День памяти жертв депортации с 2014 года перестал быть «днем гнева» крымских татар и днем социального напряжения для других жителей Крыма. При этом на Украине 18 мая все стали крымскими татарами. В этот день по украинским СМИ разлетелся лозунг «Сегодня все мы крымские татары». Лидеры «меджлиса в изгнании» нисколько не протестовали против этого лозунга, который размывает так ранее охраняемую «меджлисом» национальную идентичность. Теперь этот лозунг крайне выгоден «меджлису», это некая виртуальная массовка в условиях того, что крымскотатарский народ живет в Крыму. Еще одна причина того, почему «меджлис» был за размывание идентичности: лидер «меджлиса» Рефат Чубаров в эфире одного из украинских телеканалов заявил, что «народ на памятные мероприятия в Крыму, организованные оккупантами, не пришел, а те, кто пришел – не народ». А Мустафа Джемилев, вечный «лидер меджлиса» вообще встретил 18 мая вдалеке не только от Крыма и крымскотатарского народа, но даже не на Украине. Он был в Канаде, на заседании парламента, где канадские депутаты почтили память жертв депортации крымских татар. Поддержка канадских парламентариев и устроенные ими почести, встреча с канадским премьер-министром для Джемилева оказались важнее, чем присутствие на памятных мероприятиях пусть не в Крыму, куда въезд ему запрещен, но даже и на Украине. Он предпочел подстроиться под рабочие графики парламента и премьера Канады.
Вся риторика «лидеров меджлиса» и их действия как сейчас, так и в украинский период говорят о том, что народ им нужен как массовка для обеспечения политической карьеры и повод для получения ресурсов и контроля за их распределением. Именно этим объясняется такая причудливая география поездок лидеров «меджлиса»: Мустафа Джемилев в Канаде, Рефат Чубаров в Киеве, Ленур Ислямов на границе с Крымом. Джемилев занят сбором ресурсов (Турция уже отработана, надо работать с Канадой), Чубаров обеспечивает представительство в Киеве и в медиапространстве Украины, Ислямов, как координатор «Гражданской блока Крыма», представляет передовой отряд «деоккупантов» на границе с Крымом. При этом Ислямов уже воинственно заявляет о том, что в Херсонской области «должна заработать военно-гражданская администрация», нужен военный губернатор, должна быть выстроена система обороны. (http://www.sobytiya.crimea.ua/public/16/62655) По сути, он подталкивает ситуацию к вооруженному конфликту, не сильно беспокоясь о его последствиях для народа, который он пытается «представлять».
Ожидаемо подержала действия «меджлиса» Турция. 18 мая в Анкаре состоялся траурный митинг, в котором приняли участие не больше не меньше как «многочисленные представители крымских тюрков, прибывшие со всего мира». На митинге было зачитано послание президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана со словами поддержки к крымскотатарскому народу: «...Турция решительно продолжит свою борьбу по обеспечению мирного и безопасного будущего крымских татар на их родине. Я сердечно приветствую крымских татар, которые продолжают защищать свои права, честь и достоинство, используя демократические методы, несмотря на то, что они пострадали от дискриминации и несправедливости. Турция по-прежнему будет продолжать поддерживать своих крымскотатарских братьев». (http://avdet.org/node/19211)
Если в Крыму 18 мая стало Днем памяти жертв депортации, открытия новых мемориалов, то Украина превратила эту дату в день фейков. Более того - фейков, которые они пытаются возвести в закон. Наиболее в этом смысле отличился президент Украины Петр Порошенко, который инициировал процесс внесения изменений в статью 10 Конституции Украины о создании крымскотатарской автономии. Об этом президент Украины заявил во время выступления на реквиеме в память жертв геноцида крымскотатарского народа в Национальной опере Украины: «Наша задача – защитить крымскотатарский народ и его родину в Крыму. Мы осознали, хоть и с опозданием, необходимость создания национальной автономии крымских татар…... Я обращусь к конституционной комиссии с просьбой создать рабочую группу, где будут руководители Меджлиса, чтобы она начала работу над внесением изменений в статью 10 − «Автономная Республика Крым».
При этом украинские политологи отмечают виртуальность действий украинской власти:
-
В правительстве нет людей, которые бы занимались проблемой Крыма, в Верховной Раде не создан специальный комитет, который бы занимался этими вопросами. Министерство по вопросам «временно оккупированных территорий», будет заниматься Донбассом. В Администрации президента нет ни одного чиновника, который бы отвечал за вопросы Крыма.
-
Заявление Петра Порошенко можно рассматривать как политическую инициативу, приуроченную к дате, как символический жест.
-
С оглядкой на традиции украинского парламентаризма следует отметить, что 300 голосов для любого (даже фейкового) изменения в тексте Основного закона (Конституции) найти всегда сложно. Крайне трудно будет преодолеть этот конституционный барьер голосов и в Верховной Раде нынешнего созыва, в силу особенностей его формирования и позиций представленных в нем политических сил. (http://qha.com.ua/ru/politika/krimskotatarskaya-avtonomiya-zavisit-ot-konyunkturi-vr/159721/)
Стоит привести еще одно высказывание Ислямова касательно перспектив изменений в Конституцию - по его словам крымские татары готовы сформировать свой Кабмин на территории материковой Украины в случае получения автономии: «Если автономия будет принята в Верховной раде Украины, эти изменении внесут в Конституцию, получается, что будет создан новый Кабмин на материковой части со всеми министрами, СБУ, МВД... Это не важно, где она (автономия) будет находиться на материке. Ближе к границе, так думаю». (http://ru.espreso.tv/news/2016/05/18/krymskye_tatary_sformyruyut_pravytelstvo_na_materykovoy_ukrayne_v_sluchae_poluchenyya_avtonomyy_yslyamov)
Судя по всему, в этот день украинская патриотическая общественность уже не в первый раз испытала акт душевного единения вокруг идеи, что «деоккупированный» Крым станет крымскотатарской национально-территориальной автономией в составе Украины.
В это день «меджлис» организовал виртуальную массовку для себя на Украине, разделил крымских татар на народ и «не народ», на правильных крымских татар и не правильных крымских татар. При этом «неправильные крымские татары» это и есть реальный народ, который живет в Крыму и встречает памятный день на земле предков в отличие от «лидеров меджлиса», которые мечтают о создании своего Кабмина на материковой Украине. А в Крыму 18 мая из политизированного «дня гнева» превратился в День памяти жертв депортации, в который открывали новые мемориалы, и, осознавая уроки истории, чтили память ушедших.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs