Выступление Министра иностранных дел России Сергея Лаврова на VI Московской конференции по международной безопасности
В столице России по инициативе Министерства обороны Российской Федерации 26-27 апреля проходит VI Московская конференция по международной безопасности. Как сказал один из ее участников, известный публицист, «на форуме представлен практически весь мир».
Объединяющей темой конференции в Москве стала «Глобальная безопасность: вызовы XXI века». В этом году отмечен особенно высокий уровень представительства – более 20 делегаций на форуме возглавили министры обороны своих стран. Всего же более 750 участников – от министров обороны до представителей академических кругов из 86 государств, включая руководство крупнейших международных организаций - ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ОДКБ и МККК. От имени Генерального секретаря ООН на форуме выступил его заместитель по политическим вопросам Джеффри Фелтман. Приветствие Президента России Владимира Путина участникам форума зачитал Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, открывший международный форум. В тезисах Министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу прозвучало сожаление о том, что за год, что прошел со времени предыдущей – V Московской конференции по международной безопасности, где обсуждались угрозы, исходящие от мирового терроризма, «договориться о координации действий в борьбе с терроризмом, а также принять необходимые решения по его искоренению до сих пор не удалось». «Политические разногласия и взаимное недоверие препятствуют консолидации здоровых сил в противостоянии этому мировому злу, - констатировал Сергей Шойгу. – Мешают воплотить в жизнь озвученную Президентом России на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций инициативу по созданию широкой международной антитеррористической коалиции».
Выделим главные акценты в выступлении С.Шойгу. Первое, это, конечно, Сирия, которая остается передовым рубежом противостояния ИГИЛ. И здесь российским политикам и военным было о чем рассказать участникам конференции – это и оказание военной помощи законному правительству САР, и завершение полного разминирования древней Пальмиры, и успехи российского Центра по примирению враждующих сторон. По словам Министра обороны РФ, благодаря работе сотрудников Центра, руководители полутора тысяч населенных пунктов по всей Сирии отказались от вооружённой борьбы с правительственными силами. Плюс переговоры по политическому урегулированию в формате Россия, Турция и Иран.
Второй акцент был сделан на позиции и политике НАТО. «Хотел бы подчеркнуть, что действия России по укреплению обороноспособности являются сбалансированной реакцией на расширение Североатлантического альянса, освоение им военной инфраструктуры в приграничных с Россией государствах, размещение в них своих воинских контингентов», - заявил Сергей Шойгу. По словам Министра обороны РФ, НАТО продолжает курс на «проецирование силы» вблизи наших границ, вовлекая в свои ряды все новые государства. В частности, недавнее решение о вступлении в альянс Черногории дает НАТО преимущество по усилению контроля за Балканами, учитывая низкий военный потенциал этой республики. В той же цепи - сюжеты по продвижению военной инфраструктуры в Арктике, создание военного полигона на севере Норвегии в непосредственной близости российских границ, а также авиационное патрулирование воздушного пространства Прибалтики. «Рассматриваем такие действия НАТО как демонстрацию силового продвижения своих интересов»,- заявил Сергей Шойгу.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем выступлении назвал факторы, мешающие западным странам рассматривать такой насущный вопрос, как формирование широкой антитеррористической коалиции стран под эгидой ООН, предложенной Президентом России Владимиром Путиным. «Налаживанию подлинно совместных действий, созданию широкого антитеррористического фронта, как предложил Президент Российской Федерации В.В.Путин в ООН в сентябре 2015 г., по-прежнему мешают политические амбиции и «двойные стандарты», - заявил Сергей Лавров.
Эту тему позднее развили в своих комментариях «Международной жизни» видные эксперты из Германии и Италии. А пока добавим, что, как отметил Сергей Лавров, «Россия продолжает борьбу по сплочению мирового сообщества в борьбе с террором». Вот практические шаги, о которых сказал Министр: внесли в СБ ООН проект резолюции, направленный на противодействие идеологии терроризма; выступаем за введение в отношении территорий под контролем ИГИЛ всеобъемлющего торгово-экономического эмбарго в соответствии со статьей 41 Устава ООН, которое предусматривало бы санкционные меры воздействия на нарушителей. Среди первоочередных задач в этой связи Сергей Лавров назвал необходимость принятия правил «ответственного поведения государств в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые исключили бы применение ИКТ в военных целях, не позволили бы использовать их для вмешательства во внутренние дела и поставили бы заслон на пути использования ИКТ международными террористами». Сергей Лавров подчеркнул: «В ООН мы продвигаем инициативу о разработке универсальной уголовно-правовой конвенции о противодействии преступности в киберпространстве».
По мнению главы МИД России, «всплеск террора, разумеется, не должен заслонять другие опасные вызовы, с которыми сегодня сталкивается мир». Речь идет о деградации ситуации вокруг Корейского полуострова и реализацией Пхеньяном ракетно-ядерных программ. В то же время отмечается неоправданно непропорциональное наращивание под предлогом «северокорейской угрозы» военной активности США и их союзников в регионе. «Крайне дестабилизирующим фактором остается форсированное размещение на юге полуострова американских комплексов THAAD – составного элемента глобальной противоракетной обороны (ПРО) США», - подчеркнул Сергей Лавров.
Сергей Лавров поставил вопрос об особой ответственности политиков, которые развязывают войны. По убеждению главы МИД России, успешно решать глобальные задачи по борьбе с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международным терроризмом невозможно «без отказа от философии гегемонизма и собственной исключительности». В этой связи Министр подчеркнул: «Востребован возврат к истокам, к зафиксированным в Уставе ООН основополагающим принципам международной жизни, включая суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела, разрешение споров мирными средствами». Созвучные мысли высказал в своем выступлении и экс-президент Хорватии Степан Месяч. Он призвал: «Не дадим отнять у нас мир тем, кто зарабатывает на войне!».
Постоянный представитель Российской Федерации при НАТО Александр Грушко отметил, что разделяет те тревожные оценки европейской безопасности, которые были даны в первый день работы конференции. А.Грушко высоко оценил качество дискуссии, всесторонний анализ и искренние попытки в этой сложной ситуации, когда действительно многие в Европе не знают, что делать, все-таки искать пути выхода к возвращению к нормальным отношениям, которые позволят сосредоточиться на общих вызовах и угрозах. Постпред при НАТО выделил два фактора, которые, по его мнению, будут иметь системное значение для такого рода попыток. «Первое – это то, что 2017 год войдет в историю Европы, как год, когда будут реализованы «в железе» решения Варшавского саммита по усилению восточного фланга. Сегодня мы видим, что та конфронтационная политика, которая была объявлена тогда, теперь воплощается в виде конкретных приготовлений. Это на годы вперед. Понятно, что попытки вложения в одну структуру «марша танковых колонн» будут продолжать требовать соответствующего идеологического и политического обоснования, и в итоге мы рискуем оказаться в логике холодной войны, которую мы проходили, когда враждебное военное планирование будет требовать постоянной враждебной повестки, - пояснил А.Грушко. - Еще раз подчеркну: выходить из этого круга будет очень трудно. И тут тактика «малых шагов» явно не сыграет. Нужны кардинальные решения, связанные с возможностью остановить то, что происходит сегодня в Центральной Европе, которая, как правильно сегодня говорилось, была наиболее безопасной и свободной от террористических угроз».
Второе, о чем предостерег А.Грушко, – это кампания, развернутая на Западе в пользу повышения военных расходов. «Конечно, мы не должны забывать, что 250 млрд., которые тратят европейские страны на собственные оборону, - это запредельная сумма, которая превышает, на минуточку, совокупные военные расходы России и Китая. И если страны НАТО – европейские и Канада – выполнят норматив Варшавы, то это будет означать еще увеличение военных бюджетов на сто миллиардов в год. Получается 250 млрд., из них 20%, т.е. 70 миллиардов, должны пойти на закупку вооружений, - это колоссальные суммы». По мнению А. Грушко, это будет означать, что Россия действительно движется в сторону милитаризации. «И в условиях, когда нет никакой реальной военной опасности, когда средства должны быть потрачены не на отражение мифической российской угрозы, а на противодействие рискам с юга, прежде всего, борьбы с терроризмом и другими угрозами, которые требуют иных, в том числе и военных вложений, - и всё это происходит на фоне полного обрыва системных военных связей». В этой связи А.Грушко считает ситуацию «абсолютно удручающей». «Со стороны НАТО мы не видим никаких попыток восстановить диалог между военными. Завершая, я хочу сказать, что эти три элемента сегодня, может быть, не стоят как главные темы в дискуссиях на политических площадках, но это долговременные факторы, которые будут продолжать угнетать попытки возвращаться в сторону нормализации отношений, в сторону выхода на какие-то схемы взаимодействия, схемы безопасности, которые предполагают строительство безопасности совместно с Россией, а не без России, тем более – не против неё», - подчеркнул Александр Грушко.
Продолжая тему НАТО, в беседе с обозревателем журнала «Международная жизнь» президент Германо-российского форума Александр Рар отметил: «Европа не может строиться только «на одном ките» – на НАТО. Россия – самая большая страна в Европе - должна иметь возможность влиять на обеспечение безопасности в Европе, но европейцы этого пока не понимают». А.Рар напомнил, что даже во времена холодной войны в отношении СССР всегда было понимание того, что с соперником необходимо общаться на равных. «Сейчас это ушло, - констатировал А.Рар, - к сожалению, на Россию смотрят как на региональную державу, которой, якобы, нечего сказать миру. Это самая большая опасность». Рар считает, что России и странам Европы надо совместно выстроить новый европейский дом. При этом эксперт полагает, что в Европе есть силы, готовые идти на диалог, например, в Германии, но главы европейских государств пока не готовы к этому.
«Международная жизнь»: - А что мешает созданию широкой антитерроистической коалиции государств под эгидой ООН, о которой говорил Президент России на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН?
А.Рар: - К сожалению, великие державы мира по-настоящему не борются с терроризмом, - ответил А.Рар. - С терроризмом Россия боролась на Кавказе и сейчас по-настоящему борется в Сирии. Я думаю, что на Ближнем Востоке игра другая, она не нацелена на то, чтобы любыми способами победить ИГИЛ. Невооруженным глазом видно, что на Ближнем Востоке создается фундамент для будущего мирового порядка. И американцам, и Западу ни в коем случае не хочется, чтобы в этом мировом порядке участвовала Россия. Россия, с их точки зрения, – региональная держава, которая проиграла холодную войну. Пока сознание западных элит будет таково, что России «нечего высовываться», а мир будем строить мы, американцы и европейцы, - до тех пор ничего хорошего не будет», - сказал А.Рар.
«Международная жизнь»: - Тем не менее, Россия выступает с инициативами мирового масштаба, а Запад подобных инициатив не предлагает.
А.Рар: - Я могу сказать, что у Президента России В.В. Путина есть очень правильный план по поводу того, как переустроить Сирию. Во-первых, создать конституцию, провести выборы, создать равные условия для всех народов Сирии. Россия «не держится за Асада», как пишут на Западе, Россия хочет, чтобы все народы Сирии, в том числе и меньшинства, в том числе и курды, не только сунниты, жили бы между собой в доброй воле. Но этот план предлагался Западу, он показывался западным лидерам, но Запад его игнорирует именно по той причине, что хочет сам писать план для Ближнего Востока. Поймите, России не было на Ближнем Востоке 25 лет после распада Советского Союза, поэтому возвращение России на Ближний Восток рассматривается западными элитами как угроза именно монополярному миру, который по-прежнему хочет строить единолично Запад».
В завершение приведем оценку VI Московской конференции по международной безопасности итальянского журналиста, писателя и общественного деятеля Джульетто Кьезы, которую он высказал в беседе в обозревателем журнала «Международная жизнь»: «Все на Западе говорят, что Россия в изоляции, а посмотрите, - здесь весь мир (на конференции в Москве). Представители всех стран НАТО здесь – это очень явный показатель важности темы и ее разработки.
«Международная жизнь»: - Как Вы оцениваете столь масштабное представительство конференции и состоявшиеся выступления?
Д.Кьеза: - Я понимаю, что российская сторона не хочет обострять ситуацию, такой вывод я делаю из тех выступлений, которые прозвучали на открытии конференции - и Министра обороны РФ Сергея Шойгу, и Министра иностранных дел России. Здесь представлены страны, не совсем дружественные между собой, но, тем не менее – это показатель силы со стороны России. На Западе все считают Россию изолированной, а здесь, на конференции, практически присутствуют представители всего мира. И не только традиционных стран, но и стран, которые не являются дружественными друг по отношению к другу, тут есть и Индия, и Пакистан, и Афганистан, Бразилия и вообще половина Африки – значит, весь мир смотрит на Россию, как на фактор мира, иначе бы они здесь не присутствовали, это очевидно.
Это реальное соотношение сил, поэтому - это успех для России, это продолжение многостороннего открытого диалога. VI Московская конференция по международной безопасности становится практически одним из немногих форумов, которым, может быть, и не существует альтернативы. Здесь, в Москве – 20 министров обороны! Плюс все, заинтересованные в реальной безопасности мира. Это очень важно: практически на сегодняшний день Россия имеет монополию на такую ситуацию, ибо нигде в мире такого нет.
Обратите внимание, неслучайно, ни одна страна НАТО не представлена здесь на уровне министра обороны, хотя все они были приглашены. Их каждый раз приглашают, но они не едут в Москву. Казалось бы, почему? Это же всего-навсего дискуссия, консультация. Но они подчеркивают, что с остальным миром, кроме НАТО, нежелательно дискутировать. Хотя Сергей Шойгу отметил, что есть некоторые сдвиги, или подвижки в отношениях с Европой. Ф.Могерини посетила Москву накануне конференции, Президент Италии Мартарелло, значит, есть некоторые сдвиги. Сложнее с Америкой. У этой страны выработалась «привычка» доминировать в мире, управлять ситуацией на Ближнем Востоке, который сегодня они не могут контролировать. США не допускают мысли, что мир усомнится в их доминировании. И пока эта ситуация продолжается, будет трудно вести диалог с Америкой».
В заключение отметим некоторые темы VI Московской конференции по международной безопасности, обсуждение которых сочли для себя необходимым участники действительно со всего мира. «Европейская безопасность: перспективы и тенденции», «Ближний Восток: современные задачи борьбы с терроризмом», «Безопасность информационного пространства и свобода доступа к информации: противоречивость взаимосвязи», «ПРО: влияние на глобальную и региональную безопасность», «Безопасность в Центральной Азии: фактор Афганистана», «Азиатско-Тихоокеанский регион: баланс интересов или силовое противостояние?», «Взаимодействие военных ведомств: региональные аспекты». Поистине – за безопасность взялись всем миром.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs