Публикация документов Службы безопасности Украины (СБУ) о связях лидеров меджлиса крымскотатарского народа с агентурой турецкой Национальной разведывательной организации (MIT) на фоне «панамских файлов» не получила пока должного внимания. (crimea.ria.ru)
Указанные документы свидетельствуют о многолетнем и щедром финансировании меджлиса, его информационных проектов и политических мероприятий Турцией, фактической работе лидеров меджлиса в качестве агентов влияния на турецкую разведку, что противоречило интересам национальной безопасности Украины, оказывало влияние на внешнюю политику государства и ставило под угрозу общественно-политическую ситуацию в Крыму.
В рамках операции СБУ «Финансисты» был проведен анализ расходования средств, переданных меджлису в 2008-2012 гг. Как отмечают аналитики СБУ, в указанный период было выделено турецкой стороной 3 590 178,27 долларов США, из которых «на проекты, которые соответствуют общественным или государственным интересам Украины было потрачено 8,7% от указанной суммы (312 433,24 долларов США), а на проекты, которые соответствуют интересам только Турецкой Республики или отдельных тюркоязычных этносов Украины (крымские татары, гагаузы, турки-месхетинцы, караимы, крымчаки) было потрачено - 44,14% (1 584 723, 03 долларов США), а на скрытое финансирование крымскотатарских политизированных структур, общественных организаций, религиозных центров и средств массовой информации – 47,16% (1 693 022 долларов США). При этом непосредственно на нужды центрального меджлиса крымскотатарского народа было выделено 1 197 175 долларов США (в основном на выплату заработной платы сотрудникам указанной структуры и проведение политических мероприятий)». Указанное финансирование шло через Турецкое агентство международного сотрудничества и развития (TIKA) в Крыму, структуру правительства Турецкой Республики.
Информации об угрозе национальной безопасности Украины со стороны лидеров меджлиса, как турецких агентов влияния было предостаточно, и она, как видно из документов, докладывалась руководству СБУ. Но конкретных действий по этой информации не последовало. Слабость политического руководства страны, другие приоритеты его деятельности не привели к должной реакции на деятельность лидеров меджлиса. Украинский патриотический интерес оказался выше интересов национальной безопасности. При этом на Украине главными адептами украинского интереса в Крыму всегда считались и до сих пор считаются крымские татары, а вернее меджлис… А отвечал на такое доверие меджлис верным служением турецкому интересу, в частности, из документов 2012 г. можно узнать, что анализ заявлений ряда политических деятелей выявил «признаки лоббирования внешнеполитических интересов Турецкой Республики в деятельности следующих общественно-политических деятелей:
- Джемилева Мустафы, председателя центрального меджлиса крымскотатарского народа, народного депутата Украины;
- Гумбатова Рагима Агалар-оглы, председателя Азербайджанской общины Крыма;
- Хамзина Али Умаровича, начальника отдела внешних связей центрального меджлиса крымскотатарского народа».
В данном случае речь шла о реакции указанных деятелей в отношении принятия закона Украины «О признании геноцида армян в Османской империи в 1915-1922 гг.», который создавал угрозу внешнеполитическим интересам Турецкой Республики. Джемилев и другие выступили против указанного законопроекта, блокировали аналогичный нормативный акт, который намеревалась принять Верховная Рада Автономной Республики Крым, и высказывались против принятия аналогичных документов парламентами США и Франции. Все это весьма убедительные доказательства причастности указанных политиков к агентуре влияния MIT.
В документе 2011 года в адресы главы СБУ В.Хорошковского прямо говориться: «Учитывая финансовую зависимость Джемилева М. (…) от турецкой стороны, а также наличие в деятельности лидера меджлиса и его отдельных членов признаков причастности к агентурной сети турецкой разведки (MIT), прогнозируется активное лоббирование Джемилевым М. интересов Турции в случае включения его в состав украинской делегации, что может привести к подписанию невыгодных нашему государству договоров. С учетом изложенного считаем нецелесообразным включать Джемилева М. в официальный состав украинской делегации». Цитируемый документ касается подготовки визита президента Украины Виктора Януковича в Турцию, при этом украинская спецслужба указывает, что используя лидеров меджлиса в качестве источников информации, Турция намеревалась усилить свои позиции во время подготовки и проведения переговоров на высшем уровне.
Опубликованные документы датированы 2011-2014 гг. - на это стоит обратить внимание, так как, в 2010 году президентом Украины был избран Виктор Янукович, который не имел никаких политических обязательств перед меджлисом, в отличие от «национал-патриота» Виктора Ющенко (президент Украины в 2005-2010 гг). Уровень переговоров властей Украины с меджлисом и политический статус его лидеров были снижены, решение проблем и политический диалог переданы на уровень региона, тогда как раньше меджлис успешно добивался внимания центрального руководства страны, например, вынуждал создавать «Советы представителей крымскотатарского народа при президенте Украины», как вариант некоей легализации меджлиса в правовом поле.
Таким образом, в течение 2010-2013 гг. власть Автономной Республики Крым (АРК) нащупала пути политического давления на меджлис, что видно из документов, и меджлис, что называется – «задергался». Так, Координатор офиса TIKA в Крыму Хаджи Байрам Болат на встрече с Послом Турецкой Республики в Украине Мехметом Самсаром в ноябре 2012 года обсудили ситуацию с финансирование ряда крупных проектов (строительство соборной мечети – 27 млн. долларов США, строительство культурного центра 5 млн. долл. США и др.). Координатор TIKA сообщил послу, что реализация проектов тормозится Джемилевым и его окружением, которые намереваются обогатиться за счет указанных проектов. При этом Координатор TIKA сообщил послу, что в ходе официальной встречи с главой Совета министров Крыма Анатолием Могилевым, последний четко пояснил, что «органы власти АРК поддержат указанные проекты TIKA только в случае их реализации совместно с Советом министров АРК. В случае продолжения сотрудничества TIKA с Джемилевым М. органы власти автономии создадут условия, которые сделают невозможной дальнейшую работу турецкой государственной структуры в Украине». Координатор TIKA сообщил послу о своем решении сотрудничать с региональной крымской властью, это решение посол поддержал и рекомендовал не передавать средства на проекты Джемилеву и представителям меджлиса до официального оформления необходимых документов.
Таким образом, турецкая сторона, оказавшись перед необходимостью реализации заявленных проектов и сохранения своего присутствия в Крыму, наблюдая намерение представителей меджлиса обогатиться за счет проектов, и находясь под давлением региональной власти, согласилась на условия последней. Как свидетельствуют документы 2012-2013 гг., происходило изменение стратегии взаимодействия турецких структур, Посольства Турецкой Республики с меджлисом, который становился не оператором проектов, бесконтрольно расходовавшим средства, а одной из сторон реализации утвержденных и согласованных с крымской властью проектов.
И тем не менее, на антигосударственную деятельность меджлиса направлялись миллионы долларов. Особенно приведенные факты и суммы впечатляют на фоне получения лидерами меджлиса официальных зарплат и содержания некоторых народных депутатов Украины, настойчивого выбивания финансирования средств на программу обустройства крымских татар из украинского государственного и регионального крымского бюджетов с параллельным разворовывание этих средств представителями меджлиса во власти.
Интересы сотрудничества с Турцией и использование меджлиса как организатора «общественных активистов» на границе с Крымом заставляют украинское руководство и сейчас терпеть эту головную боль. Международная активность лидеров меджлиса в настоящее время позволяет судить, насколько их участие в работе международных структур влияет на деятельность дипломатического ведомства Украины, и насколько они остаются интересными в качестве агентов влияния для Турции.
Крымская весна позволила меджлису осуществить перезагрузку отношений с Турцией, которая в свою очередь пошла на обострение отношений с Россией. Следы турецкого влияния, и, смеем предположить денег, можно было наблюдать в акциях блокады Крыма активистами меджлиса, лидеры которого проговаривались, а потом старались замять информацию об участии Турции в финансировании мусульманского батальона «Крым». Кроме того, надо понимать не только политический, но и ведомственный интерес – функционеры TIKA вряд ли хотят сворачивать деятельность своей организации на Украине, поэтому их усилия направлены на реализацию новых проектов, негласно связанных с финансирование блокады Крыма и созданием мусульманского батальона, а публично – с реализацией проекта «Херсонщина обетованная». (interaffairs.ru).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs