Имидж Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) на нашей планете в последнее время заметно изменился. Он объективно значительно вырос. Однако ведущие государства Запада через крупные мировые СМИ пытаются порой всячески принизить возросшие вес и влияние этого региона в международных делах и в экономике планеты. На современной мировой сцене у многих стран ЛАКБ формируется новый облик. При этом показательно, что несмотря ни на что и на информационном поле латиноамериканские страны ныне все реже представлены в зоне негатива, а все чаще в зоне позитивных новостей.
Как полагают специалисты, суть нового образа ведущих государств региона состоит в том, что они все увереннее «представляют собой кризисоустойчивые и динамично растущие экономики, довольно платежеспособные рынки». На ряде направлений ведущие государства ЛАКБ «обнаруживают способность к переходу на инновационный путь развития».
Латинская Америка все больше и больше демонстрирует миру свою уникальность и растущее единство государств, связанных исторической судьбой и общностью языка, а также стремлением к общему будущему. Достаточно напомнить о создании и укреплении такой региональной организации политического и экономического сотрудничества, как Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), которая призвана решать проблемы региона «в собственном кругу». В ней состоит Куба, но не представлены ни США, ни Канада.
Страны ЛАКБ все боле привлекательны для России, как и Россия для них. Огромный ресурсный потенциал нашей страны широко известен. Впечатляет также и совокупный экономический и человеческий потенциал латиноамериканского региона. Это – «600 миллионов жителей и соответствующий потребительский рынок, свыше 6 триллионов долларов ВВП». Государства ЛАКБ занимают 15% суши Земли, на них приходится более 30% общемировых запасов пресной воды – стратегического ресурса будущего. Регион обладает почти 20% разведанных нефтяных запасов планеты, производит 47% меди, 41% серебра, 27% бокситов, 25% олова, 22% цинка. Бразилия является мировым монополистов по выработке ниобия. Страны ЛАКБ производят около 10% всех зерновых, 52% сои, более 30% мяса говядины и 24% птицы. И этот перечень далеко не полный.
Россию привлекают и возможности, и рынки Латинской Америки.
У наших стран и народов много общих целей и схожих взглядов на историю, на современность и на будущее развития планеты. У Москвы и ведущих государств ЛАКБ совпадающие подходы и отношение к международному праву и его главенству в мировой политике, к принципам суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела, неприменению силы или угрозе силой, к правам дипломатического признания и убежища, обширному инструментарию мирного разрешения споров, к безъядерной зоне и «зоне мира», реальному ограничению и сокращению вооружений, институтам морского права и т.д.
Каковы же основные, наиболее целесообразные ориентиры для Москвы в этом регионе? И какие действия могла бы предпринять Россия для более тесного и взаимовыгодного сближения со странами Латинской Америки и Карибского бассейна? Об этом рассказывает директор ИЛА РАН, член-корреспондент РАН Владимир Михайлович Давыдов.
- Очень важно, что отношения России с латиноамериканскими партнерами выведены на высокий государственный уровень. В практику последних лет вошел периодический обмен визитами, во время которых принимаются решения по ключевым вопросам двустороннего взаимодействия и по широкому кругу актуальных международных проблем. При этом вторая часть переговорной повестки становится все более содержательной, к ней латиноамериканские партнеры проявляют все больший интерес.
Нашей дипломатии и бизнесу удалось сделать многое для продвижения России в ЛАКБ и развитии в регионе торгово-экономических партнерских связей. Объем нашей взаимной торговли со всеми странами ЛАКБ достигает 16 миллиардов долларов. Однако мы существенно отстаем от ряда новых внерегиональных партнеров стран региона, прежде всего Китая, Южной Кореи и Индии.
- Владимир Михайлович, как на ваш взгляд, в ближайшее время будут строиться (или должны строиться) наши торгово-экономические связи с ЛАКБ?
- Прежде всего, нам надо понять, что перспектива нашей работы в регионе связана с адекватным сочетанием действий в двустороннем и многостороннем формате. При этом, как представляется, результаты торгово-экономического сотрудничества в основном будут определяться как функция поступательного развития самой российской экономики, реального состояния ее конкурентоспособности. Вообще, нам уже не приходится оправдывать свои трудности на рынках ЛАКБ «противодействием империалистов». России, нашим корпорациям следует научиться работать на равных с широким кругом прямых и косвенных конкурентов. Мы должны также учитывать и новую роль Бразилии, которая стала центром экономического и политического притяжения в регионе. В Западном полушарии эта гигантская страна, пожалуй, остается единственной величиной, способной противостоять Соединенным Штатам, и тот уже прагматически вынужден считаться с Бразилией.
Нашим предприятиям в новых условиях необходимы новые механизмы сотрудничества, новые комбинации и альянсы. На мой взгляд, прошло время, когда можно было довольствоваться обычными торговыми сделками. Торговля должна подкрепляться переплетением интересов с нашими латиноамериканскими партнерами. Не исключено, что интересы дела могут потребовать кооперации не только с латиноамериканскими партнерами, но и с фигурантами другого географического происхождения для удачного сочетания конкурентоспособных преимуществ разных сторон.
- Не могли бы вы назвать наиболее реальные и перспективные сферы взаимодействия российских компаний с латиноамериканскими? Тем более, что вы уже выступали с предложениями в одном из своих недавних докладов…
- Безусловно, одно из перспективных решений задачи модернизации наших связей с ЛАКБ – это расширение системы научно-технических связей, более активное взаимодействие в области инноваций и современных технологий. И я не устаю повторять, что это направление содержит в себе большой мультипликативный эффект, способствуя развитию смежных отраслей, созданию новых производств в ключевых секторах экономики и увеличению занятости. Речь может идти и о масштабных бизнес-проектах, реализация которых приведет к росту взаимных товаропотоков, интенсификации инвестиционного и производственного сотрудничества. Специфика сотрудничества будет определяться самим характером того или иного направления.
- Давайте, Владимир Михайлович, пройдемся по наиболее перспективным областям?
- Давайте. В топливно-сырьевом комплексе, например, имеют серьезную перспективу взаимодействие и передача технологий, ориентированных на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов минерального и органического сырья, повышения уровня его извлекаемости и разработки, а также создание высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.
В энергетике инновационная политика может концентрироваться на создании и использовании парогазовых установок для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых блоков с применением новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе; разработка эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии – биоэнергетики, солнечной энергии.
В металлургии особую актуальность приобретают создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.
В химической и нефтехимической промышленности серьезный интерес могут вызвать материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов новых поколений технологии производства экологически чистых удобрений, ресурсосберегающие малотоннажные химические пролизводства на базе автоматизированных систем.
В области машиностроения в ряде случаев может быть востребован российский опыт в технологическом перевооружении отдельных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления продукции, применения методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций.
Транспортный комплекс. Здесь технологическое сотрудничество может развиваться в обновлении железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, дорожных машин и оборудования.
Аэрокосмическая сфера предполагает перспективу запуска искусственных спутников, использования навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, предназначенной для оперативного навигационного обеспечения неограниченного числа потребителей наземного, морского, воздушного и космического базирования.
В агропромышленном комплексе немалый эффект может быть получен от сотрудничества в семеноводстве, племенном деле, в птицеводстве и животноводстве от совместных исследований в биотехнологиях растениеводства и животноводства. Следует обратить внимание на борьбу с эрозией почв, восстановлением лесов. Производство комплектующих изделий, сборка и техобслуживание сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.
- А если еще конкретнее, по ключевым странам?
- Еще конкретнее? Хорошо. Например, факторы, благоприятствующие российскому партнерству с Латинской Америкой, могут оказать влияние на развитие отношений с Бразилией, которая входит в десятку экономических гигантов планеты, занимая передовые позиции по выпуску продукции машиностроения, стали, самолетов, тракторов, морских судов, автомобилей и т.д. Бразилия успешно работает в авиастроении, и эта сфера могла бы стать предметом нашего плодотворного сотрудничества. С Мексикой возможно особенно успешное взаимодействие в области газовой и горнодобывающей промышленности, энергетики и транспорта, в аэрокосмической сфере. С Аргентиной – мирное использование атомной энергии, в области использования той же системы ГЛОНАСС, в сооружении и модернизации ГЭС и ГРЭС, в области железнодорожного транспорта, в геологических исследованиях месторождений углеводородов и твердых полезных ископаемых на аргентинской территории, а также в сфере лесного хозяйства, в исследовании Антарктиды. Имеются прекрасные возможности для укрепления и развития связей с Венесуэлой, Колумбией, Перу, Чили. Именно эти страны и определяют сегодня экономическое лицо региона.
Хорошие перспективы сохраняются и в сфере военно-технического взаимодействия.
Кроме того, на мой взгляд, возможно заключение соглашения между правительством России и Межамериканским банком развития о создании совместного трастового фонда развития науки и технологий с такими целями, как финансирование операций по передаче российских технологий, их практического внедрения и использования в промышленности стран региона, для укрепления в латиноамериканских странах собственной научно технической базы, для совершенствования системы подготовки научных кадров и технических специалистов в процессе совместных исследований или организации учебных программ в России или в странах ЛАКБ…
- Владимир Михайлович, насколько я знаю, вы всегда ратовали за сопровождение торгово-экономических связей России с нашими латиноамериканскими партнерами активными контактами с ними в гуманитарной, культурной, научно-образовательной областях. Что вы думаете о перспективах в этих сферах?
- Сегодня представляется важным наращивать и всячески развивать сотрудничество и обмен опытом с латиноамериканцами в области культурной политики с учетом сходства проблем, возникающих в мультикультурных обществах в эпоху глобализации. Речь идет о поисках адекватных форм взаимодействия культур в контексте противостояния двух векторов современного развития – тенденция к глобализации, с одной стороны, и стремление к сохранению и укреплению национальной и локальной идентичности, с другой. Подобное взаимодействие может оказаться полезным и в решении столь острой проблемы, как проблема существования и развития «малых народов» и их культур в полиэтническом социуме.
Среди тех мер и форм сотрудничества, которые целесообразно использовать на культурной ниве в отношениях со странами Латиноамерики, следует обратить внимание на проведение на регулярной основе «перекрестных годов» российской культуры и культур ведущих стран региона (встречи деятелей культуры, обмен выставками, кинофильмами, музыкальными коллективам, театральными спектаклями), опираясь на позитивный опыт недавнего осуществления подобных мероприятий совместно с Испанией, Италией и Германией.
Кроме того, было бы целесообразно проводить форумы в жанре межцивилизационного диалога с участием представителей научных и экспертных кругов с целью обогащения концептуальной основы оптимальных практических решений в области культурного обмена и гуманитарного сотрудничества в целом.
Нам представляется, что нужно продолжать расширение сети центров российской культуры в странах ЛАКБ и соответствующих центров культуры стран региона у нас в России. Полагаю, что нашей стране было бы только на пользу поощрение деятельности российских научных и образовательных центров, изучающих и пропагандирующих культуры стран ЛАКБ, возможно, с привлечением бизнес-сообщества.
Особое значение, конечно, имеет сотрудничество в области образования, прежде всего на уровне высшей школы. К сожалению, мы растеряли здесь многие конкурентные преимущества. Условия жизни и обучения иностранных студентов во многих наших вузах невозможно считать приемлемым. Министерству науки и образования нашей страны необходимо пересмотреть порядок работы и финансирования в этой области, возможно, если иного не дано, по принципу «лучше меньше, да лучше». Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что интересы России и расширяющаяся практика сотрудничества с ЛАКБ потребуют в перспективе существенного увеличения притока латиноамериканских студентов и диверсификации их по профессиональной специализации, включая вузы так называемого «силового блока».
…Более глубокая интеграция России в мировую экономику, в систему международных отношений предполагает и более активное освоение нами латиноамериканского направления. Подробнее на эту тему я высказался в своей брошюре «Латино-Карибская Америка в современном контексте и ориентиры РФ в отношениях со странами региона», которая небольшим тиражом была издана нашим ИЛА РАН. Можно с уверенностью говорить о том, что для нашего успешного взаимодействии со странами ЛАКБ существуют достаточно благоприятные предпосылки.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs