ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и Финляндия: равноправный устойчивый диалог

23:47 06.06.2016 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Министры иностранных дел России и Финляндии – Сергей Лавров и Тимо Сойни.
Фото Александр Щербак, ТАСС.

В МИД России 6 июня состоялись российско-финские переговоры министров иностранных дел Сергея Лаврова и Тимо Сойни. По приглашению Министра Сергея Лаврова Глава МИД Финляндской Республики впервые прибыл в Россию в этом статусе.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров высоко оценил итоги состоявшихся переговоров: «Мы провели очень хорошие переговоры с моим коллегой, Министром иностранных дел Финляндской Республики Тимо Сойни, которые позволили обсудить широкий спектр вопросов, касающихся наших двусторонних отношений и международной повестки дня». Как было сообщено министрами, несмотря на падение показателей взаимного товарооборота, стороны намерены преодолеть эту тенденцию. Напомним, за 11 месяцев 2015 года падение товарооборота составило 39%, в 2016 году зафиксирована цифра чуть более 35%. Причины известны: мировое падение цен на энергоносители и антироссийские санкции. Однако ни российская, ни финляндская стороны оптимизма не теряют, заявляя о намерении сначала остановить эту негативную тенденцию, а затем работать на увеличение объема взаимной торговли и экономического взаимодействия. В этой связи надежда на широкий формат работы Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, механизм которой позволяет вывести взаимный товарооборот на значительно более высокий уровень. Заседание Межправкомиссии намечено на осень этого года. 

«Мы провели очень хорошие переговоры с моим коллегой, Министром иностранных дел Финляндской Республики Т.Сойни, которые позволили обсудить широкий спектр вопросов, касающихся наших двусторонних отношений и международной повестки дня».

Россия поставляет в Финляндию энергоресурсы, древесину, продукцию деревообрабатывающей промышленности, сталь, руды, чугун, оборудование, а также химтовары, лаки-краски, и др. Из Финляндии в Россию идут автошины, транспортные средства, фармакологическая продукция, бумага, продукты питания, в том числе, сельского хозяйства. На территории России зарегистрировано 650 финских компаний. Заслуживают внимания совместные взаимовыгодные инвестиционные проекты. Финский концерн «Фортум» инвестирует 4 млрд. долларов в экономику России через строительство энергогенерирующих объектов на территории нашей страны в Западной Сибири. Финская фирма «Тебойл» с российским участием является дочерней компанией "Лукойл", в горнодобывающей отрасли зарекомендовала себя «дочка» «Норникеля». Сергей Лавров отметил удачный инвестиционный проект Росатома по строительству АЭС в Финляндии «Ханхикиви-1». Если все пойдет по плану, то её эксплуатация начнется в 2024 году. Среди наиболее значительных проектов были отмечены взаимодействие на судоверфи в Хельсинки и начало работы Центра поискового сервера Яндекс в Финляндии.    

Особой «строкой» министры отметили эффективное обеспечение работы государственной границы, её пропускных пунктов. Сергей Лавров, в частности, сказал: «Мы уделили специальное внимание вопросам, касающимся обеспечения надлежащего функционирования российско-финляндской границы, обстановка на которой уже в течение многих лет является примером эффективного добрососедского сотрудничества». «Тишина на границе» обеспечивает и бесперебойный поток  туристов - из России в прошлом году в Финляндии побывало 9 миллионов человек.

В международном блоке вопросов стороны рассмотрели, прежде всего, борьбу с терроризмом. «Россия убеждена, что борьба с терроризмом может быть эффективной, только если мы все объединим усилия под эгидой ООН в рамках антитеррористической универсальной коалиции, и никто не будет пытаться извлечь какие-то геополитические выгоды из той или иной конфликтной ситуации», - подчеркнул Сергей Лавров.  

«Россия убеждена, что борьба с терроризмом может быть эффективной, только если мы все объединим усилия под эгидой ООН в рамках антитеррористической универсальной коалиции, и никто не будет пытаться извлечь какие-то геополитические выгоды из той или иной конфликтной ситуации».

Большое внимание было уделено урегулированию сирийского, украинского и израильско-палестинского конфликтов. По словам Сергея Лаврова, и Россия, и Финляндия считают важным сдвинуть «с мертвой точки» израильско-палестинский процесс. На переговорах в МИД РФ 6 июня г-н Сойни рассказал о своих впечатлениях от недавних визитов в Израиль и на палестинские территории, а также поделился с российскими коллегам своими оценками по итогам поездки. Отдельной темой переговоров стало взаимодействие на Балтике и в целом в Арктическом регионе, как в двустороннем формате, так и в международных многосторонних организациях, таких как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Арктический совет, «Северное измерение». Главные задачи стран, входящих в данные форматы – обеспечение безопасности региона, в том числе, в сфере экологии. В этой связи российский министр выразил обеспокоенность России по поводу милитаризации региона Балтики, знамением чего стало приближение инфраструктуры НАТО к российским границам.

Интересным был вопрос к финскому министру относительно участия его страны, не входящий в альянс, в военных маневрах «Балтопс-2016» на территории Финляндии недалеко от полуострова Хонко, но очень близко к российским границам. Уточним, эти военные учения начались 6 июня, и вступили в первую из трех фаз. В них задействовано более 6 тысяч военных, 49 больших кораблей, 60 единиц авиатехники и три подводных лодки. Журналиста волновал вопрос, как может дружественная России страна, каковой себя позиционирует Финляндия, допустить участие в подобных учениях и впервые принимать их на своей территории? Ответ Сойни был дипломатично схематичным, мол, каждая страна вправе выбирать сама, как ей поступать. Сергей Лавров добавил к этому, что Москва, конечно, разделяет позицию, что каждая страна суверенна выбирать такую политику обеспечения безопасности, какую сочтет необходимой. Тем не менее, по словам Сергея Лаврова, Россия обеспокоена политикой НАТО по втягиванию в свою орбиту стран - не членов альянса, тем более, когда это происходит вблизи российской государственной границы. «Тут уже будет вступать в силу российское суверенное право обеспечивать свою безопасность теми методами, которые адекватны для рисков сегодняшнего дня. Уверен, что наши финские друзья и соседи также понимают это», - подчеркнул глава МИД России.

Еще одной гостье из Финляндии Министру пришлось пояснить некорректность постановки её вопроса. Он звучал так: «Ещё три года назад Россия участвовала в учениях «Балтопс», а теперь считает их «угрозой» и «провокацией». Почему?». Сергей Лавров не употребил в своем ответе на первый вопрос слов «угроза» и «провокация». И вновь терпеливо пояснил: «Подчеркну, что мы рассматриваем в качестве угрозы не сам факт существования НАТО, а то, каким образом этот военный альянс действует на практике. У серьезных аналитиков нет никаких сомнений в том, что сейчас НАТО «ухватилось» за повод, который был предоставлен государственным переворотом на Украине и нашей реакцией на попытки дискриминировать русских на Украине для того, чтобы выдумать новый смысл существования Североатлантического альянса». А участие России в учениях по борьбе с терроризмом, по поиску и спасению людей было в формате участия всех стран региона, притом на транспарентной основе. «А когда те же схемы используются уже в условиях нагнетания антироссийской истерии, то это уже что-то несколько другое», - заключил Министр Сергей Лавров.

Так уж повелось на пресс-конференциях в МИД РФ, что в ответ на любой, даже некорректно заданный вопрос, Министр Сергей Лавров дает развернутую картину истинного положения дел и при этом четкую позицию России. Так было и в этот раз. То ли финская журналистка плохо подготовилась, то ли наоборот, - вполне осознавала, о чем говорит, только вопрос её звучал всё о том же «выполнении Россией обязательств по «Минским договоренностям». Сергей Лавров предположил, что «договоренности» гостья из Финляндии читала, однако во главу угла поставила вопрос о «непослушании» России, хотя, согласно «Минским договоренностям» Москва не имеет никаких обязательств, ибо не является стороной конфликта. А стороны, подписавшие «Минские договоренности» - Киев, ДНР и ЛНР. Именно Киев не выполняет обязательств ни по одному из пунктов соглашения: ни о прекращении огня, ни о прямом диалоге с Донбассом, ни уж тем более о политической реформе. По словам Министра, Москва не может выполнить обязательства за Киев. Но может помочь в продвижении диалога, чем и занимается, активно участвуя в «Нормандском формате». Итак, главный вывод Министра: Киев отказывается идти на прямой диалог с Донбассом, отсюда и срыв всех обязательств по договоренностям. Сергей Лавров напомнил, прежде всего, финской журналистке, высказывания недавнего премьер-министра Украины А.Яценюка, который подчеркивал, что на Донбассе живут не этнические украинцы, поэтому и прислушиваться к ним не стоит. Вот «небольшое наставленье» от Министра. «Полагаю, что подобный шовинизм абсолютно неприемлем ни для кого – ни России, ни Финляндии – особенно, учитывая опыт, который имеет Финляндия, предоставляющая права шведскому меньшинству, - сказал Сергей Лавров. - Будем очень довольны, если наши финские коллеги и друзья поделятся опытом в отношении нацменьшинств со своими украинскими партнерами».

Тема борьбы с терроризмом продолжилась в ответе на вопрос о так называемом «дополнительном времени», на которое пошла Россия по просьбе США, чтобы приостановить намеченные на после 25 мая удары ВСК по позициям террористов на территории Сирии. Это «дополнительное время» истекло 4 июня, между тем, нападение боевиков на мирных граждан и позиции сирийской армии усилились и участились. А предполагалось, что за указанный период с февраля 2016 года произойдет размежевание представителей умеренной оппозиции от боевиков «Джабхат-ан-Нусры». Результат нулевой. «Считаем, что все, кто не ушел от террористов, теперь должны обижаться на себя», - заявил Сергей Лавров. По словам Министра, американцы должны выполнить данное ими обещание – «принять меры по инфильтрации с территории Турции боевиков и оружия». Поскольку Российские и американские военные общаются ежедневно в режиме видеоконференций и знают обо всех происходящих событиях на территории Сирии, то затягивание процесса «размежевания» уже исчисляется сотнями жертв мирного населения и опасностью захвата боевиками очередных сирийских территорий. Для кого это секрет? «Рассчитываем, что наши партнеры будут по-честному сотрудничать с нами, а не будут пытаться использовать регулярные контакты для того, чтобы потихоньку и за нашей спиной реализовывать другие планы: «Б», «В», «Г» или как они там называются», - подытожил глава МИД России Сергей Лавров.

«Считаем, что все, кто не ушел от террористов, теперь должны обижаться на себя».

Все вышесказанное относилось непосредственным образом и к Финляндии, дружественный характер отношений с которой Россия намерена поддерживать и укреплять в перспективе. Ибо от последствий терроризма не застрахован никто в мире. Однако СМИ, на которых лежит ответственность за благополучие своей страны, в данном случае, северной соседки России, должны тщательно выбирать тональность риторики для сохранения равноправного и устойчивого диалога.   

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати