25 октября заместители запрещенного в России так называемого «Меджлиса крымскотатарского народа» Ильми Умеров и Ахтем Чийгоз, осужденные в Крыму за организацию массовых беспорядков и сепаратизм были доставлены в Турцию. Как стало известно, они были помилованы Президентом России Владимиром Путиным в результате договоренностей с Президентом Турецкой республики Реджепом Тайипом Эрдоганом. Основанием для помилования также стало ходатайство муфтия мусульман Крыма Эмирали Аблаева, о чем сообщили в пресс-службе Духовного управления мусульман Крыма: «Муфтий Крыма обращался к властям Крыма и России с первых дней, как только был заключён под стражу Чийгоз. Последнее обращение было в администрацию президента РФ на имя президента с просьбой о помиловании Чийгоза и Умерова. Вчера позвонили из администрации президента и сказали, что он подписал обращение (о помиловании)». (c-inform.info) Эту информацию также подтвердил депутат Государственной Думы Руслан Бальбек: «Муфтий, как религиозный человек и духовный лидер, заботится обо всех мусульманах Крыма, в том числе о заблудших душах и преступниках». (kommersant.ru)
Президент Украины Петр Порошенко поспешно заявил, что считает помилование Умерова и Чийгоза своей заслугой: «Я очень счастлив, что моя договоренность с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом (реализовалась – ред.). Мы тогда не могли обнародовать эту договоренность. Но я проинформировал и Мустафу Агу, и наших партнеров о том, что мы в ближайшие дни этого ждем (освобождение Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова – ред.). И к счастью это произошло». (president.gov.ua)
Основанием для этой убежденности являются встречи с Эрдоганом и традиционные заявления турецкого президента о непризнании Крыма российским. Слабые основания, под такими договоренностями должны быть существенные интересы и выгоды, пока они наиболее очевидны для Эрдогана, а не для Порошенко. Его попытки доказать свою субъектность в этом решении несостоятельны, реальными игроками, принимающими решения, являются Россия и Турция.
Но Порошенко не одинок, у него есть конкуренты. В решающей роли в помиловании «своих» уверен еще один претендент - лидер меджлиса Рефат Чубаров, который на своей странице в Facebook заявил: «Освобождение Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза произошло благодаря усилиям и помощи многих людей в разных странах – депутатов Европарламента, ПАСЕ, ПА ОБСЕ, других международных институтов, украинских дипломатов, ведущих политиков европейских стран, США, Канады и многочисленных организаций крымскотатарской и украинской диаспоры по всему миру». Но множество событийных деталей 25 и 26 октября говорят о том, что помилование Чийгоза и Умерова, их транзит в Турцию были неожиданностью как для их адвокатов, так и для лидеров меджлиса Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева.
Какую же дальнейшую тактику по использованию своих коллег избрали лидеры меджлиса? Джемилев в интервью поздним вечером 25 октября говорил о том, что помилованные задержаться для лечения в Турции, а потом прилетят в Киев, и даже, может быть, вернутся в Крым. (facebook.com)
Почти одновременно с Джемилевым на странице в социальной сети Чубаров анонсировал прилет коллег из Турции в Киев 26 октября и их пресс-конференцию сразу после прилета в аэропорту, через несколько часов он же перенес это событие на 27 октября.
Первые публичные заявления освобожденных позволяют прогнозировать дальнейшую тактику действий мекджлиса. В Анкаре Ильми Умеров дал интервью, в котором рассказал о состоянии своего здоровья (он больной человек, с букетом серьезных заболеваний), намерении лететь в Киев, провести там ряд встреч, и вернуться в Крым. (qha.com.ua) О том, что Умеров может вернуться в Крым, говорил в своем интервью и Джемилев. Больной Умеров нужен меджлису в Крыму – как провоцирующий субъект, повод заявлять о преследовании крымских татар.
Таким образом, следующий этап борьбы меджлиса определен – это возвращение в Крым Умерова (с большой вероятностью), Чийгоза (с меньшей вероятностью). (youtube.com). Возвращение Умерова в Крым, если это произойдет, постараются максимально превратить в спектакль: больной человек возвращается на родину, к семье, он же помилован. Умеров может спокойно вернуться к семье, но такой результат меджлису не нужен, меджлису нужен мученик, больной человек, которого не пускают в Крым, к семье, на родную землю.
Турция стала транзитной страной не случайно. Президент России показал актом помилования, что он слышит просьбы Президента Турции, как ближневосточного партнера России. Эрдоган получил значимый повод продемонстрировать мировому сообществу свои возможности и способность договариваться с Президентом России, готовность отстаивать на международном уровне интересы крымскотатарской диаспоры. При этом Президенту Украины он продемонстрировал уровень своих возможностей и значимость в Черноморском регионе, и, фактически, сделал Порошенко своим должником. У киевских властей в результате этого решения России возникли обязательства перед Эрдоганом, и чем возьмет этот долг Эрдоган - вопрос интересный.
Какие в связи с этой сделкой взял на себя обязательства перед Президентом России Президент Турции, пока можно только предполагать. Можно предположить, что речь идет о крымском векторе турецкой политики. Представ миротворцем-переговорщиком перед Украиной, Эрдоган мог взять на себя обязанности по сдерживанию меджлиса, освобождению членов которого способствовал. В этом контексте будет интересно наблюдать, как изменится риторика представителей меджлиса Чийгоза и Умерова после их встречи с президентом Эрдоганом, которая состоялась, по информации Чубарова, вечером 26 октября уже после ряда их интервью и брифинга.
Для России данное решение имеет свои положительные стороны. Из Крыма убраны провоцирующие факторы в лице этих представителей меджлиса, более того, решением Президента России они помилованы, несмотря на серьезность статей (конституционные преступления – призывы к свержению государственного строя, организация массовых беспорядков). Решение руководства России содержит долю риска, который в том, что это решение могут интерпретировать как некую слабость позиции и готовность идти на уступки. Могу предположить, что в Москве этот риск прекрасно понимают. При этом можно ожидать, что, несмотря на возможные договоренности с Эрдоганом, лидеры меджлиса будут искать возможности продолжить игру в своих интересах. Многое станет понятно по прошествии некоторого времени, когда представители меджлиса вернутся в Киев, а потом, не исключено, попытаются вернуться в Крым. Но как бы ни хотелось тем, кто считает решение о помиловании слабостью, им стоит вспомнить краткий тезис Владимира Путина: «Вопрос Крыма закрыт».
Президент Турции получил небольшой политический подарок, которым он уже умело распоряжается как внутри страны, так и за ее пределами. И в этом так же присутствует выгода России – это аванс ближневосточному партнеру, с которым работать и дальше, который имеет вес в Черноморском регионе, который втянут в сирийский конфликт.
Турция сложный партнер, с которым трудно договориться о всеобъемлющем партнерстве, но всегда можно договариваться по отдельным вопросам и направлениям, даже если отношения заходят в глухой тупик, как это казалось после инцидента с сбитым самолетом российских ВКС.
Главное в этой локальной по политическим масштабам истории то, что Россия и Турция вновь сумели договориться и остались партнерами по решению гораздо более серьезных международных проблем и развитию совместных экономических проектов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs