На страницах журнала «Международная жизнь» вот уже который месяц продолжается обсуждение новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации. Высказаны мнения авторитетных экспертов по различным аспектам ее содержания и стратегическим принципам, пристально рассмотрены важнейшие векторы внешнеполитической деятельности России.
Возможно, к концу дискуссии настало время напомнить и о том, что при формулировании в предыдущие годы системы взглядов нашего государства на глобальные проблемы и методы их решения в качестве одного из приоритетов было обозначено информационное измерение внешней политики.
За истекший период справедливость такого акцента подтвердилась. Более того, руководством страны признано: успехов в информационно-пропагандистском сопровождении нашей внешнеполитической и дипломатической деятельности, в формировании правдивого образа России за рубежом у нас немного; на информационном поле нас часто переигрывают1. Проблема охарактеризована как многоплановая и серьезная. Поставлена задача совершенствовать информационное сопровождение внешней политики2. И хотя по целому ряду составляющих «мягкой силы» Россия выглядит весьма неплохо, МИД придает большое значение работе по их укреплению3.
В экспертных кругах сложилось аналогичное понимание. Многолетний (недавно ушедший с этого поста) председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике С.А.Караганов утверждает, что в сегодняшнем мире, «где идеи, образы играют большую роль, чем когда бы то ни было», во избежание проигрыша в международной конкуренции нужно применять современные пропагандистские инструменты4.
Между тем массовое и глобальное распространение в последнее время новейших продуктов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) заставляет по-новому взглянуть на внешнеполитический и пропагандистский инструментарий. По меткому выражению посла России в Великобритании А.В.Яковенко, иногда создается впечатление, будто поле приложения дипломатии переместилось с международных заседаний в «прокуренных кабинетах» на сенсорные экраны, и, хотя старые добрые приватные беседы между дипломатами никуда не делись (и вряд ли денутся), онлайн-дипломатия действительно приобретает огромную популярность5.
Руководитель Россотрудничества К.И.Косачев, резонно ссылаясь на мощный информационно-пропагандистский фон, генерируемый мировыми СМИ, и мобилизационно-организационные функции, которые все чаще берет на себя социальный сегмент Интернета, приходит к важному выводу. Поскольку Интернет превратился в отдельную площадку широкого, в том числе международного, непосредственного и безбарьерного диалога, необходимо научиться работать с использованием новых средств и с новыми аудиториями. Следовательно, в российской политике «мягкой силы» пришло время для новых подходов и иных навыков6.
В этой связи было бы, на наш взгляд, логично дополнить соответствующий раздел обсуждаемой концепции упоминанием о том, что при реализации внешней политики необходимо активно применять потенциал современных информационно-коммуникационных технологий.
Отметим, что первые (и, как представляется, вполне уверенные) шаги на этом пути МИД России уже делает. Растущей популярностью пользуются открытые в июне 2011 года наши официальные аккаунты на сервисе микроблогов «Twitter» (более 54 тыс. подписчиков у русскоязычной и около 12 тыс. - у англоязычной версии). Активно подключаются к этой новой форме донесения информации до общественности российские загранучреждения (ими зарегистрировано около 50 учетных записей). Микроблог российского посольства в Лондоне уступает по числу читателей лишь представительствам США и Израиля, которые гораздо раньше начали заниматься активным продвижением этого нового инструмента международной политики7.
С августа 2011 года действует договоренность МИД России с ОАО «Мобильные ТелеСистемы» о направлении абонентам компании, выезжающим за рубеж и пользующимся услугой роуминга, SMS-сообщений с контактной информацией дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в стране пребывания. Предупреждающие SMS, содержащие телефоны горячих линий российских загранучреждений и другую необходимую туристам информацию, рассылались во время беспорядков в Египте, общественных волнений и забастовки авиадиспетчеров в Великобритании, наводнений в Таиланде, похищений людей в Кении и других экстренных случаях. Только за один год действия этой программы россиянам направлено более 500 тыс. подобных SMS-сообщений8. Одновременно данные о количестве абонентов, зарегистрированных в сети зарубежного партнера МТС в зоне чрезвычайной ситуации, передавались МИД России для планирования и проведения в случае необходимости мероприятий по защите интересов и обеспечению безопасности российских граждан, находящихся за рубежом.
В июне 2012 года запущен канал Министерства иностранных дел России в видеохостинге «YouTube» (за относительно короткий период с начала работы на него подписалось 435 пользователей, видеофрагменты выступлений руководящих сотрудников МИД просмотрены более 80 тыс. раз)*. (*Для сравнения, аналогичные каналы дипломатических ведомств Франции и Германии насчитывают сейчас соответственно 614 и 50 подписчиков. )
В завершающую стадию вступила подготовка к вводу в эксплуатацию модернизированной версии интернет-портала министерства. Востребованность нашего представительства в глобальной информационной Сети подтверждается статистикой. Ежегодно фиксируются свыше 8 млн. просмотров страниц сайта. Причем очевидно прогрессирующее увеличение интереса к контенту. Если за весь 1999 год на нашем сайте просмотрено 91 280 страниц, то только в мае 2012 года - 794 121, или в 8,7 раза больше. И это не рекорд - в марте 2011 года количество просмотров страниц приблизилось к миллиону! Число сообщений, размещенных на «Единой новостной ленте» - по сути, агрегированном информационном канале МИД России, - увеличилось с 102 в 1995 году до 2288 в 2011 году (то есть выросло более чем в 22 раза). Полагаем, что с такой популярностью, при условии соответствующей поддержки, интернет-сайт МИД России мог бы в перспективе послужить базой для создания мощного общероссийского интер-активного портала по проблематике международной политики.
Все большее внимание цифровым технологиям уделяется в учебных программах подведомственных образовательных учреждений системы МИД России. На факультете международных экономических отношений МГИМО-Университета открыта новая специальность «Информационные технологии в международном бизнесе». На факультете повышения квалификации Дипломатической академии запланирован курс «Основы работы в социальных сетях».
В целом феномен задействования электронных СМИ и Интернета во внешнеполитических целях объективно становится предметом отдельной дискуссии, заслуживает глубокого специального исследования и требует от дипломатов специфической практической деятельности. Это подтверждается появлением научных публикаций9, проведением ряда представительных конференций*, (*Так, в октябре 2011 г. в Париже прошла конференция «Инновации и цифровая дипломатия
в XXI веке»; в июне 2012 г. МИД Италии инициировал проведение в Риме форума «Дипломатия в эпоху «Твиттера»; на XX заседании Совета по внешней и оборонной политике объявлено о планах по организации в Москве международной конференции на тему «Медиа во внешней политике: участник или инструмент».) формированием специализированных «команд» в недрах дипломатических ведомств ведущих государств мира10.
Поскольку в рамках журнальной публикации всеобъемлющее освещение затронутого многозначного явления сегодняшней общественной жизни вряд ли возможно, виделось бы полезным высказать мнение по его понятийному аппарату и основному содержанию (применительно к российским реалиям и внешнеполитическим интересам).
В частности, сегодня параллельно существуют несколько выражений, используемых для обозначения способа оказания влияния на зарубежное общество при помощи ИКТ: цифровая дипломатия (digital diplomacy), интернет-дипломатия (Internet diplomacy), электронная дипломатия (eDiplomacy), дипломатия электронных СМИ (digital media diplomacy), дипломатия социальных сетей (social media diplomacy), Твиттер-дипломатия (Twitter diplomacy), или Твипломатия (Twiplomacy), публичная дипломатия Веб 2.0. (public diplomacy Web 2.0.), киберпарадипломатия (cyberparadiplomacy) и др.
В качестве формулировки для устойчивого оборота в русскоязычных научных и профессиональных дебатах предлагается следующая: инновационная дипломатия, которую можно определить как инструмент внешней политики России для воздействия на общественное мнение с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Думается, подобное определение позволяет при рассмотрении объекта исследования избежать искусственной узости (например, термин «Твиттер-дипломатия» может трактоваться как имеющий отношение исключительно к методу использования микроблогов). Он несет в себе некий «запас прочности» на будущее (при нынешнем ускоренном развитии технологий сложно предположить, какие устройства в перспективе появятся в распоряжении дипломатов и на каких принципах они будут действовать) и вполне вписывается в современный российский политический лексикон. Кроме того, понятие «инновационная дипломатия» выглядит перспективным для использования с точки зрения его сопоставления с традиционной, классической дипломатией.
К первоочередным задачам инновационной дипломатии могли бы быть отнесены:
- взаимодействие с общественностью - налаживание и поддержание широких контактов путем определения целевых аудиторий через онлайн-пространство и другими современными способами (сайты, аккаунты в соцсетях, блоги, SMS-информирование и т. п.);
- управление знаниями - аккумулирование лучших знаний и опыта, их оптимальное распространение (использование внешних и внутренних экспертных ресурсов, включая краудсорсинг, создание дипломатической электронной энциклопедии и внутрикорпоративной социальной сети, организация веб-семинаров «по интересам» и др.);
- управление информацией - отслеживание международных информационных потоков с целью «раннего предупреждения» возникающих социальных и политических тенденций, а также для свое-
временного реагирования на чрезвычайные ситуации с российскими гражданами (в том числе с применением систем автоматизированного мониторинга);
- поддержка координации - обеспечение планирования, сопровождения и контроля за внешними связями субъектов Федерации, федеральных органов исполнительной власти и крупных хозяйствующих структур.
Их эффективному решению поможет следование таким принципам, как опережающее освоение технологических новшеств; комплексный подход к обеспечению информационной безопасности; персонификация доступа пользователей; непрерывное обучение, включая дистанционные формы; обновление корпоративной технологической инфраструктуры.
Безусловно, внедрение элементов инновационной дипломатии, происходящее ныне в режиме обозначения «точек роста», должно происходить системно, планово, масштабно и подкрепляться необходимыми финансовыми и кадровыми ресурсами. Уместно вспомнить, что созданная около десятилетия назад в Госдепартаменте США система «цифровой дипломатии» объединяет 150 сотрудников в Вашингтоне (в 25 «узлах»-звеньях) и 900 человек в загранучреждениях11.
При формировании Программы инновационной дипломатии (она могла бы со временем войти составной частью в одну из государственных программ - «Информационное общество (2011-2020 г.)» или «Внешнеполитическая деятельность») важно непосредственно применить закладываемые в нее модернизационные подходы, в частности организовать широкое обсуждение ее положений с целью сбора «рационализаторских предложений» от гражданского общества и профессионального сообщества.
В качестве конкретного взноса в «банк идей» Программы инновационной дипломатии представляется разумным предложить изучить возможности разработки и создания цифровых фотовитрин для РЗУ (на базе LED или других видеопанелей), внедрения профессиональных высококачественных систем электронного перевода на иностранные языки, обновления архитектуры и кабельного хозяйства оптоволоконной сети центрального аппарата министерства.
Как и любое неизведанное, инновации в дипломатии, несомненно, сопровождаются серьезными вызовами. Среди них - технологическая монополия отдельных стран в интернет-среде и их намерение использовать Сеть в собственных интересах, традиционная приверженность дипломатов к консерватизму, опасность бюрократизации процесса, вынужденная необходимость оптимизировать уже распределенные и не безразмерные ресурсы и др. И, конечно, следует помнить высказанную академиком В.А.Легасовым мысль: на сегодняшнем этапе развития цивилизации на первый план выдвигаются не просто задачи создания новой или тиражирования старой техники, не вопросы «что и сколько?», а вопросы «как, зачем, с какими рисками?»12.
Итак, трудности российским дипломатам-инноваторам гарантированы. Однако преимущества от использования современных информационно-коммуникационных технологий слишком грандиозны и общераспространенны, чтобы позволить себе роскошь ими пренебрегать.
1Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. 27 фев.
2Там же; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».
3Лавров С.В. Интервью газете «Коммерсант», опубликованное 3 октября 2012 г. // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/43322DCFE93D88EA44257A8C0024041F
4Караганов С.А. Россия в мире идей и образов // Российская газета - Федеральный выпуск №5881 (208). 2012. 11 сент.
5http://www.telegraph.co.uk/sponsored/russianow/technology/9548238/digital-media-diplomacy.html
6Косачев К.И. Россотрудничество как инструмент «мягкой силы» // Федеральный справочник. Информационно-аналитический сборник. 2012. Т. 26.
7http://www.telegraph.co.uk/sponsored/russianow/technology/9548238/digital-media-diplomacy.html
8http://www.company.mts.ru/comp/press-centre/press_release/2012-07-31-1745342/
9См., например: Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2011. №3. С. 109-122; Смирнов А.И., Кохтюлина И.Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: Вызовы и возможности для России. М.: ВНИИгеосистем, 2012; Hanson F. Revolution@State: The spread of eDiplomacy // Lowy Institute for International Policy. Analysis. 2012. March.
10См.: http://www.state.gov/m/irm/ediplomacy/; http://www.fcoservices.gov.uk/eng/; http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/services-et-formulaires/; http://www.fmprc.gov.cn/eng/; http://www.mofa.go.jp/about/hq/org.html; http://www.itamaraty.gov.br/o-ministerio/conheca-o-ministerio/organograma/; http://www.mea.gov.in/divisions.htm; http://www.dfa.gov.za/department/dfa-officials.pdf
11Hanson F. Op. cit.
12Цит. по: Меньшиков В.В., Голубчиков С.Н. Серо-зеленая планета // Независимая газета. 2012. 14 марта // http://www.ng.ru/science/2012-03-14/14_planet.html