В центре международной жизни в минувший год после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине остро стоял вопрос, удастся ли англосаксам и беспрекословно подчинившемуся им остальному коллективному Западу навязать свой диктат в мировых делах, сокрушив Россию и тем самым преподав урок всем, кто проводит свою самостоятельную национально ориентированную внешнюю политику. Обреченность этой их затеи видна из позиции, занятой одной из крупнейших стран планеты - Индией.

Первым сбоем стала неудача попытки сходу устроить «всеобщее осуждение агрессии России» в ООН. Исход голосования был предсказуем как в Совете Безопасности 25 февраля 2022 года в силу права вето у России, так и в Генеральной Ассамблее 2 марта из-за наличия у Запада проверенных рычагов давления на большинство. Индия была среди троих воздержавшихся в первом случае и в числе 35 - во втором. Она оставалась такой в последующих ситуациях, когда в органах ООН вносились подобного рода проекты.

Свою независимую и принципиальную позицию Нью-Дели мотивировал в пояснительной записке «принятием во внимание всей полноты обстоятельств», напомнив, что в случае конфликтов позиция у Индии, мол, всегда «последовательна - немедленное прекращение военных действий и возвращение на путь диалога и дипломатии» [49].

На Западе предпочли бы «простое логическое» объяснение: Индия не хотела обидеть ни одну из сторон в сложных условиях экстренной эвакуации с Украины около 20 тыс. находившихся там индийских студентов [43]. Действительно, для индийской стороны эта проблема на первых порах была абсолютно приоритетной, о чем неоднократно заявляло ее руководство [34]. И фактор внутриполитического резонанса результатов эвакуации (к счастью, почти без потерь) в условиях проходивших в стране выборов в законодательные собрания ряда штатов со счетов сбрасывать не стоит [43].

Однако расчеты Запада основывались на фундаментально ошибочной общей оценке расстановки сил в мире, побудившей Вашингтон в конце прошлого года отвергнуть известные предложения Москвы и пойти на открытый конфликт. Сюда входило и восприятие Индии как страны, якобы к настоящему времени по существу ставшей заинтересованной в сохранении «однополярного» мироустройства и готовой при предоставлении ряда дальнейших льгот в нем сыграть отводимую ей роль вспомогательного партнера в коалиции демократий.

Типичной для такого восприятия является обстоятельная статья по данной теме в февральском номере американского журнала «Форин полиси» за 2022 год Дерека Гроссмана, эксперта «Рэнд Корпорейшн», ранее подвизавшегося в качестве аналитика текущей развединформации в аппарате советника Президента США по национальной безопасности [30]. Вначале автор констатирует, что премьер-министр Нарендра Моди сделал Индию «стратегическим игроком с высшей степени эффективной внешней политикой» путем отказа страны от «старой стратегии неприсоединения». При нем Индия «заключила в объятия США и их Индо-Тихоокеанскую стратегию в попытке достичь равновесия с поднимающимся Китаем». Кроме того, Нью-Дели продемонстрировал «решимость без перерастания в эскалацию» в отношениях с Пакистаном.

Правда, застарелых проблем между названными соседними странами это не решило, причиной чему является поддержка Исламабада Пекином. Более того, последний «соперничает с Нью-Дели за влияние среди малых южноазиатских стран», «осложняет планы Индии касательно распространения своего геостратегического влияния в Центральной Азии», практически вытеснил ее из Мьянмы. Все это - в дополнение к наращиванию своих войск и военной инфраструктуры вдоль разделяющей Индию и Китай Линии фактического контроля (ЛФК) по всей ее протяженности.

Вишенкой на торте видится пассаж о том, что укрепление китайско-российских связей порождает сомнения, «может ли Нью-Дели продолжать доверять Москве». Мол, отношения Индии с Россией имеют значение только в плане продажи последней вооружения и военной техники (ВВТ), «но у Индии не должно быть иллюзий, что Россия готова либо способна помочь ей противостоять Китаю». При этом Гроссман многозначительно (за какие-то недели до начала СВО!) пишет: «Если Россия вторгнется на Украину, это, видимо, поставит Индию между ее старыми партнерами - русскими и новыми - западными».

Естественны сильно смахивающие на рекомендации выводы американского аналитика о предстоящем продолжении углубления партнерства со «сходно мыслящими демократическими партнерами - Австралией, Британией, Францией, Японией и Соединенными Штатами в целях сдерживания Китая и противодействия ему». Участие в Четырехстороннем диалоге по безопасности (ЧСДБ - QUAD), напоминает он заботливо, - «важная инициатива в этом направлении». Укрепление связей с названными странами, кстати, помогло бы, указывает Гроссман, «на более равной основе соперничать с Китаем» за пределами нынешнего региона интересов - в Восточной Африке и Центральной Азии. А участие в программе администрации Байдена «Построить лучше, чем было», дополненной проектами в сфере инфраструктуры и инвестиций других стран, способно помочь Индии противостоять известной инициативе Китая «Один пояс, один путь» [30].

Соответственно Запад с изрядной самоуверенностью предпринял беспрецедентные по концентрации, уровню и напору дипломатические усилия, дабы заставить Индию «подправить позицию» и выступить как часть «своего лагеря». В течение пары недель марта в Нью-Дели с визитами побывали премьер-министр Японии Фумио Кисида, министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, координатор антироссийских санкций в США, заместитель директора Национального экономического совета Белого дома Далип Сингх и германский советник правительства по внешней политике и безопасности Йенс Плотнер. Это - не считая греческого и канадского министров и подключившихся несколькими неделями позже самого британского премьера Бориса Джонсона и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен!

Бесспорной кульминацией данных усилий стала четвертая встреча США - Индия в формате «2 + 2» (министры иностранных дел и обороны) в Вашингтоне, которой предшествовал виртуальный саммит Байдена и Моди 12 апреля 2022 года. По свидетельству аналитиков известного Института политики Азиатского общества (АСПИ), мероприятие проходило на фоне «растущего разочарования в США нежеланием Индии осудить русское вторжение на Украину и решением Индии увеличить закупки русской нефти». Американский президент и его главные помощники - госсекретарь Энтони Блинкен и министр обороны Ллойд Остин приложили огромные усилия, чтобы сдвинуть Индию с занятой позиции. Однако сам индийский руководитель, его министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар и министр обороны Раджнатх Сингх достаточно подчеркнуто не вышли за пределы констатации озабоченности жертвами и ущербом ткани международных отношений, сопутствующими конфликту на Украине [20].

Правда, в публичной сфере с обеих сторон не скупились на взаимные похвалы. Особенно усердствовали американцы, заявляя, что Байден «по-настоящему ценит крепкие союзы и партнерства подобные тому, какой у нас с Индией», что «сегодня идет речь о том, чтобы наши отношения сделать еще прочнее», что Индия и США «в контексте украинской войны» работают совместно. Но никаких конкретных подтверждений сдвигу в сторону Запада позиции Индии представлено не было.

Скудные результаты суперраскрученной встречи активировавшееся проамериканское лобби в Индии подавало по-своему: итогам обсуждения украинской темы не нашлось места в совместных заявлениях участников встречи потому, что «полное взаимопонимание сторон по данному вопросу для них вполне очевидно и не требует публичных подтверждений». Мол, «Индия сразу же однозначно осудила вторжение в другую страну как совершенно недопустимое». То, что Россия при этом не была названа, и даже то, что при голосовании известной резолюции с прямым упоминанием России представитель Индии в ООН воздержался, - неважно, «потому что американцы знают, на чьей мы стороне» [44].

Однако Джайшанкар подвел итоги встречи иначе [21], сказав, что с обеих сторон позиции излагались открыто и ясно в плане представлений о перспективах, и те, кто строит политику США, «хорошо информированы и знают, из чего Индия исходит… Что мы можем привнести в процесс, так это добрая воля имеющего отношения со многими сторонами - с Россией, Украиной, Европой, Америкой и многими из соседей России и Украины. Наше намерение - быть полезными».

Дипломатическое давление подкреплялось массированным размещением в индийских СМИ западных дезинформационных материалов со всесторонним очернением «вероломной и изолированной» России. Ставка делалась на тотальный контроль США над киберпространством и многолетнее насаждение американских стереотипов среди демографически резко преобладающей в Индии молодежной аудитории.

Неприятным сюрпризом для заокеанских штабов информационных войн, вероятно, стало направленное 23 апреля 2022 года Министерством информации и вещания Индии циркулярное письмо частным телеканалам, содержащее резкую критику освещения ими событий на Украине. В нем указывалось, что «телеканалы использовали скандальные заголовки, не имеющие отношения к сути новостного сообщения, а журналисты выдвигали необоснованные и сфабрикованные претензии и прибегали к преувеличениям с целью подстрекательства аудитории». Напоминалось, что в случае нарушения Закона о кабельном телевидении от 1995 года и подзаконных актов «правительство может запретить трансляции любого канала или программы, если сочтет это необходимым для защиты суверенитета, целостности, безопасности или дружественных отношений Индии с иностранными государствами» [17].

Представляется, что в США серьезно ошиблись в оценке вектора общественных настроений в Индии. Заслуживает внимания замечание аналитика агентства «Блумберг» Панкаджа Мишры [39] относительно результатов опроса, проведенного в Индии, «которую у нас на Западе принято считать союзником». Согласно его результатам, большинство индийцев не считает, что Россия совершила агрессию против Украины, а виновными в конфликте называют НАТО или Запад во главе с США. А по свидетельству бывшего главного редактора ведущего немецкого журнала «Шпигель» Штефана Ауста [1], «самые популярные хэштеги в индийском интернете сейчас #IStandWithRussia и #IStandWithPutin».

В этом проявляется своеобразие нынешней индийской элиты, сложившейся в результате социальных перемен, запущенных реформами, которые были начаты в 1990-х годах и дополнены законами, принятыми уже в период правления (с 2014 г.) возглавляемой Моди «Бхаратия джаната парти» (БДП). При всей модернизации общества, росте образования и внедрении новых технологий она никак не может быть сведена к вестернизированным слоям, тем более их части, пополнившей многомиллионную диаспору в англосаксонских странах, либо тяготеющей к ним через аутсорсинг в индустрии информационных технологий. В большинстве эта элита - прагматично мыслящая и материально мотивированная, но во многом традиционно, в том числе в координатах индуистской кастовости, самоидентифицирующаяся, а потому весьма националистически настроенная. Ей свойственны сознание величия своей огромной многоязычной страны, ее единства, особости и самостоятельности по отношению к остальному миру, ожидание от руководства стойкости и решительности в отстаивании национальных интересов.

Моди и его правительство строят именно такую внешнюю политику, востребованную силами, на которые с растущим успехом, по результатам парламентских выборов, БДП опирается. Индийский аналитик Шашанк Матту видит ее главным отличием от «идеологизированного неприсоединения» Джавахарлала Неру прежде всего прагматизм, то есть «неизменную направленность на обеспечение наиболее оптимальным образом собственных интересов» [38]. Это позволяет «развивать отношения со всеми значимыми державами». Опираясь на известную книгу Джайшанкара «Путь Индии», Матту далее утверждает, что привнесенная министром новизна в ведении дел индийской дипломатией включает решимость действовать напористо, наступательно, веря в свои силы, готовность идти на риск, не страшась чьего-то недовольства, и умение эффективно «управлять нарративами», «не отсиживаясь, как было прежде, в тени». В качестве успешного примера и называется активная подача Джайшанкаром индийской позиции по Украине, которую, как утверждает Матту, поэтому «никто не может извратить».

Наконец, нынешний индийский министр иностранных дел, в изложении Матту, является сторонником широкого применения методов «стратегического обмана». Джайшанкар называет его блестящими мастерами китайцев: в течение целого ряда лет они, дескать, заверяли американцев, что не имеют никаких амбиций глобального порядка, а когда сочли нужным - предъявили свои претензии [38].

Собственно, сказанное подтверждает, что изменения в индийской внешней политике отражают как рост амбиций и уверенности в своих силах правящей элиты, основанный на успехах развития страны, так и оценку реалий «однополярного мира» - сродни «базару», по выражению того же Матту, «из-за предпочтения, которое отдается интересам отдельных стран перед общечеловеческими».

Критикуя Неру и других предшественников с этих позиций, нынешние руководители индийской внешней политики не имеют оснований сетовать на наследие, полученное от них в области отношений с нашей страной. Так, анализируя ситуацию с голосованием индийских представителей в ООН по Украине сегодня, английский эксперт по южноазиатским делам из Чатем Хаус Гарет Прайс [43] резонно напоминает, что в свое время СССР неоднократно применял вето «дабы защитить Индию от различных резолюций, вносившихся Западом по поводу Кашмира, вторжения Индии в Гоа и войны 1971 года с Пакистаном», Индия же с пониманием воздерживалась в ситуациях с вводом войск в Чехословакию в 1968 и Афганистан в 1979 годах. Равным образом уже в XXI веке она и вовсе голосовала против осуждения действий России в Чечне и Абхазии.

Такое взаимопонимание и лежит в основе отношений особо привилегированного стратегического партнерства, сохранившего при Моди форму постоянного диалога, включая регулярные доверительные контакты на высшем и высоком уровнях, для взаимного информирования, обмена мнениями и координации действий.

Президент России изложил принципиальные оценки и мотивы действий России в отношении Украины, позвонив премьер-министру Индии 24 февраля 2022 года. В связи с просьбой Моди о содействии в обеспечении безопасности находящихся там индийских граждан Путин обещал, что будут даны необходимые указания [16]. Эта тема по инициативе индийской стороны обсуждалась двумя лидерами вновь 2 марта [13].

Имеются все основания предположить, что результаты принятых по указанию президента мер (несмотря на трудности, созданные украинскими властями, не погнушавшимися использования иностранных студентов в ряде эпизодов в качестве живого щита) способствовали упомянутому взаимопониманию. Его духом было пронизано пребывание в Дели Лаврова 31 марта - 1 апреля 2022 года, в разгар «западной дипломатической феерии» (одновременно в индийской столице находились три высокопоставленных эмиссара Запада!). Это относилось не только к изложенным позициям по СВО, но и по практическим вопросам наращивания торговли, прежде всего российского экспорта энергоносителей, продовольствия и удобрений, включая использование в сделках рублей и рупий, в связи с введенными Западом санкциями на поставки этих товаров в европейские страны [8].

Последовавшее беспрецедентное стремительное увеличение объемов торговли двух стран с 12 млрд долларов в 2021 году до 35 млрд долларов по итогам 2022 года [51] явилось наглядным проявлением и весомым фактором фактического провала американской санкционной кампании против России. Подтвердилось в полной мере не только не раз декларируемое принципиальное неприятие Индией политики санкций как таковой, но и их отточенное в прежних схожих ситуациях, в частности, с санкциями американцев в отношении Ирана, умение обходить подобные запреты с помощью различных «хитрых схем» [2].

В итоге раздосадованные американцы, вынужденные официально отказаться от угрозы так называемых «вторичных санкций», на министерском уровне сделали заявления, что мы, мол, и не имели в виду принуждать Индию не покупать у русских нефть и нефтепродукты [28]. Впрочем, едва ли не главным стал сработавший расчет проявивших хладнокровие индийцев на свое «знание партнера»: не надо бояться американских истерик, которые можно «пересидеть». Когда Вашингтону потребуется, санкции легко снимут, как это было в случае с санкциями, введенными им против Нью-Дели в 1998 году за испытание атомной бомбы [2].

Более того, в отмеченном выше стиле «новой политики» Джайшанкар, защищая наращивание Индией импорта энергоносителей из России, заявил, что «Европа за тот же период закупила в России в шесть раз больше энергоносителей, чем Индия. Между тем, имея доход на душу населения около 2 тыс. долларов, она не может платить за нефть высокую цену, в то время как европейские страны поворачивают к себе поставки с Ближнего Востока и оказывают давление на глобальные нефтяные рынки. Если европейское политическое руководство хотело бы смягчить последствия для своего населения, полагаю, что это та привилегия, которую им надлежало бы распространить и на политическое руководство других стран» [26].

Таким образом, попытка столкнуть Индию с Россией обернулась фактически созданием условий для ускорения расширения их торговли. В очередном телефонном разговоре 1 июля прошлого года Путин и Моди с удовлетворением констатировали существенный рост объемов двусторонней торговли, включая взаимные поставки сельскохозяйственной продукции, обменялись идеями о ее дальнейшем развитии, а также товарообмене удобрениями и фармацевтической продукцией, обсудили глобальные вопросы, в том числе состояние международных энергетических и продовольственных рынков [12].

Не сработали и попытки втащить Индию в антироссийскую коалицию «Запада и других» с использованием «многосторонних форматов». В этих целях Моди наряду с лидерами Индонезии, ЮАР, Аргентины и Сенегала был приглашен принять участие в прошедшем 26-28 июня прошлого года в Германии саммите пресловутой «Большой семерки», после начала СВО конституировавшей себя как своего рода штаб антироссийского крестового похода. Поддержка Украины целиком доминировала в повестке дня встречи, а участие приглашенных пяти «незападных» лидеров было призвано символизировать подключение к ней «глобального Юга». Однако Моди посвятил свое пребывание главным образом продвижению различных вопросов двусторонних отношений Индии со странами-участницами во встречах с их руководителями «на полях» саммита, а свои выступления на его двух сессиях подчеркнуто построил по их заявленным темам - экологии, энергетики, климата, продовольственной безопасности, здравоохранения, гендерного равенства и демократии (о последней он говорил исключительно констатируя упрочение ее институтов у себя в стране в период правления БДП). Конфликт на Украине не упоминал, если не считать единственной фразы о приверженности миру и необходимости использования для урегулирования диалога и дипломатии [22].

А вот на 14-м саммите БРИКС, прошедшем практически накануне, 23-24 июня 2022 года в формате видеоконференции, выступление Моди было абсолютно равновесно мнениям, высказанным другими участниками, и его подход, очевидно, был учтен, если прямо не лег в основу озвученного в итоговом документе саммита положения о поддержке переговоров между Россией и Украиной [10].

Не стал трибуной для антироссийской кампании и формат ЧСДБ - QUAD, при том, что состоящие в нем вместе с США Япония и Австралия верноподданно разделяют ястребиные позиции Вашингтона по Украине. Анализируя «оглушительное молчание» Моди по данной теме как на саммите «четверки» в Токио 24 мая 2022 года, так и по итогам проходившей на его полях встречи индийского премьера с Байденом, эксперт Центра изучения России и Центральной Азии индийской Школы международных исследований Университета Джавахарлала Неру Раджан Кумар заключил: «В Нью-Дели осознают свою важность в Индо-Тихоокеанском регионе и считают QUAD ключевой организацией, но хотели бы, чтобы эта организация сосредоточилась на вопросах, специфичных для Индо-Тихоокеанского региона, а не связывала себя с европейским конфликтом, где они не на одной волне» [11].

По свидетельству прессы, неудачными были попытки изменить позицию Индии, специально предпринятые по каналам QUAD (в рамках заседания старших должностных лиц стран-участниц в Дели) в преддверии поездки Моди на саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде в сентябре 2022 года [23].

Это подтвердила беседа Моди с Путиным «на полях» саммита, прошедшая 16 сентября, которую индийский премьер впоследствии охарактеризовал как замечательную. Она венчала тщательно сбалансированную дипломатию премьера Индии, вступившей на этом саммите в следующее председательство ШОС на 2022-2023 годы. Вопрос об Украине Моди поднял лишь в контексте нарушения глобальных цепочек поставок, которое привело к беспрецедентному энергетическому и продовольственному кризису в мире [14].

В Самарканде Моди произнес разнесенные СМИ по всей планете и с тех пор регулярно повторяемые слова - как суть индийской позиции - «сегодняшняя эпоха - это не эпоха войн». Западная пропаганда пытается подавать это как свидетельство якобы подвижки Индии по истечении полугода осуществления СВО в сторону ее оценок возглавляемым США антироссийским блоком. Полагаем более аутентичным толкование, предложенное в индийской прессе сведущим экспертом - бывшим заместителем министра иностранных дел Индии, послом Индии в России Канвалом Сибалом: «Этот общий тезис, изложенный Нарендрой Моди, призван был показать, что Индия, не желающая осуждать Россию, в то же время готова активно участвовать в поиске путей к прекращению конфликта. И такой подход Индии ни в коей мере не направлен на то, чтобы «упрекнуть» Путина, как лживо пропагандируют западные комментаторы. Лучше всего это подтверждают собственные заявления Путина, в которых он отметил, что «знает его (Моди) позицию по конфликту на Украине, его озабоченности, которые он постоянно высказывает» [14].

К концу года со всей определенностью можно было заключить, что Индия пришла к собственным выводам относительно происходящего на Украине, его воздействия на ситуацию в мире и суть политики, проведение которой в этих обстоятельствах отвечает ее интересам.

Во-первых, однозначно не принятой осталась версия об агрессии России на Украине, вызванной «имперскими устремлениями Москвы». В одном из крупных интервью Джайшанкар, давая понять, что в Нью-Дели хорошо знакомы с практикуемыми Западом двойными стандартами, сослался, как он выразился, на «многочисленные случаи, когда одни страны нарушали суверенитет других», и сказал: «Если бы я спросил, а какую позицию во многих из этих ситуаций занимала Европа, боюсь, ответом мне стало бы продолжительное молчание» [26]. Соответственно, Индия напрочь воздерживается на официальном уровне от какой-либо критики России.

Во-вторых, индийцы как по принципиальным, так и прагматическим соображениям исключают свое присоединение к кампании по изоляции России, санкциям против нее и выдерживают курс на расширение отношений с нашей страной в политической, торгово-экономической и других областях.

В-третьих, используя декларируемую Западом заинтересованность в утверждении «партнерства» с Индией, ее руководство уверенно идет на развитие связей в торговой, инвестиционной, научно-технической и оборонной сферах с США, Японией и крупными европейскими странами практически на своих условиях, не принимая дополнительных обязательств, по ходу заодно заручаясь сертификацией своей демократичности и укрепляя позиции в инфраструктуре международных форматов.

В-четвертых, используя усилившийся антикитайский тренд в политике Вашингтона в интересах усиления собственных позиций в традиционном соперничестве с Пекином, Нью-Дели выстраивает независимую от западной кампании повестку двусторонних отношений с северным соседом, сочетающую наращивание силовых возможностей и пропагандистский троллинг с диалогом.

В-пятых, уверившись в неприятии большинством глобального Юга западного доминирования, то есть однополярного мироустройства, углублении в результате западных антироссийских санкций прямо вытекающих из этой однополярности финансовых, энергетических и продовольственных проблем незападного мира, Индия в реальном времени ставит задачу обретения статуса его лидера. Практически это определение ею положения великой державы, одного из ведущих центров силы в складывающемся многополярном мироустройстве.

Такая политика основывается на выводе индийской правящей элиты, что «Индия в настоящее время переживает наилучший период своего присутствия в международных отношениях» и ее правительство, «ставя превыше всего интересы страны», располагает «решительностью и волей, чтобы, когда это надо, целиком пересмотреть политику или стратегию» [47].

Взаимопонимание продемонстрировал визит Джайшанкара в Россию 7-8 ноября 2022 года, завершивший серию встреч министров иностранных дел двух стран на пути к центральному для Индии дипломатическому событию года - 17-му саммиту «Большой двадцатки» (G20) на Бали, в Индонезии 15-16 ноября 2022 года, где ее премьер-министру было торжественно передано председательство в объединении. Помимо констатации «весьма положительной динамики» двусторонних отношений и взаимной высокой оценки взаимодействия двух стран на международной арене, обсуждалась «ситуация, которая сложилась вокруг попыток западных коллег под предлогом украинских событий укрепить свою доминирующую роль в мировых делах и не допустить демократизации международных отношений». Лавров подчеркнул, что с российской стороны была «подтверждена высокая оценка позиции индийских друзей по ситуации на Украине и вокруг нее» [3].

На саммите Моди пообещал сделать G20 «катализатором глобальных изменений», для чего председательство Индии будет «инклюзивным, амбициозным, решительным и ориентированным на действия… Сегодня необходимо, чтобы преимущества развития были универсальными и всеобъемлющими» [18]. Соответственно, индийская дипломатия требовала, чтобы главными темами обсуждения были проблемы экономики и финансов, а не вопросы вокруг Украины, как хотел Запад. Именно благодаря ей удалось обеспечить принятие на саммите итоговой декларации с компромиссной формулировкой о том, что на причины украинского кризиса есть разные точки зрения [9; 46].

Впрочем, мировые СМИ больше всего внимания уделили трехчасовому «откровенному и углубленному обмену мнениями» Байдена «на полях» саммита с Си Цзиньпином («очень краткую» же встречу Моди с Байденом, по сути, проигнорировали [41; 35]). В реакции прессы Индии на явный приоритет для США их противостояний перед повесткой Нью-Дели при этом ощущалась досада, несмотря на предъявленные Байденом китайцам ультиматумы и заявленную им на встрече, как утверждалось в сообщении о ней Белого дома, «железную приверженность Соединенных Штатов своим обязательствам защищать их союзников по Индо-Тихоокеанскому региону» [45].

Последующие события подтвердили, что весь формат «двадцатки» для американцев - прежде всего вспомогательный фронт борьбы с Россией, да и отношения с Китаем они выстроят исключительно в интересах сокрушения строго поодиночке Москвы и Пекина. Это очевидно из последовательных усилий американских деятелей - министра финансов Йеллен и госсекретаря Блинкена на проведенных под индийским председательством уже в начале 2023 года соответствующих министерских встречах в Бангалоре и Нью-Дели сделать гвоздем мероприятий «украинский вопрос». Чего, кстати говоря, Индии во многом удалось не допустить.

Со свойственными американской дипломатии размахом и наглостью это сопровождается обильной риторикой об «исключительном месте Индии в числе партнеров США», «общности интересов и ценностей» и т. д. Официальный Нью-Дели поддерживает тон, прагматически используя конъюнктуру. Так, раскручивают как «крупнейшее событие со времени ядерной сделки двух стран» 2008 года «Инициативу по критическим и эмерджентным технологиям» (ICET). Советник Президента США по национальной безопасности Джейк Салливан 7 февраля 2023 года публично подчеркивал, что «IСЕТ несет в себе гораздо больше, чем сотрудничество в области технологий, - это платформа в целях ускорения нашей стратегической конвергенции и соединения политических курсов». Он говорил о «продвижении разделяемых двумя странами демократических ценностей», указывал, что «речь идет об устранении всяческих барьеров с обеих сторон». Его индийский коллега Аджит Довал, что весьма характерно, подчеркивал необходимость «конвертировать намерения и идеи в действия и конкретные свершения путем принятия сфокусированных шагов в соответствии с согласованным графиком» [25].

Из этой же категории - широко поданное, с соответствующими декларациями «об углублении стратегического партнерства» (Байден присовокупил: «перед лицом общих вызовов»), в том числе в видеообменах Моди с Байденом и Макроном, - 14 февраля 2023 года объявление о намерении «Эйр Индии» приобрести у компаний «Эйр Бас» и «Боинг» 470 самолетов. Стоимость сделок составит несколько десятков миллиардов долларов [36].

Крупнейшая за всю 27-летнюю историю проведения всемирно известных авиасалонов в Бангалоре делегация США в феврале 2023 года впервые привезла для показа два хваленых, недоступных и союзникам по НАТО F-35, чтобы продемонстрировать рост стратегического значения Индии для США [33].

Однако, с другой стороны, Запад продемонстрировал и имеющиеся у него рычаги «альтернативного воздействия» на Индию. В начале 2023 года на экраны и тут же в Сети вышел документальный фильм Би-би-си об индусско-мусульманских столкновениях в Гуджарате в 2002 году [37]. В Индии он вызвал большой резонанс и ожидаемо был подхвачен оппозицией в Парламенте, а в правящих кругах однозначно воспринят, по выражению Джайшанкара, как пропагандистская акция лично против Моди, в 2002 году бывшего главным министром Гуджарата.

Буквально вслед за этим возникает «дело Гаутама Адани» - гигантский скандал вокруг обвинений американской фирмой одного из богатейших индийских магнатов, якобы близкого к премьеру и даже «своего рода символа эпохи Моди», в биржевых манипуляциях, обмане, отмывании денег и уклонении от налогов. Оппозиции в Парламенте Индии, похоже, была предоставлена возможность сделать ставку на раскручивание данного сюжета для дискредитации руководства БДП. Мол, возможно, это сыграет ту же роль, что и пресловутое дело «Бофорса» в 1989 году в отстранении от власти Раджива Ганди, всего за пять лет до того победившего на парламентских выборах с самым высоким результатом в истории Индии.

Впрочем, в ответ на подключение к этой кампании одиозного Джорджа Сороса одна из министров - членов БДП Смрити Ирани обвинила его в «демонизации индийской демократии… Он хочет правительства, податливого его интересам. Те, кто податлив, должны знать, что Индия сокрушала империалистические замыслы прежде и сделает это снова» [24].

Думается, что подобная тактика особого удивления в Индии не вызывает и скорее подкрепляет настрой на проведение собственного курса. Так, похоже, свое соперничество с Китаем в Нью-Дели стремятся вывести из увязки со взаимодействием с США. Это может быть и результатом наблюдений за нарочито драматизированными эпизодами курса Байдена в отношении КНР (визит Пелоси на Тайвань, истерика с воздушным шаром, и т. д.), и реакцией на прозрачные намеки (в том числе заместителя помощника по национальной безопасности США!), что, мол, с такой позицией по России: «кто Индии поможет, случись у вас что с Китаем?» [5].

Правительство Индии в феврале 2023 года приняло решение увеличить численность своего формирования на восточном участке ЛФК с Китаем [27] и одобрило строительство туннеля под перевалом Шинкун-Ла, что позволит осуществлять быструю переброску индийских войск в случае вспышек напряженности на западном участке ЛФК [32]. Но одновременно 22 февраля 2023 года в Пекине прошла первая со времени стычек на ЛФК в мае 2020 года очная встреча Рабочего механизма консультаций и координации по индийско-китайским пограничным вопросам на уровне директоров департаментов МИД сторон, обсуждавшая разъединение войск [40].

Палата представителей Конгресса США, кстати, тут же приняла беспрецедентную и, по сути, провокационную резолюцию, поддержанную обеими партиями, «в поддержку позиции Индии по Аруначал-Прадеш» (так называется штат в восточном секторе ЛФК) [19].

Однако, хотя в Нью-Дели не прочь воспользоваться происшедшим на выходе из пандемии, как там считают, «ослаблением в силу отвлечения на внутриполитические дела» Китая и соответствующим снижением его возможностей в регионе и мировой торговле [48] - использовав, например, тот же ICET, для перемещения из Китая в Индию американцами инвестиций в технологически передовые производства [15], там явно будут избегать обострения отношений с КНР, да еще по чужому графику.

Джайшанкар 2 марта этого года на первой встрече с министром иностранных дел КНР Цинь Ганом после его назначения четко обозначил, что нынешнее состояние двусторонних связей «ненормально и вредно для прежних договоренностей и механизмов по обеспечению мира и спокойствия». Упор в «утечках» в индийских СМИ делается на то, что осложнение отношений двух стран наступило с известными столкновениями в долине реки Галван, в западном секторе ЛФК, в мае 2020 года. Это наводит на мысль, что индийская сторона может считать ситуацию подходящей для того, чтобы добиться «показательной уступки» партнеров в свою пользу - скажем, договоренности о возобновлении индийской армией патрулирования в Ладакхе [31]. Во всяком случае, Цинь Ган призвал коллегу «поставить пограничный вопрос на надлежащее место в отношениях». А там, глядишь, можно было бы и обозначить продолжение сценария консенсуса, при котором «дракон и слон сливаются», по выражению Си на исторической второй встрече с Моди в Ченнаи 14 октября 2019 года на доковидном пике прогресса в сотрудничестве со 100-миллиардным торговым оборотом и восьмимиллиардными китайскими инвестициями в Индии [7].

Интересно рассуждение уже цитировавшегося нами прагматика Прайса: «Центральная амбиция Индии лежит в ее внутреннем экономическом развитии, а Китай - ее крупнейший торговый партнер и потенциально более крупный источник инвестиций, нежели Запад. Существует возможность того, что Индия будет искать «грандиозной сделки» с Китаем» [43].

В целом же, как считает Джайшанкар, Индии придется «собраться», чтобы справиться с «неопределенным, непредсказуемым, изменчивым, турбулентным» миром в предстоящее десятилетие, для которого будет характерна «куда более нестабильная ситуация», включая трения, а может и похуже» [50]. В данный же момент индийцы с тревогой отмечают ухудшение энергетического, продовольственного и финансового положения на мировых рынках, усугубление проблем глобального Юга. При этом Запад не пытается заниматься их решением, а, стремясь сохранить доминирование в мироустройстве, с одержимостью наращивает антироссийскую кампанию, на текущем этапе подчинив все цели нанесению военного поражения России на Украине.

Это с растущим раздражением расценивается Индией как прямой саботаж ее приоритетных усилий добиваться с мандатом председательствующей в G20 в качестве лидера глобального Юга решения его насущных проблем. Индийские СМИ отметили, что в обращении к участникам заседания министров иностранных дел G20 в Нью-Дели 2 марта Моди заявил: «Ни одна группа не может претендовать на глобальное руководство», «в завуалированной форме, но смело адресуя это НАТО», поскольку «союзная Россия пообещала поддержать индийское председательство в G20, заявляя, что Москва верит в способность Нью-Дели восстановить доверие к многосторонней дипломатии» [42].

Видя ужесточение позиции Запада, индийцы определенно не готовы играть роль посредника между Россией и Украиной, к которой их лукаво подталкивают американцы [29]. Ведь Индия не без гордости признавала, что в рамках своей неизменной позиции в пользу дипломатии и диалога свое влияние на Москву она уже использовала - при решении вопросов обеспечения безопасности Запорожской АЭС и заключении так называемой «зерновой сделки» [6]. Теперь же министр Джайшанкар говорит о «преждевременности» попыток подобного посредничества - «в определенном смысле мы к этому и не стремимся» [50]. Из чего можно сделать вывод, что в Нью-Дели ожидают изменения ситуации и, очевидно, не в пользу Запада (в том случае индийское посредничество не потребовалось бы вообще).

В целом Индия проявляет упорство в обеспечении в собственном прочтении своих интересов, продолжая проведение независимой политики, сопряженной, как видно, с дистанцированием от Запада в вопросах построения нового миропорядка. Это, несомненно, продвигает ее к обретению великодержавного статуса в рамках объективного и уже идущего, по российским оценкам [4], «процесса формирования и возвышения новых мировых центров на справедливой универсальной основе баланса интересов». Очевидно, однако, что динамику процесса и цену, в которую неизбежное утверждение многополярности на планете обойдется человечеству, определит схватка, начатая проведением Россией СВО на Украине.

 

Источники и литература

  1. Ауст Штефан. Возникает антизападный блок народов небывалой мощи // Ди Вельт. 27.06.2022 // https://inosmi.ru/20220627/briks-254723523.html
  2. Воробьев Д. «Хитрые схемы»: Индия постарается обойти санкции Запада ради энергоресурсов России. Национальная служба новостей. 14.09.2022 // https://nsn.fm/economy/hitrye-shemy-indiya-postaraetsya-oboiti-sanktsii-zapada-radi-energoresursov-rossii
  3. Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Республики Индия С.Джайшанкаром. Москва, 8 ноября 2022 года // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1837496/
  4. Выступление министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и ответы на вопросы на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Москва, 15 февраля 2023 г. // https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1854365/
  5. Интервью министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова индийскому телеканалу «Индия Тудэй». Москва, 19 апреля 2022 г. // https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1810023/
  6. Катджу Вивек. Остерегайтесь «запретного плода» посредничества на Украине // Хинду, 15.11.22 // https://inosmi.ru/20221115/indiya-257831163.html
  7. Комментарий: Встреча Си Цзиньпина и Н.Моди наметила направление для устойчивых отношений между Китаем и Индией // Синьхуа. 15.10.2019 // http://russian.news.cn/2019-10/15/c_138471597.htm
  8. Косырев Дмитрий. Индия обводит Запад вокруг пальца. РИА Новости. 05.04.2022 // https://ria.ru/20220405/indiya-1781765763.htm
  9. Мельников Дмитрий. Самые важные итоги саммита G20 // Вести.RU. 16.11.2022 // https://www.vesti.ru/article/3045929
  10. Пекинская декларация XIV саммита БРИКС. 23 июня 2022 г. // http://www.kremlin.ru/supplement/5819
  11. Портякова Н. Сообразили про двоих: КНР и Россия стали главными темами саммита QUAD // Известия. 24.05.2022 // https://iz.ru/1339101/nataliia-portiakova/soobrazili-pro-dvoikh-knr-i-rossiia-stali-glavnymi-temami-sammita-quad
  12. Президент России провел телефонный разговор с премьер-министром Индии // ТВ БРИКС. 01.07.2022 // https://tvbrics.com/news/prezident-rossii-provel-telefonnyy-razgovor-s-premer-ministrom-indii/
  13. Путин провел телефонный разговор с премьером Индии Моди // Известия. 02.03.2022 // https://iz.ru/1299644/2022-03-02/putin-provel-telefonnyi-razgovor-s-premerom-indii-modi
  14. Сибал Канвал. Заявления премьер-министра Моди в Самарканде были мастерскими // Экономик Таймс. 19.09.2022 // https://inosmi.ru/20220919/indiya-256195269.html
  15. Скосырев В. США вовлекают Индию в технологическую войну против Китая // Независимая газета, 01.02.2023 // https://www.ng.ru/world/2023-02-01/1_8649_india.html
  16. Состоялся телефонный разговор Президента России В.Путина с премьер-министром Республики Индии Н.Моди // https://e-cis.info/news/568/98548/
  17. Строкань С. Индийские СМИ пройдут фейсконтроль // Коммерсант. 26.04.2022 // https://www.kommersant.ru/doc/5327712
  18. ТАСС. 16.11.2022 // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16339801
  19. Arunachal Pradesh - Rare Bipartisan Resolution in US House Backs India against China: Details // The Hindustan Times. 17.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/videos/news/arunachal-pradesh-rare-bipartisan-resolution-in-u-s-house-backs-india-against-china-details-101676620326277.html
  20. Beri Akhil. Understanding 22 and Biden-Modi Virtual Summit // Asia Society Policy Institute. 12.04.2022 // https://asiasociety.org/policy-institute/aspi-note-understanding-22-and-biden-modi-virtual-summit
  21. Bhasin Svati. Ukraine War, Defence Ties, Indo-Pacific - Focus at India - US 2x2 Talks, 10 points // The Hindustan Times. 12.04.2022 // https://www.hindustantimes.com/india-news/ukraine-war-defence-ties-indo-pacific-focus-at-india-us-2-2-talks-10-points-101649728424100.html
  22. Bhattacherjee Kallol. Poor have equal right to energy: Modi to G7 summit // The Hindu. 27.06.2022 // https://www.thehindu.com/news/national/pm-modi-meets-joe-biden-emmanuel-macron-and-justin-trudeau-at-g7-summit/article65570558.ece
  23. Brajesh T. QUAD Discuss China ahead PM and Xi’s Likely Presence at SCO // The Sunday Guardian. 03.09.2022 // https://sundayguardianlive.com/news/quad-discuss-china-ahead-pm-xis-likely-presence-sco
  24. Das Saptarshi. Center Congress Slams George Soros over Democratic Revival Remark on India // The Hindustan Times. 17.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/centre-congress-slams-george-soros-over-democratic-revival-remark-on-india-101676623599214.html
  25. Doval Meets Sullivan, Says Need to Convert Ideas into Actions // Indian Express. 01.02.2023 // https:// www.indianexpress.com/article/india/doval-meets-sullivan-says-need-to-convert-ideas-into-actions-8416319/
  26. External Affairs Minister Slams Pak on Terror, China on Border Issue // The Hindustan Times. 02.01.2023 // URL: https://www.hindustantimes.com/india-news/eam-slams-pak-on-terror-china-on-border-issue-101672769589178.html
  27. Gaurav Kunal. India to Bolster ITBP with 9 400 More Troops for 7 New Battalios, Sector HQ // The Hindustan Times. 15.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/india-to-bolster-itbp-with-9-400-more-troops-for-7-new-battalions-sector-hq-101676464159917.html
  28. Ghosh Poulomi. ‘Comfortable with New Delhi buying Russia oil, ties with India most consequential’: US officials // The Hindustan Times. 09.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/comfortable-with-new-delhi-buying-russia-oil-india-us-ties-most-consequential-101675912722033.html
  29. Ghosh Poulomi. Will let PM Modi to - US on Question of Mediation in Russia - Ukraine War // The Hindustan Times. 11.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/world-news/will-let-pm-modi-to-us-on-question-of-mediation-in-russia-ukraine-war-101676074627532.html
  30. Grossman Derek. Modi’s Foreign-Policy Juggling Act // Foreign Policy. 04.02.2022 // https://foreignpolicy.com/2022/02/04/modi-india-china-pakistan-geopolitics/
  31. Gupta Shishir. China Cautious, India Determined to Restore Peace on Ladakh Border // The Hindustan Times. 03.03.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/china-cautious-india-determined-to-restore-peace-on-ladakh-border-101677815222795.html
  32. Gupta Shishir. Modi Steps Up Ladakh Defence, Clears Shinkun La Tunnel // The Hindustan Times. 15.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/modi-steps-up-ladakh-defence-clears-shinkun-la-tunnel-101676462642262.html
  33. Gupta Shobhit. US Tries to Woo Idia Away from Russia with F35 Bombers in Aeroshow // The Hindustan Times. 17.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/world-news/us-tries-to-woo-india-away-from-russia-with-f-35s-bombers-in-aero-show-101676625523985.html
  34. Jaishankar Subramaniam. Interview to ORF correspondent: India’s and Austria’s Foreign Ministers Back Peaceful Resolution of Ukraine Conflict // The Hindustan Times. 02.01.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/india-austria-fms-back-peaceful-resolution-of-ukraine-conflict-101672669697567.html
  35. Krishnankutti Pia. Did Modi and Biden Review Ties at Bali or Was it just a Brief Meeting? MEA and White House Differ // Print. 23.11.2022 // https://theprint-in.translate.goog/diplomacy/did-modi-biden-review-ties-at-bali-or-was-it-just-a-brief-meeting-mea-white-house-differ/1230311/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc
  36. Laskar Resaul. Air India Inks Massive Deal For Airbus, Boeing Aircraft // The Hindustan Times. 15.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/air-india-inks-massive-deal-for-airbus-boeing-aircraft-101676397292480.html
  37. Laskar Resaul. Jaishankar and UK Counterpart james Cleverly Discuss Bilateral Ties // The Hindustan Times. 07.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/jaishankar-uk-counterpart-james-cleverly-discuss-bilateral-ties-101675779110773.html
  38. Mattoo Shashank. 5 Changes Jaishankar Wants in India’s Foreign Policy // The Hindustan Times. 09.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/videos/news/5-changes-jaishankar-wants-in-india-s-foreign-policy-101675790401872.ht
  39. Mishra Pankaj. On Ukraine’s Battlefields: Will Russia Make the Next Big Move? // Bloomberg. 02.02.2023 // https//www.bloomberg.com/opinion/articles/2023-02-02/on-ukraine-s-battlefields-will-russia-make-the-next-big-move?utm_source=website&utm_medium=share&utm_campaign=mobile-web-share
  40. Only Disengagement Will Restore Normalcy - India Tells China at Border Meet // The Hindustan Times. 23.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/only-disengagement-will-restore-normalcy-india-tells-china-at-border-meet-101677070275436.html
  41. Patel Shivam. India’s Modi Meets Biden at G20 Summit 2022 // Reuters. 15.11.2022 // https://www.reuters.com/world/india/indias-modi-meets-biden-g20-summit-2022-11-15/
  42. PM Modi’s bold message to West at G20 meet; ‘No group can claim global leadership’ | Watch // The Hindustan Times. 02.03.2023 // https://www.hindustantimes.com/videos/news/greece-train-collision-cctv-shows-how-human-error-caused-worst-ever-rail-crash-watch-101677748390976.html0
  43. Price Gareth. Ukraine War: Why India Abstained UN Vote Against Russia // Chatham House. March 2022 // https://www.chathamhouse.org/2022/03/ukraine-war-why-india-abstained-un-vote-against-russia
  44. Ranganathan Sukumar. 2x2 Meet: How India - US ties are stronger than ever amid Ukraine War // The Hindustan Times Insight. 16.04.2022 // https://www.youtube.com/watch?v=DdUP5W_F2mc
  45. Readout of President Joe Biden’s Meeting with President Xi Jinping of the People’s Republic of China. The White House. November 14, 2022 // https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/11/14/readout-of-president-joe-bidens-meeting-with-president-xi-jinping-of-the-peoples-republic-of-china/
  46. Sandhu Satnam Singh. G20 Bali Summit: World Echoed with India’s Take on Global Issues // The Hindustan Times. 19.11.2022 // https://www.hindustantimes.com/cities/chandigarh-news/g20-bali-summit-world-echoed-with-india-s-take-on-global-issues-101668796871362.html
  47. Self-reliant India now taking shape: Murmu // The Hindustan Times. 31.01.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/selfreliant-india-now-taking-shape-murmu-101675188880731.html
  48. Shivshankar Menon. Out of Alignment: What the War in Ukraine Has Revealed About Non-Western Powers // Foreign Affairs. 09.02.2023 // https://www. foreignaffairs.com/world/out-alignment-war-in-ukraine-non-western-powers-shivshankar-menon.
  49. Tirumurti T.S. Concluding on a high note in the UN Security Council. An Assessment of India’s Term 2021-2022 // Indian Council оf World Affairs // https://icwa.in/pdfs/UNSecurityCouncilWeb.pdf
  50. Too Soon to Meditate in Ukraine War - Hints EAM // The Hindustan Times. 11.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/india-news/too-soon-to-mediate-in-ukraine-war-hints-eam-101668102541011.html
  51. Western Sanctions Pushing India towards Russia - Envoy Heaps Praise on Putin - Modi Dosti // The Hindustan Times. 15.02.2023 // https://www.hindustantimes.com/videos/world-news/western-sanctions-pushing-india-towards-russia-envoy-heaps-praise-on-putin-modi-dosti-101676469312898.html