На фото: Известный скульптор Григорий Потоцкий в процессе работы. Фотограф: Виктор Ахломов — классик советской и российской фотожурналистики.
«…Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало…»
А.Тарковский
Григорий Потоцкий - успешный скульптор, член международного союза художников при ЮНЕСКО, общественный деятель и защитник образа «доброй России», который установил более 120 памятников в 41 стране мира. В интервью для журнала «Международная жизнь» художник рассказал о себе, новых зарубежных проектах, а также о том, как важно не отрекаться от «принципа доброты», несмотря на самые суровые вызовы судьбы. Стоит отметить, что при всей творческой активности мастер не исчерпал свой жизненный потенциал: в ходе беседы стало очевидно, что довольствоваться лишь скульптурным ремеслом Григорий Потоцкий не сможет.
«Международная Жизнь»: Григорий Викторович, добрый день! Вы родились в 1954 году в Курганской области, а в 1949 году Ваша семья была сослана в сибирский ГУЛАГ. Известно, что первые годы жизни во многом определяют характер и творческое развитие человека. Сказались ли непростые условия детства на Вашем творчестве?
Григорий Потоцкий: Можно сказать, что я родился, как Христос, в хлеву, среди животных. Мои родители были сосланы в Сибирь, они были ссыльные молдаване. Только благодаря тому, что я родился именно там, а не в Молдавии, я стал скульптором. Можно сказать, что в какой-то мере я обязан своей судьбой И.Сталину. Это парадокс, но в противном случае, я родился бы в зажиточной молдавской крестьянской семье и беспечно проживал бы жизнь. Однако из-за того, что условия моего рождения были крайне тяжелыми, я заболел остеомиелитом и десять лет не ходил. У меня было время многое обдумать. Детство я провел в санатории для лежачих больных, поэтому меня «воспитали коммунисты». Когда я думал о великой всемирной революции, то для меня главной идеей было сделать всех людей счастливыми. С тех пор я не изменился. Я до сих пор искреннее верю в то, что проложить дорогу к счастью можно только благодаря идее доброты.
«Международная жизнь»: Вы закончили факультет скульптуры в Государственном институте искусств им. Грекова в Одессе, а в 1986 году продолжили образование на историческом факультете Государственного Кишинёвского университета. Скажите, что побудило Вас получать второе образование? И почему именно историческое?
Григорий Потоцкий: Да, я учился на скульптора в Одессе. Но на самом деле, моим настоящим наставником был молдавский скульптор-портретист Лазарь Исаакович Дубиновский[1]. Он был учеником великого французского скульптора Антуана Бурделя, поэтому, отчасти, я себя считаю и его учеником благодаря «школе» Л.Дубиновского. Понимая, что полученное профессиональное образование – это только «руки», я понял, что еще надо развивать интеллектуальные способности. Поэтому я продолжил обучение на историческом факультете, где учили именно думать. Я прекрасно понимал, что только, соединив мастерство скульптора и знания историка, стану стоящим профессионалом и смогу претендовать на что-то большее.
«Международная жизнь»: Как у скульптора и живописца, у Вас весьма впечатляющая творческая биография: обширная галерея скульптурных работ по всему земному шару и более 200 международных выставок. Что Вас вдохновляет и дает импульс для такого активного творчества?
Григорий Потоцкий: Мною действительно движет идея сделать людей счастливыми. Возможно, кому-то она может показаться глупой и наивной. Желание служить человечеству, которое во мне воспитали коммунисты, движет мной и по сей день. Ведь именно благодаря служению людям, человек приобретает главное. Меня никогда не поддерживало государство, в том смысле, что я никогда не получал государственных заказов. При советской власти у меня не было места, ведь я был сыном «врага народа». Мои родители были сосланы, потому что были кулаками. После распада СССР и смены власти, по своим убеждениям я как бы остался коммунистом. Я по-прежнему хотел служить людям, а это не имеет ничего общего с капиталом. Таким образом, в условиях нового общества 1990-х годов, я опять остался изгоем из-за своих убеждений. Ведь все мои скульптуры я дарю. Безусловно, моим источником дохода остается живопись, я выполняю заказы. На средства, вырученные от продаж моих некоторых работ, я создаю памятники. Подумайте, ведь разве в Шри-Ланке могут заказать памятник А.П.Чехову? Конечно, нет. Но если это подарок, то власти с удовольствием установят.
Я понял, что сегодня моя главная задача, как художника - укрепление положительного образа России за рубежом. Ведь в 1991 году нашей стране был нанесен сильный удар по имиджу. Благодаря поддержке уникальных людей, в частности, из государственных структур, мне это удается. Я очень уважаю нашего Министра иностранных дел С.В.Лаврова, и работников посольств. Искренне считаю, что это самые образованные люди. Приятно осознавать, что они поддерживают моё творчество и активно участвуют в создании новых проектов. Ведь именно в этом и заключается народная дипломатия. Идея любви к своей стране объединяет очень многих людей, которые помогают друг другу. Я не один в своем деле: именно это поспособствовало установке 126 памятников в 41 стране мира.
«Международная жизнь»: В 1990-е годы Вам пришлось нелегко. Этот период оказался для Вас наиболее трудным?
Когда мы голодаем, когда у нас нет денег, мы в этот момент эмоционально очень сильны, неравнодушны друг к другу и готовы помочь. Да, В 1990-е годы у меня порой не было денег на хлеб, но вокруг меня было очень много людей, которые меня любили. Моим друзьям тоже приходилось очень тяжело, но мы остались людьми, выдержали это испытание, не потеряв человеческого лица, и пошли дальше. Трудное время – это отсутствие смысла жизни. Об этом хорошо знают некоторые состоятельные люди, которые не могут найти своего места в жизни.
«Международная жизнь»: Григорий Викторович, скажите, пожалуйста, с какими препятствиями Вы сталкивались, когда воплощали свои миротворческие идеи?
Григорий Потоцкий: Люди начинают препятствовать, только в одном случае, когда они борются за деньги. А я свои памятники дарю, поэтому делить тут нечего. Да, иногда мне бывает сложно, ведь я своим трудом и средствами создаю памятники на безвозмездной основе. Но ведь это моя работа, мое творение, которое нашло свое пристанище. Приведу один пример. Вам известно, что моя благотворительная программа по установке памятников в виде «Одуванчиков»[2] проходит под лозунгом «Из России с добротой». Один из них я установил на Сицилии. Мне дали лучшее место, мэр очень любезно со мной общался, но отметил, что у памятника слишком длинное название. Я согласился его сократить. Каково было мое удивление, когда мне принесли табличку, где латинскими буквами написано «Одуванчик», скульптор Г.Потоцкий и имя мэра. Из названия полностью убрали упоминание доброты. Тогда получается, что из России ничего не может быть доброго. Был еще один случай на Канарских островах. Когда я устанавливал памятник, мне сказали: «Только не упоминайте Россию». Естественно, я не только упомянул нашу страну, но и передал слово моему другу из Государственной Думы во время открытия памятника.
Доброта и благодарность – это главный закон человечества. Его нарушение ведет ко всем конфликтам между людьми и государствами. Очень важно понять, что сегодня слово «доброта» - это также единственное, что может быть противопоставлено слову «война». Ведь сегодня весь мир: вся Европа и Америка считают, что война – это естественное состояние человечества, люди словно легализовали его.
На фото: Мастерская Григория Потоцкого на Гоголевском бульваре. Фотограф: Александра Благинина
«Международная жизнь»: В 2007 году в Нью-Йорке Вы вручили макет памятника «Благодарность Америке. Америка – победа мира» Генеральному Секретарю ООН Пан Ги Муну. Расскажите об этом поподробнее.
Григорий Потоцкий: Дело в том, что художник - это человек, который утверждает своё представление о мире. В своём творчестве я выражаю образ стран, уходя от исторически сложившихся ложных стереотипов и идеологических представлений. Например, Россия для меня - это страна духовности и мессианского служения человечеству. Китай - это гарант мира. Индия – «вечная сказка» и «детство человечества». Америка для меня – это страна мира. Я создал новый символ благодарности всех народов мира, за вклад США в борьбу с фашизмом, коммунизмом, в защиту людей, которых преследуют за религиозные убеждения и политические взгляды. Я бы очень хотел, чтобы американцы сохранили эти национальные черты. Идея памятника заключается в призыве к тому, чтобы Америка всегда боролась за мир. Естественно, это представление о мире художником. Однако, я хочу сказать, что если американцы не сберегут все то лучшее, что представляла их страна, то, рано или поздно, они её потеряют.
«Международная жизнь»: В своей работе Вы часто обращаетесь к образам известных людей. Что необходимо, для того, чтобы передать не просто фотографическую точность, но и уникальный характер человека?
Григорий Потоцкий: Во-первых, великие люди – это «вымирающий вид». Глобализация против того, чтобы росли высокие деревья, она стремится всех усреднить. И некоторых людей мне словно хочется «занести в красную книгу» и поэтому я их леплю. Во-вторых, это «подлинные», «настоящие» люди, с ними очень легко работать. Например, когда я приехал к Пьеру Кардену, мы с ним моментально нашли общий язык. Оказалось, что я работал над скульптурными портретами многих его друзей. Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Жерар Депардье, Пьера Ришар и т.д. – это все люди, которые хорошо были знакомы с ним. Я также «лепил» Сальвадора Дали, оказалось, что у Пьера Кардена хранятся его подарки. Мы с ним моментально нашли общий язык, он отменил несколько встреч и мы с ним очень долго беседовали. Поэтому при создании портрета, крайне важно найти «контакт» с человеком. Это всегда благотворно сказывается на работе.
«Международная жизнь»: В современном искусстве стало очень модно демонстрировать агрессию, насилие и смерть. Как Вы относитесь к таким «шедеврам»?
Григорий Потоцкий: А.С.Пушкин сказал: «Гений и злодейство – вещи несовместимые». Я искренне считаю, что посредственность может утвердиться только за счет насилия. Гениальный и талантливый человек не будет связываться с такими категориями, его будут вдохновлять другие формы выражения. То, что сегодня происходит в сфере искусства, во многом – апофеоз бездарности.
«Международная жизнь»: Расскажите о ваших дальнейших творческих планах. Над какими проектами Вы работаете сейчас?
Григорий Потоцкий: У меня есть несколько глобальных идей, первая из которых – установление символа доброты «Одуванчик» по всему миру. В последнее время общество все больше обращается к «звериным» законам. Хочется, чтобы люди, наконец, поняли, что человек только тогда «Человек», когда он – добрый. В ближайшие два-три месяца я хочу установить «Одуванчик» в Никарагуа, Сальвадоре, Шри- Ланке, Болгарии, ЮАР и в Киргизии. В Пекине будет возведен памятник святым Кириллу и Мефодию. До нового года памятники А.С.Пушкину будут установлены в Харбине и Непале. В начале следующего года в Малайзии появится памятник Миклухо-Маклаю. Сейчас работаю над памятником моему близкому другу – Федору Конюхову. Моя задача - говорить «спасибо» пока люди живы, а не когда они умрут. Также сейчас я работаю над памятником Валерию Легасову – ученому, имевшему отношение к трагедии в Чернобыле, и, к сожалению, покончившему жизнь самоубийством. Он осознавал груз ответственности ученых за эту трагедию. В его образе я намерен соединить чувство полной растерянности и, вместе с тем, чувство твердой решимости. Как ни странно, в ближайшее время я собираюсь вылепить памятник Джону Ленону. Когда я был молодой, я считал его разрушителем. Я всю жизнь был в стороне от его творчества, и даже в оппозиции к нему. Я считаю, что в какой-то момент американская культура пошла по пути разрушения человеческой личности. Однако Д.Ленон сам оказался жертвой, ведь он был великий музыкант, который уловил мотив той эпохи. Но, вместе с тем, он, находясь на пике популярности, смог открыто завить, что война во Вьетнаме несправедлива. За то, что он не побоялся это сказать, я хочу поставить ему памятник и работаю над его образом. Что касается живописи, то я сейчас работаю над образом общественного деятеля Феликса Комарова. Этот человек очень ярко представляет наше время, в котором нельзя выжить, если ты не «титан». Я написал уже 12 его портретов, но каждый раз я подмечаю что-то новое. Человеческое лицо – это бесконечный калейдоскоп чувств и эмоций. Это самое эмоциональное, одухотворенное и самое таинственное, что есть в человеке.
На фото: Григорий Потоцкий в окружении своих работ. Фотограф: Александра Благинина
«Международная жизнь»: Спасибо за интересную беседу! Желаем Вам творческих успехов!
С подробным списком работ Григория Потоцкого можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.pototsky.ru/html-rus/rus-biography.html
[1] Л. Дубиновский известен созданной им на протяжении многих лет серией скульптурных портретов — Алексея Щусева, Хо Ши Мина (1968), Аркадия Райкина (1976—1977), Антона Рубинштейна, Дмитрия Кантемира, Иосифа Балцана, Валентина Меднека, Ильи Богдеско, Андрея Лупана (1955, здесь), Петра Вершигоры (1957, здесь), Геннадия Соломинова (1957) и многих других (здесь).
Член-корреспондент Академии художеств СССР (1954), почётный член Союза художников Румынии (1961), Народный художник Молдавии (1963), лауреат государственной премии МССР (1971). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1948) и Ленина (1960). Среди учеников Дубиновского скульпторы Лев Штейнман (р. 1945) и Григорий Потоцкий (p. 1954).
Работы Дубиновского хранятся в Национальном художественном музее Молдовы, в Государственной Третьяковской галерее (портрет академика К. И. Скрябина), Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в некоторых других галереях. На основе дарованных Дубиновским 13 скульптур в Фалештах в 1979 году был основан музей истории и этнографии, где скульптурам Дубиновского выделен второй этаж.
[2] «Одуванчик доброты» - серия памятников Г.В.Потоцкого, установленных по всему миру с призывом к миру и доброте.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs