Сюжет крымского бюро федерального канала НТВ вызвал большой резонанс и странную дискуссию, в том числе среди экспертов – о подлинности изложенного в сюжете. Это история о том, как должна была быть реализована давно объявленная главным от «меджлиса» блокадником Крыма Ленуром Ислямовым морская блокада Крыма.
Боевики мусульманского батальона «Номана Челебеджихана», пытались на рыбацком баркасе совершить теракт в Керченском проливе. Организатор акции, которая могла привести к смертям многих людей - Ленур Ислямов. Планировали поставить завесу из стальных тросов, и вынести ее в Керченский пролив, общая длинна завесы - полтора километра. 60 тросов по 20 метров, через каждые два метра – поплавки, глубина погружения - 20 сантиметров, проходит под днищем и наматывается на винты и рулевые механизмы. Инструктировал экипаж баркаса и руководил в море человек из морского спецназа или опытный моряк, который хорошо знал технологии диверсий и навигацию у берегов Крыма. Важная деталь – сопровождение с берега: инструктор постоянно получал всю информацию по обстановке в Керченском проливе по спутниковой связи. Боевой выход состоялся в начале июня, но в 45 милях от Гениченска у баркаса от перегрева заклинил мотор, спасал террористов украинский буксир. По некоторым нюансам, уже в море, террористы поняли, что их после всего ликвидируют. Герой сюжета сказал корреспонденту НТВ: «Там мы поняли, что Ислямову нужны мертвые герои» (в сюжет не вошло, об этом рассказал на своей странице в сети руководитель крымского бюро НТВ Олег Крючков). (ntv.ru)
Ислямов делал акцию с открытым финалом, это должен был быть отчет перед спонсорами и пиар борца за права крымских татар и возвращение Крыма. Его устраивал любой вариант: сбросят тросы – хорошо, намотает их на винты хоть один корабль, или вытралят пограничники - резонанс. Самый лучший вариант - расстрел баркаса в Азовском море – так могли бы появиться невольные крымскотатарские жертвы, глобальный информационный резонанс и повод обратиться за финансированием к спонсорам.
Возвращаюсь к «странной дискуссии» по поводу сюжета – о подлинности истории, о глупой задумке террористов со стальными тросами и их утлой фелюге, о правдоподобности истории сбежавшего из мусульманского батальона крымского татарина. К сожалению, все это правда. Так уж получилось, что теракт выглядит жалко, судно террористов не впечатляет. Видимо, вся надежда была на потерявшие управление суда и пассажирские паромы в Керченском проливе, стоящие часами и днями в отстойниках переправы на 40 градусной жаре люди и автомобили. Не вышло.
В эти же дни происходит событие, которое может иметь влияние на ситуацию на границе Крыма и судьбу мусульманского батальона. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Президенту России Владимиру Путину послание с извинениями за сбитый российский самолет. Они переговорили лично по телефону. Что толкнуло главу турецкого государства на это шаг? Исчерпываются внутренние ресурсы поддержки режима Эрдогана. Какие европейские перспективы открываются перед Турцией Эрдогана после Brexit, после шантажа Европы беженцами, после информации о бизнесе семьи Эрдогана с ИГИЛ? Кроме того, можно с уверенностью предположить, что ропот отельеров, чьи худшие опасения оправдались к концу июня, достиг ушей турецкого президента. И ропщут не только отельеры. Ситуацию формирования мощной и небедной оппозиции в Турции, не только на базе людей и структур (какие еще остались) Гюлена (https://interaffairs.ru/news/show/14124) и затаившихся военных, но и бизнеса несущего потери как от войны в Сирии, так и от отсутствия туристов, в том числе из России.
Легко предположить, что часть возможного компромисса с Турцией - крымскотатарский вопрос, деятельность представителей «меджлиса» на международном уровне и на границе Крыма, к финансированию которой имеет отношение турецкое государство. Бесконечные вояжи лидера «меджлиса» Рефата Чубарова и «духовного» лидера этой же организации Мустафы Джемилева, содержание батальона и обеспечение блокады Ислямова требуют средств. Украина давать эти средства не будет, у нее их нет, поэтому планируемый Ислямовым теракт во многом был направлен на привлечение новых спонсоров, с целью диверсификации финансирования «меджлиса». Стоит учитывать и то, что отсутствие финансирования может толкнуть активистов «меджлиса» на радикализацию действий по «блокированию» Крыма и на Украине (требования по государственному финансированию обустройства крымских татар в Херсонской области, акции протеста в связи с этим).
Попытка Турции наладить отношения с Россией может выйти для «меджлиса» и его отдельных представителей боком. Вот только Порта привыкла одновременно играть в разные игры с одним партнером, и тут возможны разные варианты.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs