ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Тайны канала «Через Кубу»

12:29 13.04.2015 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Как была сорвана попытка США расчленить и полностью подчинить себе крупнейший Антильский остров

 

На Кубе мне как-то раз довелось услышать от знакомого гаванского историка: «Если сегодня наш остров не разделен на две части, то этим мы обязаны решительности и упорству наших патриотов, которые воспрепятствовали этому плану диктатора Батисты и его американских покровителей».

Что же он имел в виду? Оказывается, американцы, всегда мечтавшие держать в своих руках и контролировать лакомый архипелаг, еще в 1912 году разработали план расчленения Кубы на две части судоходным каналом, которому дали условное название «Виа Куба», то есть «Через Кубу»…

Хотя план этого водного пути Вашингтон лелеял десятилетиями, однако ни с одним правительством в Гаване протолкнуть его законодательно, а тем более осуществить американцам никак не удавалось. До тех пор, пока 10 марта 1952 года к власти на Острове с помощью государственного переворота не пришел Фульхенсио Батиста-и-Сальдивар, надежный партнер и союзник США. Он, в отличие от своих предшественников, сумел оформить проект в виде закона-декрета.

Признаться, сначала всю эту историю я воспринял, как некий курьез давнего прошлого. Но вскоре в одной из кубинских газет прочитал небольшую заметку об этом нереализованном проекте.

В ней говорилось, что официозная «Гасета Офисиаль де ла Република» в августе 1954 года якобы и опубликовала тот самый таинственный закон-декрет, утверждавший план строительства транскубинского канала, «который должен пройти с севера на юг через всю Кубу»… 

Тогда я и решил своими глазами убедиться в существовании необычного закона о сооружении канала «Виа Куба». Но на изыскания в библиотеках или архивах все никак не хватало времени. И вот недавно, вновь находясь в Гаване, все же отправился в Национальную библиотеку имени Хосе Марти. Там среди слегка пожелтевших и «пахнущих стариной» подшивок издания «Гасета Офисиаль де ла Република» в номере за субботу 14 августа 1954 года и был опубликован закон-декрет №1618, подписанный Фульхенсио Батистой.

Документ оказался довольно пространным и весьма обстоятельным. Он состоит из 35 статей. Дабы не быть голословным, перескажу и процитирую его основные положения.

Уже в преамбуле документа Батиста убеждает кубинцев, что канал необходим стране для общего блага и что он будет построен с помощью частных инвесторов-концессионеров совершенно бесплатно для страны. Далее речь идет о том, что пересекая Остров с севера от залива Карденас до залива Кочинос (Свиней) на юге, водный путь, таким образом, сэкономит судам путь на 400-500 морских миль от огибания Кубы вокруг мыса Сан-Антонио на западе и 780-800 миль при обходе ее через мыс Майси на востоке. При этом, авторы закона убеждают, что канал не только сэкономит кораблям время прохода из Флоридского пролива в Мексиканский залив и к Панамскому каналу, но и «обеспечит им полную безопасность».      

Предполагалось (статья 1), что «канал должен иметь примерно 80 километров в длину, не менее 40 метров в ширину и 15 метров в глубину для кораблей с большой осадкой». Параллельно каналу должны были построить автомобильную и железную дороги с мостами, соорудить необходимую инфраструктуру со складами и холодильниками, элеваторами электростанциями, сигнализацией и прочими современными атрибутами. Предполагались и технологически новейшие маяки, а в окрестностях – туристические зоны, административные офисы, почта и телеграф, таможня и охрана…

Статья 5 предписывала создание Специальной комиссии по национальному развитию во главе с министром обороны Кубы и начальником Генерального штаба военно-морских сил республики. Следующие статьи определяли состав и количество контролирующих органов и тех лиц в них, которые имеют право голоса для принятия того или иного решения. Статья 9 определяла порядок и сроки предоставления концессии на строительство и эксплуатацию канала, а также суммы залога, аванса и гарантии выполнения взятых на себя концессионерами обязательств. В случае особых, нестандартных ситуаций был предусмотрен даже порядок экспроприации канала силовыми методами.

Законом были определены и сроки строительства водного пути – 4 года от начала действия контракта.

В самом законе № 1618 нет ни слова о США, ни намека на участие Вашингтона. И все-таки глобальный американский интерес к строительству канала сквозил между строками каждой статьи этого проекта.

Полагаю, что стратеги в правительстве США преследовали две основных цели. Во-первых, канал действительно «пронзал» остров стратегическим водным путем напрямик от Флориды через провинцию Матансас (используя заливы Карденас и Кочинос) в направлении Панамского канала. Эта морская дорога предполагалась стать для военно-морского флота США самой прямой и быстрой. Таким образом, американцы имели бы возможность не только оперативно вводить свои войска на территорию Кубы и обеспечивать военный контроль за другими странами Латинской Америки, но и гораздо быстрее через Панаму выдвигать свои ВМС в Тихоокеанский бассейн.

Во-вторых, с помощью транскубинского канала американцы облегчили бы себе задачу более эффективной экономической эксплуатации острова, укрепили бы военно-политический надзор над Карибским регионом и Центральной Америкой. Для Кубы сооружение канала означало бы окончательную потерю государственного суверенитета и увековечивание ее как стратегическую полуколонию Соединенных Штатов.

За короткое время для реализации проекта было создано американское предприятие «Compañía del Canal Atlántica al Mar Caribe. S.A.», которое наделялось всеми правами на строительство канала и его эксплуатацию сроком на 99 лет. При этом поначалу предполагалось инвестировать в строительство 400 миллионов долларов, а весь комплекс работ оценивался в 700 миллионов тогдашних долларов США. Вместе с тем, можно предположить, что истинная стоимость проекта не оглашалась…

Категорически против проекта транскубинского канала выступила почти вся патриотически настроенная интеллектуальная общественность Острова. Ключевые аргументы протестующих заключались в том, что водный путь катастрофически разрушит географию Кубы, причинит непоправимый ущерб ее природе, уничтожит большую часть биоразнообразия архипелага, нарушит экосистему страны. Вред предполагаемой кубинской «стройки века» аргументированно доказывали как местные, так и зарубежные ученые. К тому же многие кубинцы прекрасно понимали, что за спиной Батисты стоят его покровители в Соединенных Штатах. В республике нарастала волна антиамериканских настроений. И власти, скрепя сердце, вынуждены были отказаться от реализации закона-декрета Фульхенсио Батисты №1618. А вскоре о планах сооружения канала через Остров и вовсе предпочли забыть. Куба начинала созревать для победной революции 1959 года, которая смела проамериканский режим Батисты и привела к власти народно-патриотические силы во главе с Фиделем Кастро.   

 


…Мне не раз доводилось бывать на берегах заливов Карденас и Кочинос. Оба находятся в провинции Матансас, но по разные стороны Кубы – северную и южную. И оба знамениты на весь мир. Залив Карденас известен тем, что расположен рядом с очень популярным и одним из лучших на Земле пляжным курортом Варадеро. А Кочинос прославился тем, что именно там 17 апреля 1961 года при поддержке США началась интервенция крупной группировки американских наемников – «Бригады 2506», из числа кубинских эмигрантов. Они должны были захватить плацдарм, создать свое правительство и подготовить почву для оккупации Кубы «по его просьбе» вооруженными силами Соединенных Штатов и свержения революционного правительства Фиделя Кастро. Группировка наемников, состоявших из американцев кубинского происхождения, была разбита в течение 72 часов.

Итог: «бригада 2506» потеряла убитыми 115 человек, пленными 1187. (По другим данным 114 убитых, 360 раненых, 1202 пленных).

Вся техника бригады досталась Революционным вооруженным силам Кубы. Пленных потом, как утверждают, выкупил президент Дж.Кеннеди за 53 миллиона долларов).  


…Сейчас в районе залива Кочинос в окрестностях поселков Плайя Ларга и Плайя Хирон, успешно развивается международный туризм, в том числе и его инфраструктура на основе частного предпринимательства.

Совсем недавно мне выпала возможность вновь посетить берега залива Кочинос неподалеку от поселка Плайя Ларга рядом с деревнями Калетон и Соплийяр в небольшой уютной гостинице «Лехендарио». Ею владеет кубинская семья во главе с обаятельной деловой женщиной по имени Иветте Барбат. Всего несколько номеров со всеми удобствами, и никаких, на мой взгляд, излишеств наподобие чересчур изобильной системы «Все включено». Завтрак, обед и ужин – все на индивидуальный заказ и в целом получается гораздо дешевле, чем в пятизвездных, четырехзвездных или даже трехзвездных отелях. Плюс к этому – вблизи этого местечка со свежими деревенскими продуктами расположены центры подводного плавания, крупнейший в стране крокодилий питомник, зоны экотуризма с экскурсиями, музеи, морская и озерная рыбалка.

О планах сооружения канала ничего не напоминает, а о вторжении наемников в апреле 1961-го память осталась – в районе Плайя Хирон и Плайя Ларга высятся большие щиты с фотографиями пленных «гусанос» и крупными надписями – «Здесь враг был остановлен» или «Наемники дошли только до сих пор».      

Этот регион южной части провинции Матансас носит название Сьенага-де-Сапата, который считается одной из охраняемых государством заповедных зон Кубы. Мой новый друг Рамон, работник осталя «Лехендарио», охотно показал мне интересные места этой зоны, где разводят самых маленьких в мире птиц –сунсунситос, а также и попугаев (не для продажи, а для сохранения популяции в природе), где можно увидеть национальную птицу токороро, в оперении которой сочетаются цвета кубинского флага.

Здесь же бережно сохраняют царство эндемических крокодилов, а кое-где по старинке выращивают и держат специальных петухов-забияк для петушиных боев, других экзотических для россиян животных.  

 

…В очередной раз побывав на берегах заливов Карденас и Кочинос, я еще раз с благодарностью вспомнил кубинских патриотов, которые 60 с лишним лет назад своими массовыми протестами отказали президенту Батисте в весьма доходном для него проамериканском предприятии – сооружении канала «Через Кубу». Именно их решительное «нет» проекту Фульхенсио Батисты (читай: стратегическому проекту США) позволило сохранить здешнюю красоту, биоразнообразие и привлекательность.

Ну, а кто с карибской Сьенагой-де-Сапата еще не знаком, советую там побывать. Куба для россиян была и, надеюсь, останется дружественной и гостеприимной страной.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати