История и современность: 55-летие школе-интернату МИД России

16:51 27.03.2017 Екатерина Родина, редактор журнала «Международная жизнь»

На днях, в Анискинском поселении, а точнее - в деревне Улиткино, что находится в Подмосковье, произошло знаковое событие – 55 лет знаменитой школе-интернат МИД России.

Ее история началась в 1948 году, когда МИД CCCР открывает два интерната для детей сотрудников в Москве. Один предназначался для пребывания мальчиков, а другой - для девочек. В 50-х годах встал вопрос об объединении интернатов и переводе их за пределы Москвы. Выбор пал на Щелковский район Московской области.

После завершения строительства, в феврале 1962 года, был образован коллектив педагогов и учащихся школы-интерната. Первым директором назначили Н.Д.Авдеева. В феврале 1962 года школа встретила своих первых воспитанников - 550 детей. Решено было провести торжественное открытие школы 23 марта 1962 года. Эта дата стала традиционной.

Жизнь школы-интерната неразрывно связана с историей страны. Много лет минуло со дня открытия школы, и почти для всех воспитанников она стала настоящей семьей, ведь они учились не только на уроках, они учились жить в коллективе. Много внимания уделялось трудовому воспитанию, воспитанию культурных навыков общежития. Школа-интернат стала источником знаний для многих людей и первым шагом, с которого начинается взрослая жизнь. Ребята жили в интернате круглосуточно, поэтому в летний период они не просто отдыхали, а выезжали в трудовой лагерь в Крым, где отлично трудились на полях совхоза «Золотое поле» под Феодосией и путешествовали по городам Крыма. В школе были заложены замечательные традиции. Это и проведение календарных праздников, и изучение истории страны и мира в многочисленных путешествиях по городам России и зарубежья.

С 2012 года школу возглавляет Почетный работник общего образования О.А.Кудряшова.  За последние пять лет в школе сложился сплоченный коллектив, готовый решать все поставленные перед ним задачи.

В день юбилея и учащиеся, и гости входили в здание школы под музыку ансамбля, окунаясь в теплую и радушную атмосферу.

 

До начала торжества директор школы-интерната Ольга Алексеевна Кудряшова дала интервью корреспонденту журнала «Международная жизнь».

- Ольга Алексеевна, позвольте поздравить Вас с такой замечательной датой! Даже сама дата, как 55 лет, своего рода является примером для многих учеников – учиться на 5/5. За эти годы с самого основания число учеников приближается к 20 тысячам. Были ли примеры, когда дети учились с 1-го до выпускного класса и как много таких случаев?

О.А.Кудряшова: Да, несомненно, такие случаи в школе есть, были и будут, и это достаточно большое количество детей, которые начали обучение в школе с 1 класса и успешно закончили ее в 11 классе. Это приблизительно треть воспитанников школы, которые достойно обучались в школе на протяжении всех 11 лет.

- В школе учатся дети тех родителей, которые работают в зарубежных странах, или прием открыт для всех желающих, в том числе и «немидовских» детей?

О.А.Кудряшова: Прием открыт для всех желающих, но в первую очередь школа создана и выполняет свою главную основную функцию - обучение детей сотрудников центрального аппарата МИД и подведомственных МИД организаций. Но у нас есть право принимать небольшое количество детей, не имеющих отношение к МИД. Как правило, такие дети проходят вступительный конкурс, традиционно - математика, русский и английский. Почему мы выбрали английский, потому что школа в полном смысле оправдывает свою принадлежность - к Министерству иностранных дел, английский язык - международный, поэтому мы всей школой начинаем учить его с подготовительного класса и работаем по программе спецшколы. Он  - основной язык в школе, с 5 класса у детей есть выбор второго иностранного языка, он тоже является обязательным: немецкий, французский, испанский. На данный момент в школе изучают четыре иностранных языка. Как показывает практика, экзамены ОГЭ и ЕГЭ ребята сдают успешно, показывают хорошие результаты. Наши дети часто общаются на иностранных языках с их носителями.

Учителя принимают участие в Московском педагогическом практикуме: от знаний к действию. Мозаика креативных идей программы Оксбридж в реализации концепции успеха «Мы+Мы», а также  в Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики».

Школа  организует для своих учащихся ежегодные образовательные поездки на Мальту. Учащиеся, изучая английский язык, традиции и обычаи страны, общаются со своими  сверстниками и получают при этом массу новых впечатлений и отличную языковую практику. Обучение английскому языку за рубежом позволяет в сжатые сроки снять языковой барьер и повысить уровень владения английским языком.

- Было ли такое школьное событие за эти 55 лет, о котором до сих пор вспоминают, которое  передается из поколения  в поколение?

Кудряшова О.А.: Может быть, я скажу сейчас обыденную вещь - это традиционный День учителя. Но наш День учителя - особенный. Прежде всего, мы его организовываем для наших ветеранов школы, и им главное место в зале и именно им - главные поздравления. Мы их собираем практически со всех уголков, где бы они ни были: отсылаем телеграммы, звоним по телефону, отправляем автобусы, потому что наши ветераны достаточно пожилые. Поэтому наш День учителя - своеобразный. В последние 5 лет - думаем уже, что это становится традицией, - мы ежегодно отмечаем День дипломатического работника, 10 февраля. В этом году мы встречали послов Сербии и Кении, очень тесно дружим с Ассоциацией российских дипломатов, сотрудничаем с Валерием Евгеньевичем Егошкиным, а также с Ассоциацией молодых дипломатов. Они приезжали к нам, проводили круглый стол с нашими воспитанниками. Посему складывается новая современная традиция, надеемся, что и следующие поколения будут их поддерживать. 

- В школе система закрепления школьников за определенным классом, или они перемещаются в учебный день по профильным кабинетам (литература, физика, химия)?

Кудряшова О.А.: В начальной школе за каждым классом закреплен свой кабинет - полностью оборудованный. То есть он отвечает современным требованиям. Дальше, начиная с 5 класса, ребята переходят по профильным классам, есть четко фиксированное расписание, которым занимается мой заместитель по учебно-воспитательной работе Светлана Александровна Кондитерова. Изучение каждого предмета проходит в соответствующей обстановке.

- Где дети готовят уроки - в школе или в жилых помещениях? По сколько человек располагается в одной комнате? Есть ли там письменные столы?

Кудряшова О.А.: У нас есть жилые отсеки, они предназначены только для отдыха детей, поэтому они не оборудованы, чтобы выполнять домашние задания. Начиная с пятого класса, дети живут по два человека в комнате, в начальной школе - по четыре. Домашние задания, уроки и все, что связано со школой, проходит в учебных кабинетах, в присутствии педагога. Есть определенно зафиксированное время, когда дети возвращаются в эти классные комнаты, где их уже встречает педагог и в его присутствии и под четким контролем происходит выполнение домашнего задания. Наши классы сами по себе небольшие - до 20 человек. Это наша принципиальная позиция: большие классы мы не хотим и не будем делать. С практической точки зрения это правильное решение, потому что на каждом уроке учитель имеет возможность опрашивать каждого ребенка и практически из урока в урок идет индивидуальная работа учителя и ученика. Это приносит свои определенные плоды и результаты. Во время, когда дети выполняют домашние работы, преподаватели всех специальностей присутствуют им в помощь. К этому мы тоже пришли в результате работы. Тот предмет, который непонятен ученику, в ходе выполнения домашнего задания, может быть объяснен учителем данного предмета. Всегда есть возможность подойти, выяснить пробелы и закрепить материал, и фраза «я не сделал урок» - у нас не принимается. Фактически учителя заменяют родителей. 

- В разговор вступила Светлана Александровна, зам.директора по учебно-воспитательной части.

Кроме того, у нас работают дети-консультанты. Дети, которые хорошо знают предмет и хорошо учатся, могут помочь и могут объяснить, как выполнять то или иное задание, если его товарищ что-то на уроке не понял. Ребятам очень нравится выступать в роли учителя. Такое практикуется, и довольно-таки успешно. Когда родители узнают, что у нас небольшие классы - это тоже привлекательный момент. Дети живут здесь 5 дней, с воскресенья по пятницу. Пока школа не работает круглогодично. Но у школы есть резерв. Мы готовы, если будет необходимость, и знаем, как выстроить работу круглогодично. И коли будет такой запрос на круглогодичное нахождение в школе, естественно, мы сразу мобилизуемся и перестроим свою.

- В чем выражается взаимодействие со школами Германии, Индии, Турции, Сербии? Взаимодействие осуществляется индивидуально или коллективно?

Кудряшова О.А.: Как заметила Светлана Александровна - это сотрудничество. С приходом нового замечательного педагога немецкого языка Наталии Владимировны Бурцевой, организовали целую программу взаимодействия с другими зарубежными странами. Мы начали с переписки, - переписка и индивидуальная, и классная. Сейчас у нас в гостях находятся представители Словении и Турции. Буквально вчера проходил фестиваль культуры на иностранных языках с песнями, танцами, презентациями. То есть мы перешли уже к следующему этапу  обмена делегациями. Из Италии нам прислали поздравление, мы общаемся по скайпу, пробуем разные  формы общения. В мае ожидаем делегацию из Индии, когда у нас будут выпускные вечера. Нас тоже приглашают в Турцию, Словению и мы будем продумывать обмен делегациями. Весь материал выставляем на школьном сайте. 

- Взаимодействие клуба «Юный дипломат» с лагерем «Артек» эпизодическое или на постоянной основе?

Кудряшова О.А.: Надеемся, что на постоянной. Потому что только в этом учебном году у нас началось взаимодействие с Артеком. Мы начинали с работы Юного клуба дипломата, который в школе функционирует уже 2,5 года. В сентябре 2016 года наш клуб в полном составе, это 30 человек, выезжал на международную смену в Артек. Все время до начала смены в Артеке мы участвовали в программе по сбору кандидатур на поездку детей в Артек. Поэтому в летние смены наши дети туда уезжают, пройдя определенный отбор, выполняя определенные задания, это было связано все с МГИМО. Мы готовим нашим клубом международную смену в нашем мидовском лагере «Союз», и сентябрь - тоже международная смена, куда выезжает наш клуб юных дипломатов. Очень надеемся, что работа будет носить постоянный, глубокий, серьезный характер.

- Летом выезжаете куда-либо типа трудовых лагерей?

Кудряшова О.А.: Да, мы уже неоднократно выезжали в лагерь на Байкал. Девочки жили при монастыре, учились доить коров, работать в теплице. Мальчики жили рядом, в монастырской избе, учились косить, активно помогали монастырю в разнообразных работах, плюс ко всему была организована большая экскурсионная программа. Мы выезжаем туда три лета подряд, именно на Байкал. Детей мы никогда не отпускаем в никуда. Сначала ищем интересное место, проводим всю подготовительную работу, есть четкое понимание, куда и как дети едут, что там с ними будет происходить, в каких условиях и прочее. Почему именно Байкал. Это интересно. Одно из уникальных мест нашей России. За границу дети и так часто ездят с родителями, поэтому надо знать свою Родину и разные ее уголки: Байкал, Крым, наше Подмосковье. 

- Есть ли специальные, эксклюзивные предметы, существующие только в этой школе?

Кудряшова О.А.: Да, специальный предмет «Государство и право», отвечающий сути деятельности Министерства. У нас есть предметы, которые введены в сетку расписания и обязательны для обучения. Мы много уделяем внимания патриотическому воспитанию наших детей и идем, если не впереди планеты всей, то достаточно большого числа школ. Очень тесно связаны этой программой с вузами, в частности с МГИМО. Есть две основные линии, позиции, которые школа проводила, и будет проводить всегда, - это изучение работы дипломата, что такое дипломатия, а второе – это патриотическое воспитание. Считаю, что эти два аспекта тесно связаны друг с другом. Поэтому я всегда говорю, что наш интернат - это уникальный живой организм, случайных людей здесь нет. Он либо принимает тебя, либо ты просто уходишь. Происходит как бы естественный отбор. И если жить по-другому и не сверять свои дела и поступки, ты просто не сможешь здесь находиться.  У нас стабильный педагогический коллектив, к нам приходит молодежь, она хочет у нас работать, говорит, что есть работа для творчества.

- Ольга Алексеевна, благодарю за интересное интервью.

Юбилейные торжества гармонично сочетали в себе выступления преподавателей, воспитателей, сотрудников МИД, представителей Администрации Московской области, местного поселения и  депутатов Мособлдумы и различные яркие номера, исполняемые детьми из танцевального и вокально-инструментального ансамблей поселения Анискинское.

Скучать не пришлось никому! Были и шутки, в которых задействовали экспромтом глав Московских областей, гостей из МИД. Все гости были впечатлены профессиональным концертом, в духе самой школы. И стар, и млад, и ученики, и учителя, все вместе, подарили гостям радостное настроение.

И вот также идет работа – в дружном коллективе при поддержке друг друга. Отрадно было наблюдать ветеранов разных поколений. Они стояли у истоков, и именно им было обращено много теплых слов благодарности. На торжество не забыли пригласить одного из старейших педагогов, работавшего в первые годы самого первого выпуска школы-интерната, которой уже за 80 лет. Но ощущение складывалось, что выпуск ее состоялся совсем недавно, с таким энтузиазмом и эмоциями был ее рассказ о школе тех лет.

После приветственной речи директора школы слово взял заместитель директора департамента Управления делами Алексей Владимирович Иванов. Поздравив учеников и учителей, он зачитал поздравление от министра иностранных дел России С.В.Лаврова.

От себя лично Иванов сказал, что школа является тем самым фундаментом знаний, закончив которую, можно смело вступать во взрослую жизнь, не бояться преград и препятствий. Потому что именно эта школа объединяет в себе и многолетний опыт учителей, и домашнюю атмосферу, и доброе отношение учеников между собой, и слаженный коллектив педагогов, и стремление созидать новое и познавать неизведанное!

Глава Анискинского поселения Олег Юрьевич Вершинин рассказал об истории этой деревни, которая тесно связана со школьной. «Для нас - это стратегический объект и объект нашей гордости. Исторически сложилось так, что школа находится на территории деревни Улиткино. И каждый год в августе к нам приезжает посол республики Молдова. Деревня Улиткино - это вотчина придворного Петра I Дмитрия Кантемира. Он - князь Молдовы, Господарь. Храм Марии Магдалины, которому более 300 лет, построила дочь Дмитрия Кантемира, Мария, и ежегодно представители Молдовы или посол приезжают летом на престольный праздник.

После мы отмечаем этот праздник в нашей школе. Надо заметить, что мы с директором школы  - коренные жители сельского поселения Анискинское, родились в поселке Биокомбината, ходили в одну школу и учились почти в одном классе. Пока я руковожу территорией, школа-интернат будет пользоваться поддержкой. Считаю своим долгом помогать данному учреждению, потому что это единственная школа такого статуса с полным пансионом в Московской области. Сейчас это очень важно – ведь зачастую родители работают, зарабатывают, а дети болтаются неизвестно  где. В школе они заняты до 8 вечера. Это идеальная модель для воспитания молодого поколения в нынешних новых, экономических, электронных условиях. Поэтому я горжусь тем, что у меня на территории находится такой объект, и дружу с ним, и делаю все возможное, чтобы это учреждение развивалось! Желаю здоровья всему коллективу, чтобы МИД максимально заботился об этом учреждении, берег его, потому что это - жемчужина Подмосковья».

На празднике присутствовала российская фигуристка, заслуженный мастер спорта России и Депутат Московской областной Думы от партии «Единая Россия» Ирина Слуцкая. В эту школу она приехала впервые и, пообщавшись с директором и педагогами, была, в хорошем смысле, поражена коллективом, сплоченность которого можно сразу заметить. А это очень  важно для воспитательного процесса. Она поразилась тому, что даже выпускники отнюдь не последних лет присутствовали на юбилее - это говорит о многом: о том, что здесь было уютно и комфортно, и обучение здесь проходило очень интересно.

Как мама двоих детей, Ирина Слуцкая подметила, что большая часть воспитания и обучение ребенка зависит от педагога, чтобы он мог его заинтересовать, даже когда предмет - не твой предмет, а он тебе становится интересным, в процессе изучения. И то, что такое количество выпускников пришло, говорит о том, что этот процесс идет, и идет хорошо. От души пожелала  профессионального роста всем, потому что педагог, это тот человек, который должен идти в ногу со временем и в ногу с молодежью. «Терпения, потому что в таком процессе терпение - оно просто необходимо, так как молодежь разная, - где-то более капризная, где-то более настойчивая, где-то немножко бесцеремонная, поэтому педагогу надо иметь колоссальное терпение, чтобы какие-то вещи пресекать, или наоборот, немножечко поддавить, где-то улыбнуться, посмеяться и поставить себя на уровень ученика, пусть это даже будет 1 класс. Это конечно дар и опыт. Опыта здесь учителям не занимать. Еще очень приятно, что руководитель Ольга Алексеевна вкладывает не только силы и возможности, но и душу. Там, где есть квалифицированный и с большим сердцем руководитель, - есть коллектив! Если нет руководителя, нет коллектива! Здесь все складывается. Желаю терпения и, безусловно, здоровья. И воспитать не одну плеяду министров и дипломатов!».

В процессе взращивания детей немаловажную роль играет их безопасность! Это в полной мере лежит на Специальном управлении ФПС №20 МЧС России. Представители этого отдела частые гости в школе. На торжестве присутствовал Марат Мансурович Невлютов, заместитель начальника специального управления. Как он подметил, что школа – это альма-матер системы подготовки дипломатических работников России.

И по поручению Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  В.А.Пучкова вручил медаль МЧС «25 лет МЧС России» О.А.Кудряшевой  за заслуги в деле развития и обеспечения успешного функционирования РСЧС.

В заключение торжества начальник хозяйственного управления ГлавУпДК Александр Захарович Гибов добавил, что школа МИД России – это школа, сохраняющая старые традиции, это знания, воспитание, уважение друг к другу. Она дает всем своим воспитанникам достойную путевку в жизнь! Таким образом, творческий потенциал и педагогического, и ученического коллективов огромен, заложенные в них ресурсы позволяют школе подняться на новую ступень развития.

Хочется пожелать школе, директору и всему педагогическому составу оставаться всегда на высоте, быть востребованными и дальше, получить еще много наград и медалей и гордиться каждым выпускником, кто прожил и проучился именно здесь, в школе-интернате МИД России!

Фотогалерея

Ключевые слова: МИД РФ Школа-интернат поселение Анискинское Директор школы-интерната Ольга Кудряшова

Версия для печати