Со второго полугодия 2011 года Польша займет пост председателя в ЕС. Это позволит Варшаве приступить к реализации амбициозных планов не только в экономике, но и во внешней политике. Вполне ожидаемо, что главными внешнеполитическими целями Варшавы в качестве главенствующей в ЕС державы будут отношения с восточными соседями в рамках программы «Восточное партнерство»1.
Как известно, проект был представлен в 2008 году на заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции и рассчитан на шесть постсоветских государств – Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию. Варшава заинтересована в интеграции этих государств в евроатлантические структуры (особенно Украины, Белоруссии и Молдавии, учитывая их географическую близость к Польше). Но поскольку об их членстве в ЕС речи пока быть не может, в рамках «Восточного партнерства» предлагается укрепить стратегическое сотрудничество с указанными странами, а также приступить к реализации ряда экономических проектов, которые бы благотворно сказались на экономическом состоянии стран-участниц, чьи интересы в настоящее время слишком тесно связаны с Россией.
Экономический аспект не менее важен аспекта политического, поскольку страны - восточные соседи Польши - являются беднейшим регионом Восточной Европы. Характерно, что устремления их элит к привилегированным отношениям с Брюсселем не идут в паре с экономическим ростом. Баку и Минск могут похвастаться наибольшими успехами в сфере экономики, но их евроинтеграционные устремления остаются довольно сдержанными. Богатый углеводородами Азербайджан не рассматривает Европу как основной рынок сбыта, а Белоруссия пользуется поддержкой России как альтернативного экономического партнера.
Поставленную задачу по реактивации проекта «Восточное партнерство» нельзя считать легкой. Во-первых, внимание Соединенных Штатов и Евросоюза - основных геополитических партнеров Польши - сосредоточено на событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Полякам будет непросто заставить своих союзников отвлечься от насущных политических вопросов и обратить свое внимание на проблему польско-российских отношений (а программу «Восточное партнерство» необходимо рассматривать только в данной опции). Во-вторых, Белоруссия как одно из звеньев программы «Восточное партнерство» по-прежнему стоит в жесткой оппозиции к Западу, и отношения на линии Варшава - Минск окончательно зашли в тупик. В-третьих, налицо охлаждение отношений Польши с Украиной - одним из краеугольных камней в «фундаменте» «Восточного партнерства». И в-четвертых, Азербайджан и Армения, как, впрочем, и весь Кавказ, по-прежнему остаются на периферии польской внешней политики, а чрезмерные заигрывания с Грузией не нужны самой Варшаве, которая стремится сегодня снять напряжение в польско-российских отношениях.
В сложившейся ситуации особое внимание предполагается уделить Молдавии, открыто высказывающейся в пользу евроинтеграционных механизмов в противовес усилению в регионе российского влияния. О потеплении отношений между Кишиневом и Варшавой говорит посещение польским премьером Дональдом Туском Молдавии 29 марта 2011 года. Во время встречи с и.о. президента Молдавии Марианом Лупу и шефом молдавского кабинета министров Владимиром Филатом Д.Туск подтвердил готовность Польши поддержать проевропейские аспирации Кишинева2. Молдавия - беднейшее государство Европы, в котором доход на душу населения составляет 9% от среднего по Европе. Молдавские власти уже инициировали распродажу стратегически важных государственных объектов - аэропорты, электросети, газопроводы. Вместе с тем Молдавия - стратегически выгодный плацдарм для культурно-политического продвижения на восток, поэтому Польша выразила готовность к участию в урегулировании молдово-приднестровского конфликта. Поляки ссылаются на то, что Приднестровье - проблема не только Молдавии и Румынии, но и всего Европейского союза, а следовательно, и НАТО.
Открытым остается вопрос, как именно будет выглядеть польское участие в урегулировании конфликта на берегах Днестра - как отдельного регионального игрока в довесок к ЕС или же в рамках ЕС как единого государственного объединения? Пока же Польша надеется на США в качестве внешнеполитической опоры. Но Вашингтон - не единственный союзник Варшавы в этом вопросе. Ключевым европейским партнером здесь остается Германия, во внешней политике которой некоторые польские эксперты видят отход от прежнего «политического русофильства» в пользу Варшавы3. До 2013 года на нужды «Восточного партнерства» планируется выделить 600 млн. евро.
Амбициозный проект «Восточное партнерство» так и не был реализован до конца. Многие его положения грешили против политического реализма и недооценивали влияние так называемого российского фактора. Объединенная Европа для постсоветских стран - удобный торговый партнер, не более того. Целью же «Восточного партнерства» было превращение европейской модели развития в парадигмальную модель для его участников, что так и не было достигнуто. Пространство, охватываемое данным проектом, довольно разнообразно не только с экономической (ВВП Украины, крупнейшего участника программы, в пять раз меньше, чем в среднем по Европе, а наиболее успешные в экономическом плане страны - Азербайджан и Белоруссия - в то же время «системно» наиболее отдаленные от европейских стандартов), но и с культурно-цивилизационной точек зрения (Грузия, Армения, Азербайджан - на Кавказе, Молдавия, Белоруссия, Украина - в Европе).
Проблема усугубляется сохраняющимся напряжением на линии Баку - Ереван и Кишинев - Тирасполь. Поэтому позицию Варшавы можно назвать достаточно реалистичной и взвешенной. Она включает три компонента - жесткое противостояние с официальным Минском, отказ от агрессивной антироссийской политики на Украине и попытки сместить вектор польской восточной политики в направлении Молдавии. Молдавия - это «территориальная компенсация» Варшаве за восстановление российского влияния на Украине и неудачи в борьбе с режимом А.Лукашенко. В случае успеха, «продвигаться» дальше на восток Польша сможет уже с территории Молдавии. Первой преградой послужит Приднестровье и дислоцированные там российские миротворцы, поэтому вовлеченность Польши в молдово-приднестровские дела вполне объяснима.
Для придания «Восточному партнерству» второго дыхания авторам этого проекта необходимо создать недвусмысленный и привлекательный во всех отношениях стратегический план сотрудничества с постсоветскими республиками. Это подразумевает смысловую эволюцию идеи единой Европы, пересмотр тактики партнерских отношений с некоторыми странами - участницами проекта (прежде всего с «авторитарной» Белоруссией и охладевшей Украиной), создание определенных экономических преференций для наиболее активных участников проекта (Грузии и Молдавии), оптимизацию работы так называемого «третьего сектора» в странах-участницах посредством реализации грантовых программ для местных НПО.
Процент тех, кто одобрительно настроен на укрепление партнерских отношений с Брюсселем, довольно высок (Армения - 81%, Белоруссия - 36,4%, Грузия - 79%, Молдавия - 61,4%, Украина - 53%)4. Несколько особняком стоит Азербайджан, где 41,7% отстаивают идею многовекторности, 14,8% - за интеграцию в рамках СНГ, 7,7% - за интеграцию в рамках Организации Исламская конференция. Тбилиси, который в списках польских приоритетов очутился совсем недавно, пока придется довольствоваться скромным вниманием со стороны Брюсселя и Варшавы. Евросоюзу не выгодно ни с политической, ни экономической точек зрения выходить за установленные им самим внешнеполитические рамки в отношениях с Россией. Тем более что ЕС не обладает достаточным инструментарием для широкого влияния на создавшуюся ситуацию.
1Tomasz Horbowski. Mołdawia: Polska Prezydencja - szansa, której nie można zmarnować (EastBook.eu 16.04.2011).
2Ambasada Rzeczypospolitej Polski //http://www.kiszyniow.polemb.net/index.php?document=242
3Tomasz Kapuśniak. Wymiar Wschodni Europejskiej. Polityki Sąsiedztwa Unii Europejskiej. Inkluzja bez członkowstwa?
4Katarzyna Pełczyńska-Nałęcz. Integracja czy imitacja? UE wobec wschodnich sasiadow (Ośrodek Studiów Wschodnich. Prace OSW numer 36. Warszawa, kwiecien 2011).