Мне хотелось бы прежде всего поблагодарить Президента России г-на Путина за приглашение посетить вашу страну и уважаемого главного редактора журнала «Международная жизнь» за предоставленную возможность рассказать об Ираке и его внешней политике, о пути, которым пришлось пройти нашему государству, а также о тех вызовах, с которыми оно сегодня сталкивается. Не сомневаюсь, что тот непростой период, который переживает сейчас весь мир, отложил свой отпечаток и на ситуацию в Ираке. Рад выступить перед вами, уважаемые господа дипломаты и журналисты.

Дамы и господа! Вы знаете, где расположен Ирак, вы знаете его историю. Это страна великих цивилизаций, живущая по законам шариата. Ирак унаследовал древнюю культуру и историю месопотамской цивилизации. Наша страна всегда играла большую роль в истории человечества, когда-то поделившись с остальным миром многими своими достижениями, которыми люди пользуются и сегодня. Ирак богат своей историей, обладает большим человеческим потенциалом и широкими экономическими возможностями. Мы также имеем огромные запасы нефти и газа. Все эти факторы должны сыграть позитивную роль в процессе развития самого Ирака и его взаимодействия с другими странами мира.

Сегодня мы живем в новом мире. В этой связи мы будем говорить не только об Ираке, но и о современном мире в целом, пережившем две мировые и одну холодную войну. Сегодня мировая политика уже не опирается на какие-то группировки или полюса. Мы говорим сейчас о мире, основой которого являются общенациональные гражданские государства. В то же время мы - свидетели того, как те, кто обладает правом решающего голоса, предпринимают многочисленные попытки навязать свои условия отдельным государствам. Но так или иначе, мы вступаем в этот новый мир, который должен опираться на справедливость и обеспечивать свободу людям. Мы должны стремиться к построению мира, в котором не будет угнетения, где государства будут жить в системе новых отношений. Во избежание повторения ошибок должны быть учтены уроки истории для ранее угнетающих и угнетенных государств. Мы с надеждой следим за рождающимся новым миром. Любое государство должно заботиться о своих гражданах. Государства должны обмениваться накопленным ими опытом в области науки и культуры и оказывать друг другу поддержку.

Сегодня поговорим с вами о новом Ираке во всех смыслах этого слова. Наша внешняя политика опирается на два фактора: на ситуацию в мире и регионе, а также на то положение дел, которое имеет место в самом Ираке. Постараюсь быть кратким в изложении сути внешней политики Ирака.

Новый Ирак возник на обломках того Ирака, от которого устали сами иракцы и представители других наций. Иракцы устали от режима, который основывался на провоцировании войн, на заговорах, убийствах и межконфессиональной розни. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы построить обновленный Ирак, который сможет справедливо использовать свои ресурсы и будет способен восстановить разрушенную ранее мощную инфраструктуру. Мы отказываемся от проводимой ранее политики провоцирования проблем, свойственной многим государствам в нашем регионе. Это была политика, которая вела к вмешательству одних государств в дела других, когда одни народы восставали против других. Таковой была политика прежнего режима - вмешательство в дела соседей, что влекло за собой вмешательство соседей в дела Ирака. От такой политики всегда страдал простой народ.

Общенациональное гражданское государство, безусловно, должно быть основано на демократических принципах. Предшествующий период истории Ирака был ознаменован подавлением демократии. В тот период получение определенных благ зависело от принадлежности гражданина к той или иной религии или общине, что, конечно, никак не вписывалось в представление о демократическом государстве, в котором главным является принадлежность гражданина к своему общенациональному государству, а не к определенной конфессиональной или национальной группе. Закончился этот мрачный период в истории Ирака.

Вы знаете, что огромные иностранные вооруженные силы - примерно 160 тыс. человек - вошли в нашу страну, затем ее поглотила гражданская война. Когда вооруженные силы были выведены, Ирак захлестнула межнациональная и межобщинная рознь. Иракцы всегда мирно жили друг с другом, но, к сожалению, и в нашу страну извне проникли идеи межконфессиональной розни. Все эти факторы учли те, кто хотел спровоцировать и развязать затяжную гражданскую войну в нашей стране. Не приходится сомневаться в том, что все это препятствовало возможностям иракского народа развиваться на справедливой основе, использовать свои ресурсы и огромный потенциал. Мы не могли позволить иностранным компаниям начать разрабатывать ресурсы, потому что не имели возможности обеспечить им безопасность, которая является основой развития и стабильности. Гражданская война в Ираке продолжалась не без участия иностранных сил, которые финансировали терроризм внутри нашей страны.

Как известно, у терроризма нет границ, поэтому террористы стали проникать в нашу страну и под лозунгами религиозного и общинного терроризма начали разжигать опасные тенденции раскола в ней. Мир должен восстать в едином порыве против терроризма. Необходимо предпринять максимум усилий, чтобы установить диалог между цивилизациями и представителями разных политических мнений. Он должен быть направлен против межконфессиональной, межобщинной и межнациональной розни. Поэтому когда мы затрагиваем тему политики нового Ирака, то обязательно должны учитывать и отмечать именно эти факторы.

Иракский народ в целом и политические партии в частности накопили горький опыт, и сейчас все в нашей стране выступают за прекращение межконфессиональной розни, которая является источником для провокаций «Аль-Каиды» и других террористических организаций. Деятельность террористов еще не удалось окончательно подавить даже после того, как мы уничтожили многих представителей террористических группировок. Об этом свидетельствуют последние события. Террористы препятствуют стремлениям народов избавиться от диктаторских и тоталитарных режимов, а также мешают победить дискриминацию.

Наш народ много пережил. Как известно, тот, кто многое пережил, прекрасно понимает страдания других. Для построения нового мира нужны новые механизмы, необходимо использовать предоставляющиеся возможности. Неустанно надо преодолевать раскол, радикализм и экстремизм и в поступках, и в мыслях людей. К сожалению, в нашем регионе действует «Аль-Каида», большая и опасная сила, которая вновь поднимает свои знамена. Но Ирак, несмотря на все вызовы, с которыми он сталкивается на своих границах, твердо стоит на пути сопротивления «Аль-Каиде» и терроризму в целом.

Мы понимаем, что сможем выжить, только  построив единое государство, единое гражданское общество, свободное от межконфессионализма, экстремизма и терроризма, поэтому, для того чтобы сохранить себя и свое единство, мы боремся с этими силами и теми разрушительными идеями, которые проникают через границы. Эта проблема носит глобальный характер, так как повсеместно наблюдается подъем различных конфессиональных и религиозных сил экстремистского толка. Мы сумели создать новые структуры, но, конечно, нам предстоит сделать еще очень многое. Мы смогли извлечь пользу из всех наших страданий, из нашего опыта, и даже наши братья в дружественных странах стали обращаться к нам за советом по поводу многих проблем, связанных с разработкой Конституции, борьбой против терроризма, в частности против «Аль-Каиды».

В свете всего этого мы стремимся к строительству гражданского общества, к новому справедливому миропорядку, где мы не противостояли бы друг другу и не стремились бы использовать богатство друг друга. Поэтому внешняя политика Ирака опирается на многие прежние принципы и основы, от которых бы мы не хотели отказываться. Прежде всего наша внешняя политика направлена на то, чтобы найти общие точки соприкосновения с другими государствами. В настоящее время мы хотим прийти к полному согласию по ряду вопросов со многими странами, стремимся к объединению, а не к разъединению. Доказательство тому - проводимая нами политика «открытых дверей». Сегодняшний Ирак стремится к установлению позитивных отношений со всеми странами мира.

Мы смогли быть нейтральными и строить отношения даже с теми странами, с которыми в значительной степени не согласны. Ведем политику восстановления страны, отвергая политику блоков, поскольку учитываем пережитый опыт. Стремимся к дружбе и взаимопониманию со всеми, но в то же время стараемся устанавливать взаимоотношения с государствами и сторонами, прежде всего исходя из интересов нашей страны, а не из интересов какой-либо другой державы. Интересы Ирака, как мы считаем, заключаются в том, чтобы выйти из чрезвычайного положения, будь то условия диктатуры или анархии, когда терроризм поднял голову. Вот какую внешнюю политику мы проводим в настоящее время. Говоря о пограничном аспекте, хочется отметить, что Ирак стремится к установлению добрососедских отношений со всеми граничащими странами.

Касаясь сирийского вопроса, хочу отметить, что мы поддерживаем сирийский народ в его борьбе за свободу и демократию, но в то же время придерживаемся своей позиции по этому вопросу. Стремимся к тому, чтобы прекратить конфликт в Сирии, используя опыт международных организаций. Нужно сказать, у нас есть некий опыт в этой области. Мы, безусловно, поддерживаем контакты со многими сторонами, которые участвуют в сирийском конфликте. Но в то же время понимаем, что главное - это интересы нашего братского сирийского народа. С уважением относимся к тем, кто расходится во мнениях с нами в вопросах внешней политики, но отвергаем навязанную нам политику, вмешательство в наши внутренние дела. К сожалению, такое явление существует во всем мире, и с особой остротой мы ощущаем это на себе. Не хотим, чтобы какой-нибудь другой народ, другое государство говорили от нашего имени. Выступаем против тех, кто хочет подчинить себе и сломить волю других. Отвергаем тот факт, что сами вмешиваемся в чужие дела, мы этого совершенно не хотим. Признавая те разногласия, которые имеются с региональными и мировыми государствами, мы, безусловно, против всяческого вмешательства в наши дела и в дела какого-либо другого государства. Все, что происходит в нашем регионе, - это представительские войны, которые развязывают внешние силы.

Наша политика нацелена на то, чтобы Ирак стал переходным мостом, связующим звеном между странами на самых разных уровнях, в том числе и на уровне транспортного сообщения. Мы готовы позитивно сотрудничать с любой страной, которая, в свою очередь, хочет сотрудничать с нами на справедливой основе. Если мы видим дружеское проявление какого-либо государства, то готовы с ним сотрудничать, как бы далеко от нас оно ни находилось, при условии, что оно отказывается от вмешательства в наши дела и дела наших соседей. Считаем, что интересы Ирака не могут заключаться в том, чтобы его богатства оставались внутри страны, ведь это всемирные богатства. Нам надо извлекать из этого пользу. Не желая, чтобы нефть и газ служили основой для разногласий, хотим сотрудничать в этой сфере в гармоничном единстве с любой страной.

Что касается внутренней политики, которая является основой нашей внешней политики, ведем курс на строительство гражданского общества, выступаем против общинной розни и за изъятие оружия у граждан, но в то же время стремимся к обеспечению прав и свобод во всех сферах гражданской жизни. Мы хотим создать такую иракскую армию, которая была бы способна защищать нашу страну, а не вмешиваться в дела других стран. С помощью наших вооруженных сил нам необходимо защищать богатства нашей страны, но мы не хотим, чтобы наша страна и армия использовали бы оружие так, как это происходило во времена прежнего режима.

В ходе визита в Россию вели переговоры на уровне Министерства промышленности и торговли и других министерств. Цели, которые мы перед собой ставили, достигнуты. Российско-иракские отношения будут позитивно развиваться. Мы пригласили российские компании принять участие в инвестировании иракской экономики для установления прочных и всесторонних отношений с российскими компаниями. К сожалению, эти взаимоотношения пришли к некой стагнации, и хотелось бы, чтобы наши экономические отношения с Россией более активно развивались. Некоторые российские компании работают на территории Ирака, но хочется, чтобы их становилось все больше и больше. Таким образом, наш визит не измеряется рамками только одного параметра, он многосторонен. Мы нацелены на установление и упрочение прекрасных отношений с Российской Федерацией, и, безусловно, этот визит - важный шаг к тому, чтобы эти отношения носили позитивный характер.

Ирак является великим хранилищем всевозможных природных богатств, прежде всего нефти и газа. Хотели бы использовать эти богатства и другие полезные ископаемые для восстановления нашей страны и ее экономики. Считаю, что Российская Федерация может стать нашим близким партнером в деле справедливой эксплуатации этих природных богатств, оказать помощь в восстановлении инфраструктуры в нашей экономике и в области электроэнергетики, а также других сфер народного хозяйства.

Действительно, многие государства сумели добиться значительных успехов на хозяйственном поприще благодаря стабильности во внутренней политике. В связи с этим хотели бы использовать этот опыт и пригласили наших российских братьев принять в этом участие. Полагаем, что роль России в этой сфере возрастет. К сожалению, в прошлом мы сократили сотрудничество с Россией в силу целого ряда причин: вмешательства иностранных сил, гражданской войны и межобщинной розни и т. д. Сегодня открываются новые возможности, происходит обмен на уровне делегаций, и мы готовы принимать еще большее их число. Россия всегда была одним из самых близких друзей Ирака. Есть мнение, что если Ирак развивает отношения с одной страной, то это происходит за счет какой-то другой страны. Нет, это не так. Ради интересов Ирака стремимся к равноправному и равноценному сотрудничеству, к тому, чтобы наша страна развивалась. Таков новый Ирак. Мы приехали в Россию с целью развития партнерства. Всю волю, все поступки, деяния направляем на то, чтобы выполнить поставленные  цели, развивая наши отношения с Россией.

Отмечу еще одну особенность, которая должна быть присуща нашим отношениям. Несмотря на разногласия, которые существуют между некоторыми государствами, не хотелось бы, чтобы противоречия между ними каким-то образом отражались на нашем сотрудничестве с тем или иным государством. Россия имеет долгую историю развития отношений с Ираком, и надеюсь, что мы установим прочные отношения с российскими компаниями в самых разных отраслях. Некоторые связывают наш визит просто с закупкой оружия. Должен сказать, что это не так. У нас самые разные цели, и закупка оружия занимает среди них далеко не первостепенное место. Но, конечно, мы нуждаемся в поддержке России и в военной, и в оборонной областях. Ирак должен обладать оружием, с помощью которого он сможет защитить себя, бороться против терроризма. Нам необходимо современное оружие, которое может быть использовано для борьбы против терроризма в долинах, горах, пустынях, в любых условиях. Готовы сотрудничать со всеми государствами, которые борются с «Аль-Каидой», - такова наша воля, таковы наши желания, таковы наши устремления. И с этим мы приехали к вам, в вашу дружественную страну, и надеемся, что возродим наши прежние давние отношения с Россией. Еще раз благодарю вас за внимание. Ирак смотрит на Россию как на государство, с которым нас объединяют общие интересы и цели. Спасибо.

Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»: Спасибо, господин премьер-министр. В своем выступлении вы продемонстрировали многовекторность внешней политики Ирака. Это очень созвучно и российскому подходу к внешней политике. Вы рассказали об очень впечатляющих успехах вашей страны на пути перемен и демократизации. Российская история учит нас относиться к переменам с осторожностью. Они далеко не всегда однозначны по своим результатам. И когда сегодня многие политики говорят: «Мы поддерживаем силы перемен, мы поддерживаем перемены», то у россиян, естественно, возникает вопрос: «Что, все так однозначно хорошо в этих переменах?» Вот те перемены, которые происходят сейчас в арабском мире, то, что мы называем «арабской весной», все ли так однозначно? Можем ли мы с уверенностью сказать, что все те страны, в которых произошли эти перемены, пойдут путем Ирака?

Нури аль-Малики: В своем выступлении я попытался пояснить, что мы выступаем в защиту стремлений и чаяний народов, потому что наш народ очень много пережил, ведь многие режимы стремятся к подавлению воли своих народов. Перемены не должны быть спонтанными, иначе это может привести к негативным результатам. В частности, перемены вызвали рост терроризма, который угрожает целым народам. Народы имеют право требовать перемен. Но также надо прислушиваться к мнению народов, надо защищать народы от тех, кто попытается навязать им разрушительные идеи. И поэтому у нас есть определенное опасение, что иногда события начинают развиваться не так, как того хотят народы. По этой причине мы заявляем, что боремся против терроризма, экстремизма, против «Аль-Каиды», которая смогла проникнуть на нашу территорию. Хотел бы высказать свое мнение относительно всех революций, которые называют «арабской весной»: мы должны сотрудничать, чтобы всем вместе предотвратить опасные тенденции, которые могут проникнуть к нам и возродить диктаторские, тоталитарные режимы. Мы должны предотвратить подобное развитие событий.

Сергей Брилёв, заместитель директора государственного телеканала «Россия»: Скажите, пожалуйста, каково ваше отношение к сирийскому руководству? Потому что все мы, став невольными арабистами за последние десять лет, не можем не обратить внимания на то обстоятельство, что был шиитский Иран, таковым стал Ирак, где все-таки большинство - шииты и поменялся политический режим. Есть Сирия, где также руководят шииты. Возникла ось от Персидского залива до Средиземноморья, которую вроде бы сам Бог велел вам использовать. Или вы все-таки относитесь к сирийскому руководству как к бывшим баасистам? Это первый вопрос, и второй, очень короткий. А что, если американцы будут против закупки вами российского оружия? Что вы им скажете?

Нури аль-Малики: Я пояснил нашу позицию в отношении «арабской весны» и тех народов, которые восстали, чтобы решить свою судьбу. Наши отношения с руководством Сирии или каких-то других стран исходят прежде всего из того, насколько политические лидеры выражают интересы самих этих народов. Мы сейчас не поддерживаем ни руководство, ни оппозицию в Сирии, а ищем совместно с Россией и через ее посла, через контакты с г-ном Медведевым по телефону, через Лигу арабских государств возможный выход из этой тяжелой ситуации. Руководствуемся решением Лиги арабских государств и Женевскими договоренностями о том, что сирийский кризис должен быть решен мирным путем. Будем выступать за все попытки решить проблему мирным путем. Однако вставать на сторону правительства против народа мы не собираемся. У нас были расхождения в позициях с сирийцами. Мы боремся с террористами, исходя из наших возможностей, но есть опасность ухудшения ситуации с терроризмом в Сирии, последствия которой будут тяжелыми не только для Сирии, но и для других стран.

Сирия - это не Ливия и даже не Египет. Сирия граничит с Израилем, Ливаном, Турцией и Ираном. Если там будет продолжаться кровопролитная война, то это, естественно, отразится на всем регионе. Если будет продолжаться сирийский кризис и не будет найдено решение, то кризис поразит даже тех, кто сейчас далек от него. Поэтому мы стремимся развивать отношения со всеми государствами, со всеми теми, кто выступает за мирные решения, за диалог. Протягиваем руку для мирного диалога. Мы против логики свержения тех или иных режимов силой, пережив все это в Ираке. И мы, иракцы, боролись и убивали друг друга в борьбе за это государство. В своем обращении к Сирии опираемся на свой опыт. Если будет продолжаться война, то ее последствия долго не смогут быть преодолены. Мы за то, чтобы все сели за стол переговоров и вели мирный диалог. Все это обсуждалось и с российским руководством - как можно совместно способствовать тому, чтобы сирийский кризис был решен мирным путем. Сейчас ситуация в Сирии крайне сложная.

Что касается второго вопроса, будь то закупки оружия, или нефть, или политические консультации, мы по этим вопросам ни с кем не советуемся. Наша внешняя политика состоит в том, чтобы исходить из своих интересов. Но сотрудничать мы готовы со всеми. У нас хорошие отношения и с Америкой, и с Ираном. А между Америкой и Ираном, как вы знаете, существуют противоречия. Мы не хотим жить в постоянном круге конфликтов и прислушиваться к ним. Закупая оружие, исходим из тех потребностей, которые мы испытываем, и покупаем то оружие, которое нам нужно, чтобы бороться с терроризмом. Нам необходимо с помощью этого оружия справиться с гнездами терроризма и в пустыне, и в горах. Все знают, что мы проводим открытую политику и не хотим, чтобы Ирак превращался в чью-то монопольную вотчину.

Дмитрий Палащенко, студент Российской международной академии туризма: Скажите, пожалуйста, какие перспективы имеются для развития туризма в вашей стране? И какие мероприятия проводятся для обеспечения безопасности в сфере туризма? Спасибо.

Нури аль-Малики: Мы, безусловно, - страна двух великих рек, у нас находятся многочисленные памятники мирового значения, чудесные горы. Могут быть созданы условия и для религиозного туризма. По этой причине считаем, что и частный сектор, и правительство сыграют значительную роль в восстановлении наших туристических объектов. Не хотелось бы концентрироваться только на разработке ресурсов,  необходимо развивать и сельское хозяйство, ведь мы исторически сельскохозяйственная страна. Мы также очень хотим развивать туризм и, конечно, можем стать туристической Меккой, настоящим домом для туристов всего мира. Наше правительство стремится к активизации деятельности в сфере туризма. Нужно сказать, что туризм подчиняется соответствующему министерству, которое, без сомнения, использует все возможности для развития этой сферы.