Фото greenpeace
«Мы в Арктике не видим вопросов, решение которых потребовало бы силовых действий».
Сергей Лавров
Симпатичный белый мишка на фото сверху, оборачиваясь к людям, как бы вопрошает словами старой песенки: «Ах, скажите, чьи вы? И зачем, зачем идете вы сюда?»
Позиция Россия в отношении Арктики ясна и недвусмысленна, её выразил министр иностранных дел Сергей Лавров: «Мы тут не видим вопросов, решение которых потребовало бы силовых действий». Но все ли партнеры думают так же? В нашем материале «Вожделенная Арктика» мы подробно разбирали тонкие вопросы международной арктической политики.
Заметим, что партнеров по освоению Арктики с развитием глобализации появляется на Земном шаре все больше и больше. Взгляните на состав участников-основателей и государств-наблюдателей только что завершившегося заседания Арктического Совета в городе Фербенкс (Аляска, США). Среди официальных наблюдателей даже… Сингапур.
Казалось бы – где Северный Ледовитый океан, а где Сингапур в своих теплых экваториальных краях, на стыке Индийского и Тихого океанов? И, тем не менее, его делегация поднялась в северные широты. А, знаете, почему? Потому, что, в случае открытия Северного морского пути, Сингапур потеряет огромные деньги, как крупнейший международный порт, находящийся на стыке главных торговых путей – из Азии в Европу и в Африку. И, если африканский маршрут при дальнейшем освоении Арктики никак не будет затронут, то уж дорога из Китая в Европу через Северный морской путь станет значительно короче, чем через Малаккский пролив, на котором стоит Сингапур, и Суэцкий канал. В результате денюжки поплывут мимо Сингапура, но вдоль российских берегов. Чистая конкуренция.
На этой карте («Вестифинанс») торговых маршрутов из Азии в Европу сам отметил (иных нужных для пояснения этой ситуации карт не нашел) маркером Малаккский пролив в самой низкой точке траектории южного маршрута рядом с Сингапуром. Видно же, что северный путь в два с лишним раза короче и выгоднее и Китаю (Новый шелковый путь), и Японии, и Южной Корее для транспортировки товаров на запад Евразии и получении товаров из Евросоюза:
И это – лишь один тех вопросов, что касаются развития Арктики, в целом, и мировой торговли, в частности. Про нефть, газ океанские биоресурсы – разговор отдельный и не короткий. Например, запасы нефти и газа в Арктике сравнимы с запасами этих энергоресурсов в Западной Сибири. И составляют они, по предварительным оценкам, около 100 миллиардов тонн условного топлива.
На фоне этих проблем, конечно же, интересно оценить некоторые итоги состоявшейся 10-11 мая в городе Фербенкс (Аляска, США) регулярной, 10-й встречи министров иностранных дел Арктического Совета. Почему Аляска, почему Фербенкс? Последние два года Совет возглавляли Соединенные Штаты вот под такой эмблемой «Единая Арктика». Северная лисичка на американской эмблеме – это знаменитый песец.
В нынешнем заседании Северного Совета принял участие министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, прилетевший сюда сразу после привлекшего всемирное внимание его разговора с президентом США Дональдом Трампом в Белом доме.
Возможно, именно это добавило встрече в Фербенксе дополнительное внимание мировой прессы. Возможно, именно это подвигло министра иностранных дел Канады Христю Фриланд, имеющую украинские корни, приветствовать российскую делегации на русском языке: «Я хочу поблагодарить российских соседей, особенно коренные народы. Мы с вами не только соседи. Хотя по определенным вопросам у нас разные точки зрения, всегда в Арктическом Совете мы могли обсуждать, и мы будем обсуждать и решать наши общие проблемы на севере. Я очень рада видеть вас здесь».[i]
Вообще заметно, как в Северной Америке что-то сразу заговорили на русском. Только что был казус на телевидении – ведущая программы «ClapBack» на телеканале «Fox News» Джули Рогински начала выпуск с обращения к зрителям на русском языке, дабы, по её собственным словам, «показать потенциальным хозяевам», что уже знает русский язык. Она подчеркнула, что из-за последних событий и «российского следа» Дональда Трампа ей уже гораздо легче говорить на русском языке.[ii]
Что, они уже «сдаются без боя»? Ведь, «Fox News» это тот телеканал, что работает на Трампа!
В Фербенксе Сергей Лавров на пресс-конференции не упустил возможность прокомментировать выступление канадской коллеги: «Мы вчера общались за неформальным ужином, где присутствовали только министры и наши представили в АС… За ужином всплыл вопрос об Украине и о том, как негативно украинский кризис влияет на отношения между Россией и западными странами. Последовала небольшая полемика. Я привлек внимание к проявлениям неонацизма и шовинизма, которые мы сейчас наблюдаем на Украине… Я привел пример внесения законопроекта о государственном языке, в соответствии с которым (если он будет принят) теперь все граждане Украины, независимо от того, на каком языке им говорить удобнее (на русском ли, венгерском, румынском или польском), должны будут для решения всех своих повседневных проблем пользоваться только украинским языком… Наша канадская коллега оказалась не в курсе того, что такой законопроект существует. Я ей обещал его прислать. Буду ожидать, что она, возможно, как-то прокомментирует эту ситуацию. Мы нашей делегацией обратили сегодня внимание на то, что она очень неплохо говорит по-русски (сегодня она выступала по-русски, обращаясь к представителям российских коренных народов), но это все происходит на фоне того, что русский язык, которым так свободно пользуется на Аляске Х.Фриланд, на Украине, где русский — издревле родной для огромного количества людей, прекратит скоро иметь подобное хождение и статус. Разговор был интересный, посмотрим, чем это все закончится».
Так что, разговор на конференции вели не только про Арктику. Но, вернемся к ней. Сначала – несколько слов об истории Арктического совета.
Арктический Совет – это международная организация, созданная в 1996 году, в состав которой входят восемь стран, чья территория полностью или частично находится в заполярье: Россия, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, США. Постоянными участниками являются также шесть организаций коренных народов Арктики.
В списке наблюдателей при Совете страны, далеко лежащие от Арктики – Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Великобритания, КНР, Италия, Япония, Республика Корея, Сингапур, Индия. Большой интерес к работе в Совете проявляют также Бразилия и ещё ряд государств, которые находятся очень далеко от северных широт. Правда, статус наблюдателя не даёт его обладателю каких-либо реальных рычагов влияния на процесс выработки «правил игры» в регионе. А рост их числа связан с целью «содействия развитию отношений между странами, которые имеют свои интересы в Арктике». Глобализация – в чистом виде.
В Совете действуют шесть рабочих групп:
- по арктическому мониторингу и оценке;
- по сохранению арктической флоры и фауны;
- по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации;
- по сохранению арктической морской среды;
- по устойчивому развитию;
- по борьбе с загрязнениями Арктики.
В 2014 г. начал действовать «Инструмент поддержки проектов» Арктического Совета, через который идет финансирование программ, нацеленных на борьбу с загрязнением окружающей среды. В настоящее время ИПП располагает бюджетом в размере примерно 16 млн евро, предоставленных Исландией, Норвегией, Россией, США, Финляндией, Швецией, а также «саамскими парламентами» (выборные органы саамов в странах их проживания). В 2014-2016 гг. в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. [iii]
В октябре 2015 г. в рамках Арктического Совета был учрежден «Арктический форум береговых охран», чья задача – обеспечение морской безопасности в Арктике, в частности, в сфере экологии.
К слову, желающие могут познакомиться с деятельностью Арктического Совета более подробно на его сайте Arctic Council.
Министерские заседания Совета организуются каждые два года с переходом председательства от одного участника к другому. Следующий председатель Арктического Совета – Финляндия. Министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни в связи с этим заявил в Фербенксе, что его страна намерена и впредь уделять повышенное внимание, прежде всего, теме «изменение климата». Он отметил, что именно этот феномен вызвал «беспрецедентные перемены в Арктическом регионе, такие как – повышение уровня моря и таяние вечной мерзлоты».
В традиционной повестке Арктического Совета с первых заседаний не значились вопросы экономики. Да, с первых лет работы участники уделяют основное внимание проблемам поддержки коренных народов, защиты климата, наблюдения за экологией. Свежий пример – на нынешней сессии презентована книга о кулинарных традициях жителей Севера, Сибири и Дальнего Востока под названием «Кулинарная книга арктических народов», где представлены рецепты 17 народов.
Сейчас ситуация меняется. Например, заявлено «развитие инфраструктуры ради повышения уровня жизни местных жителей». И на Совете сегодня никто не вычеркивает вопросы экономического сотрудничества. Более всего, как ни удивительно, это продвигают… страны-наблюдатели. Им Север нужен, прежде всего, как экономическая зона. Вопросы природы и экологии от них очень далеки, хотя… Вот, скажем, белый мишка для коалы – да, дальний родственник, а потому коала иногда и мерзнет.
Так, Китай, например, заинтересован в том, чтобы получить экономические выгоды от освоения Арктики. Китайцы уже готовы инвестировать в регион. Даже строит ледокольный флот.
Индия тоже старается не отставать от Китая, поддерживая состояние конкуренции между двумя странами с миллиардным населением – уж, и на Северном полюсе. Хотя, вот, не поехала индийская делегация в Пекин на нынешнюю конференцию «Один пояс – Один путь». Там свои сложные отношения…
Об интересе Сингапура мы уже сказали – они здесь хотят получать информацию из первых рук, чтобы потом как-то реагировать.
Есть ещё и военная компонента арктического вопроса. Например, в январе 2017 года в Норвегии на военной базе в 1500 километрах от границы с РФ высадилось 300 американских морских пехотинцев для участия в «программе обучения», рассчитанной на шесть месяцев. Почему не на шесть лет?
НАТО нацеливается на Северный полюс? Тогда не надо удивляться, что на Параде Победы в Москве по Красной площади прошла новая российская военная техника, созданная для Севера. В конце концов, Россия создает системы безопасности на собственной территории, а США на чужой земле – на территории Норвегии. Почувствуйте разницу.
Американцы же помнят, какая у них была паника по поводу русских ракет на Кубе в начале 1960-х? Чуть со страху ядерную войну не затеяли.
А мы видим, что вокруг наших границ баз НАТО и США – как ворон на крыше, но реагируем на это без излишних эмоций.
Напомним, как говорил об Арктике Владимир Путин в марте с.г., выступая на заседании IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» в Архангельске: «Сейчас, в наши дни, значение Арктики многократно возрастает. Она становится местом самого пристального внимания стран и народов и как регион, от самочувствия которого во многом зависит климат планеты, и как сокровищница уникальной природы, и, конечно, как территория с колоссальными экономическими возможностями, с огромным экономическим потенциалом…
Россия, на долю которой приходится почти треть Арктической зоны, осознаёт особую ответственность за эту территорию.
Наша цель – обеспечить устойчивое развитие Арктики, а это создание современной инфраструктуры, освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни коренных народов Севера, сохранение их самобытной культуры, их традиций, бережное к этому отношение со стороны государства…
Россия исходит из того, что в Арктическом регионе нет потенциала для конфликтов. Международные нормы чётко определяют права как прибрежных, так и других государств и служат прочной основой для совместной работы в решении любых проблем…
У нас весьма обширная экономическая программа для Арктики, рассчитанная на многие-многие годы вперёд. Она включает уже свыше 150 проектов, инвестиции в которые оцениваются в триллионы рублей…
Особое внимание уделяем Северному морскому пути... Приглашаем наших иностранных коллег активно использовать возможности Севморпути, что позволит снизить издержки и сроки доставки грузов между Европой и Азией».[iv]
Заседание Арктического Совета в Фербенксе. Фото sever-press
Обратите внимание, что Владимир Путин дал очень интересную характеристику Арктики в глобальном мире: «Она становится местом самого пристального внимания стран и народов и как регион, от самочувствия которого во многом зависит климат планеты».
То есть процессы, концентрирующиеся в Арктике, могут аукнуться по всему Земному шару – потому и было столь высокое внимание к нынешней сессии Арктического Совета. Потому и говорил Сергей Лавров в Фербенксе вот о чем:[v]
- «Россия много делает и будет делать для того, чтобы Арктика развивалась, как территория мира, стабильности и сотрудничества. Здесь нет потенциала для какого-либо конфликта».
- «Международное право позволяет надежно обеспечивать в нашем общем регионе национальные интересы всех арктических государств, на которых лежит особая ответственность за долгосрочное развитие Крайнего Севера».
- «Хотя Арктика – больше не «терра инкогнита», регион остается в числе наименее изученных. Подписанное сегодня межправительственное «Соглашение об укреплении международного арктического научного сотрудничества» придаст дополнительный импульс совместной исследовательской работе ученых всех наших стран».
- «В числе наших приоритетов – расширение взаимовыгодных экономических связей. Мы приветствуем запуск в АС сотрудничества в сфере телекоммуникаций».
- «Приглашаем партнеров к взаимодействию в реализации российской программы экономического развития Арктики в сочетании с природоохранной деятельностью, мерами по повышению качества жизни, по поддержке культуры и традиций коренных народов и всего населения Крайнего Севера».
- «Мы подтвердили наш настрой на то, чтобы решать все проблемы, которые могут возникать в Арктике, через политические переговоры в полном соответствии с Конвенцией по морскому праву 1982 года. Она содержит все необходимые положения, которые должны применяться при решении любых вопросов в Арктике».
- «Мы тут не видим вопросов, решение которых потребовало бы силовых действий. С этим согласны и наши партнеры».[vi]
Конечно, на пресс-конференции журналисты не моги не задать вопрос о результатах только что прошедших переговоров с президентом США. Сергей Лавров сказал им то, что сразу же разлетелось по всем СМИ: «Вопрос о том, в каких формах удобнее развивать отношения с Российской Федерацией, мы оставляем на усмотрение Д.Трампа и его сотрудников. Вчера на встрече в Белом Доме Президент США подтвердил свой настрой на нормализацию отношений. Об этом он позже написал также в «Твиттере». Мы будем готовы действовать в той степени и так быстро, как это будет удобно для Администрации, которая пока все еще формирует свою команду, в т.ч. ее внешнеполитический состав».[vii]
То есть, инициатива дальнейших действий – за Трампом и его командой. Очень грамотно и показательно. Улыбки уже были, будут ли инициативы?
Фото ТАСС. Александр Щербак
Американцы, со своей стороны, на Совете проявили озабоченность: «США председательствовали в Арктическом Совете в период, когда в Арктическом регионе происходят беспрецедентные изменения (климат, да – С.Ф.) и возникают проблемы (какие проблемы? – С.Ф.). Я благодарен за тот уровень сотрудничества, который демонстрируют страны и народы Арктики, сталкивающиеся с этими проблемами», – сказал госсекретарь Рекс Тиллерсон.[viii] Демагогия или попытка скрыть беспокойство за пеленой слов?
«У России 40 ледоколов, в том числе, атомные, «устрашающей раскраски» (для янки – С.Ф.) – красные с черным. А сколько ледоколов у США? Два. Или три, если учесть ветхое судно, которое стоит в сухом доке в Сиэтле и потихоньку демонтируется на запчасти», – пишет в своей статье «The icebreaker gap»[ix] («Отставание в ледокольном флоте») Джен Джадсон (Jen Judson) в издании «Politico».
Он продолжает, выливая читателям все озабоченности американского истеблишмента, часть которого ещё не позабыла про свои интересы по контролю процессов «на Шарике». И это – самое показательное. Продолжим цитирование статьи в «Politico»:
«Ледоколы для Арктики – все равно, что автострады. На данный момент у русских есть в Арктике "суперхайвеи", а у нас – ухабистые проселки», - образно выразился сенатор-республиканец от Аляски Дэн Салливан. Виктория Херрманн, представляющая США в совете директоров «Arctic Institute», отмечает: «В арктических стратегиях и России, и США ледоколы названы ключом к достижению целей. И Россия подготовлена намного лучше».
И вот, на фоне таких откровений внутри США, новая американская администрация должна что-то делать дальше. И дальше происходит следующее – сначала президент Дональд Трамп намекает на то, что «программа изменения климата» его, может быть, уже не волнует. А затем госсекретарь Рекс Тиллерсон комментирует в Фербенксе ставшие известными идеи президента Трампа о выходе США и глобальных договоренностей по климату.
Площадка Арктического Совета очень правильное место для того, что заявить на весть мир: «В настоящее время мы в США пересматриваем несколько важных вопросов, включая то, каким будет подход (президента США Дональда) Трампа к вопросу об изменении климата».[x] США нужно дополнительное время, чтобы определиться с позицией по изменению климата, заявил госсекретарь: «Мы не будем торопиться с решением, а будем работать с тем, чтобы принять правильное для США решение».
Означает ли это:
- что все усилия мирового сообщества, которое именно американцы в 1990-е годы заставили «раскошелиться» и подвигли на переговоры о совместной работе по сохранению климата на Планете, теперь пойдут прахом?
- что Парижское соглашение по климату, которое было подписано в конце 2015 года 194 странами (sic!), для США становится пустой бумагой? А, ведь, суть этого документа в том, что все страны должны ограничить выбросы углекислого газа и предпринять ряд технических мер «для предупреждения глобального потепления». На это тратятся огромные деньги! На этом, более, чем на нефти(!) держится доллар!!!
И что теперь? Значит, правы были те, кто говорили о надуманности варианта «человеческого фактора» в проявлении естественных, природных климатических проблем, на решение которых были брошены гигантские средства (Природу Земли у нас ещё не научились переделывать, а вот «снимать прибыль» – легко). Так, эти деньги были выведены из программ развития собственных стран и осели в карманах конкретных джентльменов? Американцы, похоже, уже сами во всем признаются. Интересный поворот…
В итоговом документе форума АС «Декларации Фербанкса» говорится о стремлении «сохранять мир, стабильность и конструктивное взаимодействие в Арктике», а также содействовать экономическому развитию коренных народов Севера и предпринимать меры по защиты окружающей среды.[xi]
Участники форума с тревогой отметили «серьезные последствия климатических изменений для экологии Арктики» и обязались продолжать усилия по оценке влияния этих факторов на морские биоресурсы региона.
В разделе, посвященном проблемам экономики региона, отмечена «необходимость учитывать интересы коренных жителей Арктики».
В целях улучшения системы телекоммуникаций в регионе принято решение создать специальную группу в рамках Арктического совета, которая займется оценкой потребностей жителей северных районов в системах связи.
Отметим, что по имеющейся информации, «на полях» министерской встречи состоялись беседы Сергея Лаврова с главами внешнеполитических ведомств ряда арктических государств.
А это – лучшая иллюстрация того настроения, которое царило на Арктическом Совете в Фербенксе:
Судя по позитивному настрою участников конференции, белые мишки могут не беспокоиться. И северная лисичка тоже…
[vii] Там же
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs