественный деятель Андрей Хвалин кратко сформулировал его цели и задачи. Главная из них – отметить 130-летие Восточного путешествия в 2021 году на государственном уровне. Этому есть все предпосылки, учитывая неоценимое пока значение данного предприятия в историческом контексте развития нашей страны. Вторая цель – это научные, литературные, этнографические исследования обо всем, что имеет отношение к участникам экспедиции и его историческому значению. Третья важная цель – оставить в тех странах и российских городах, которые посетил Наследник Николай Александрович, памятные знаки в виде стел, часовен, мемориальных досок, восстановленных триумфальных арок, горельефов, топонимики, наконец, о присутствии будущего Царя Российской империи, Царя-мученика за веру православную, не отступившего от своей присяги на верность Родине до последнего дыхания.
Историческая несправедливость в отношении умолчания великого значения данного Путешествия во внешней политике России, а также высочайшей роли самого Наследника Цесаревича Николая Александровича должна быть смыта чистыми, истинными, достоверными фактами, свидетельствами, открытиями – этой деятельности и посвящены усилия Юбилейного комитета «По пути Цесаревича». Интересные совпадения порой дают поводы к сопоставлению и размышлению. Так, московское собрание в Центре восточной литературы РГБ в честь пребывания Наследника в Японии пришлось на Светлую пасхальную седмицу (неделю после Пасхи), а описываемый в книге Эспера Эсперовича Ухтомского «Восточное путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича 189-1891 гг.» (в двух томах) «японский» период, проходил в Страстную неделю перед Пасхой и - в самое празднование Пасхи. В этом и заключалось величие момента, когда 27 апреля в Москве шла речь о воссоздании по дневниковым записям Царского Наследника тех дней, которые предшествовали Пасхе и тех, когда праздновали ее торжество. Ведь основной исторической религией Российской Империи вплоть до 1917 года было православие. И никто этому не сопротивлялся, потому что православие не исключало иных верований на территории своего государства. Напротив, руководство страны с уважением относилось к иноверцам. Тому подтверждение – приветствия и посещение Царским Наследником во время Восточного путешествия буддистких храмов в Сибири, в Индии, китайских и японских пагод.
Высокое значение и красоту православия, которое поднимал в своем путешествии Царский Наследник, подчеркнуто и в деятельности Юбилейного Комитета. Его сотрудники начали работу в декабре 2016 года по благословению архиереев, священников, старцев Русской Православной Церкви и монахов Святой Горы Афон, в надежде придать грядущим юбилейным торжествам общероссийский и международный масштаб. Что касается пребывания Наследника в Японии, то оно было ознаменовано не тем событием, которое едва не стоило жизни Царскому Сыну от сабли полицейского фанатика. Оно было с благодарностью оценено императором Японии именно тем, что Великий Князь Николай Александрович проявил истинную христианскую позицию по отношению к японскому народу в лице тех джин-рикш, которых щедро вознаградил, назначив им выплату пенсий до конца их дней. Наследник также был благодарен, примчавшемуся на следующий же день на аудиенцию к нему, японскому императору. А в дневниковых записях о Японии, которые до сих пор не опубликованы, мы читаем: «…Не без грусти оставляю эту любопытную страну».
Этой строчкой из Дневника Наследника Цесаревича и назвал свое выступление на встрече в Центре Восточной литературы РГБ председатель Юбилейного комитета Андрей Хвалин. Но прежде чем начать рассказ о «японских» впечатлениях Великого Князя Николая Александровича и событиях тех далеких дней, Андрей Юрьевич подчеркнул факт возрождения пасхальных традиций российской дипломатии XXI века. Напомнив, что в апреле 1891 года Августейший путешественник встретил Святую Пасху, Андрей Хвалин отметил, что и в Москве в апреле 2017 года в Особняке МИД России состоялся торжественный прием от имени Министра иностранных дел России Сергея Лаврова по случаю православной Пасхи. Глава Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был основным гостем торжества, вместе с приглашением иерархов Русской Православной Церкви, представителей традиционных религий и конфессий, государственных и общественных деятелей, руководителей дипломатических миссий в Москве.
От имени Юбилейного комитета Андрей Хвалин выразил благодарность директору Государственного архива РФ Ларисе Александровне Роговой за возможность познакомиться с дневниками Цесаревича. Председатель Юбилейного комитета заострил внимание на узловых моментах путешествия на Восток Августейшего Наследника и его визита в Японию. В частности, среди целей и задач, которые были поставлены перед Царским Сыном в ходе данного путешествия, стояла образовательная задача – приобретение опыта и знаний, которые необходимы для служения Царю и Отечеству. Кроме того – знакомство со сложностями флотской службой на военно-морском судне. Представительские задачи – показать военную морскую мощь России в тех государствах, которые посещал Наследник Престола Российской Империи. Напомним, в составе эскадры были корабли «Память Азова», «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов», пароход «Орел», а также канонерские лодки «Манджур», «Кореец», «Бобр».
Визит Цесаревича в Японию продлился с 15 апреля по 7 мая 1891 года. За это время Августейший Наследник посетил Нагасаки, Кагосиму, Оцу, а затем программа пребывания в «стране восходящего солнца» была свернута. Причиной тому стало покушение на жизнь Августейшего Наследника. А пока, согласно намеченному времени эскадра Цесаревича стала на рейд у города Нагасаки. Не сходя с корабля «Память Азова», Наследник провел на нем Страстную седмицу и в корабельной церкви вместе со всеми встретил Пасху. Интересна запись из дневника Наследника о начале визита в Японию от 15 апреля, в Понедельник. «Наконец в восьмом часу при отличной солнечной погоде увидели высокие берега давно желанной Японии! Все понятно высыпали наверх. Пройдя островок Паненберг, откуда по преданию свергли в море католических монахов японцы, повернули влево в красивую узость; в глубине бухты увидели Нагасаки. Застали здесь: «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов» и новый пароход добровольного флота «Орел»; кроме того стояли на якоре три японца», - сделал первую запись о «стране восходящего солнца» Великий Князь Николай Александрович.
В тот год в Японии 6 мая Цесаревич торжественно отметил на борту фрегата «Память Азова» свое 23-летие, а своим спасителям-джинрикшам лично вручил «по золотой медали и по 2500 долларов каждому, сказав им, что будут получать по 1000 долларов пенсии ежегодно до смерти». В кавычки взята фраза из дневника Наследника Цесаревича. На 7 мая 1891 года был назначен последний день пребывания в Японии. Наследник записал в дневнике: «Настал последний день нашей стоянки в японских водах; странно сказать, что не без грусти оставляю эту любопытную страну, в которой мне все нравилось с самого начала, так что даже происшествие 29 апреля не оставило после себя и следа горечи или неприятного чувства». Андрей Хвалин уточнил, что ныне в японском городе Оцу, где пролилась кровь Царского Наследника, стоит православная церковь. А на месте нападения на Цесаревича – памятный знак. По словам А.Хвалина, «не только кровью, а главное – любовью Царского сына был приручен японский дракон – восточный символ императорской власти, татуировку которого выбил на своей правой руке Цесаревич в гостеприимном Нагасаки».
Юбилейный комитет продолжает свою деятельность по названным выше направлениям, с учетом придания торжествам по случаю 130-летия Восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича в 1890-1891 годах государственного масштаба.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs